Галина Аврахова: ФАС стала макрорегулятором, который влияет на важнейшие экономические процессы

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Почти три года назад вступил в силу Закон о контрактной системе. О достижениях ФАС России при осуществлении функции контроля за государственными и муниципальными закупками мы попросили рассказать замруководителя УФАС по КЧР Галину Аврахову.

Галина Павловна, о каких достижениях ФАС при осуществлении функции контроля за государственными и муниципальными закупками можно сегодня говорить?

Общеизвестно, что Российская Федерация на современном этапе руководствуется при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд», вступившим в действие с 1 января 2014 года. Данный закон начинает комплексно регулировать отношения между заказчиком и поставщиком с момента планирования закупок до момента исполнения контракта. Данный закон устанавливает единый для всех порядок закупок товаров, работ, услуг, а также способы определения поставщика, подрядчика, исполнителя и процедуру заключения государственного или муниципального контракта.

За три года работы закона в него внесено около тридцати поправок. С 1 января 2017 года должен заработать каталог товаров, работ, услуг, идентификационный код закупки. Закупки государственных и муниципальных унитарных предприятий с 1 января 2017 года проводятся по закону о контрактной системе (за некоторыми исключениями).

Таким образом, за годы своей деятельности Федеральная антимонопольная служба России стала макрорегулятором, который влияет на важнейшие экономические процессы. Работая под девизом «Защищая конкуренцию – служим России», ФАС достигла многого, но впереди еще многое нужно сделать на благо нашей Родины.

Можно ли подвести итоги работы УФАС по КЧР в сфере исполнения государственной функции по контролю соблюдения норм Федерального Закона № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?

Рабочий год еще не закончен , но подводя предварительные итоги работы отдела по контролю закупок УФАС по КЧР можно говорить о следующем.
За период 2016 года в УФАС по КЧР поступило 120 жалоб на действия Заказчика, членов Единых комиссий, Уполномоченный орган при проведении торговых процедур при закупке товаров для федеральных, нужд субъекта и муниципальных нужд. Из них признаны обоснованными или частично обоснованными – 48 жалоб, т. е. почти 50 % от общего количества; по результатам рассмотрения выдано – 26 предписаний об устранении нарушений законодательства о закупках.

В 2016 году в наш адрес поступило и было рассмотрено 6 обращений Заказчиков о включения сведений о поставщиках в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения контракта и односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями условий исполнения контрактов.

Кроме того, в истекшем году проведено 100 проверок плановых и внеплановых. По письмам Прокуратуры проведено 18 внеплановых проверок , среди них объемные проверки двух Заказчиков : «КЧР КП «Дирекция капитального строительства» и МВД по КЧР. По результатам всех проверок выдано 71 предписание об устранении нарушений закона № 44-ФЗ.

В 2016 году проведено 3 проверки по обращениям Общественной Палаты РФ при организации отдыха и оздоровления детей. Во всех случаях Заказчиком были нарушены нормы Закона о контрактной системе, предписания не выдавались, так как контракты были заключены. Однако, должностные лица, виновные в допущенных нарушениях закона привлечены к административной ответственности в виде наложения штрафа.

По всем выявленным нарушениям управлением возбуждены дела об административных нарушениях, рассмотрены в установленные сроки, вынесены постановления о привлечении виновных к административной ответственности.