Суды двух инстанций подтвердили законность решения УФАС по КЧР в отношении РКЦ г.Черкесска

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд отклонил апелляционную жалобу ООО «Расчетно-кассовый центр» (РКЦ) г.Черкесска на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской республики о признании законными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР.

13 апреля 2010 года УФАС по КЧР вынесло решение и предписание ООО «Расчетно-кассовый центр» г.Черкесска о прекращении нарушения статьи 10 Федерального закона «О защите конкуренции». В соответствии с решением антимонопольного ведомства ООО «РКЦ», используя свое исключительное положение, ограничивает плательщиков жилищно-коммунальных услуг в выборе организаций, которыми они могут воспользоваться при оплате жилищно-коммунальных услуг, и соответственные организации в соперничестве за плательщиков жилищно-коммунальных услуг.

Судебная тяжба по данному делу длится с августа 2010 года. ООО «РКЦ» обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесии с заявлением признании недействительными решения и предписания УФАС по КЧР. Решением Арбитражного суда от 30 августа 2010 года оспариваемые акты управления были признаны недействительными. Однако постановлением от 20 декабря 2010 года Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа решение АС КЧР отменил, дело направил на новое рассмотрение. При повторном рассмотрении дела решением от 4 марта 2011 года АС КЧР вновь признал ненормативные акты УФАС по КЧР недействительными. 28 июня 2011 года с решением АС КЧР согласился и Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.

10 ноября 2011 года Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа отменил решения первой и второй судебных инстанций о признании незаконными решения и предписания УФАС по КЧР, дело направил на новое рассмотрение.

15 декабря 2011 года при повторном рассмотрении дела АС КЧР признал законными решение и предписание УФАС по КЧР в отношении ООО «РКЦ» г.Черкесска. 12 марта 2012 года Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в резолютативной части своего постановления подтвердил законность решения Арбитражного суда КЧР.

«После создания ООО «Сбытовая энергетическая компания» в 2005 году (в апреле 2010 года общество переименовано в ООО «Расчетно-кассовый центр») прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и банками, а также ФГУП «Почта России» были расторгнуты. Вместо «Водоканала», «Горэлектросетей» и «Теплосетей» с банками и ФГУП «Почта России» договор на сбор платежей заключило ООО «Сбытовая энергетическая компания», которое с января 2007 года в одностороннем порядке расторгло эти договоры и таким образом весь рынок достался без конкурентной борьбы ООО «Сбытовая энергетическая компания»., - отметила специалист - эксперт отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС по КЧР Галина Зименко.

Впоследствии, по ее словам, ООО «РКЦ» заключило субагентские договоры с некоторыми из банков и филиалом ФГУП «Почта России». «Расходы на сборы денежных средств с абонентов – составная часть тарифов за жилищно-коммунальные услуги, по общему правилу это около 3 % от тарифа. Своим субагентам, например, ФГУП «Почта России», ООО «РКЦ» выплачивает примерно половину от этих 3-х процентов. Если ФГУП «Почта России» соглашается на такие условия, значит, как минимум тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут быть снижены на 1,5%», - подчеркнула Галина Зименко.

УФАС по КЧР добивается равных условий для всех, кто работает на рынке приема платежей за коммунальные услуги, были одинаковые условия для работы. «Например, если у банка или ФГУП «Почта России» проценты за услуги приема платежей будут ниже, чем у «Расчетно - кассового центра», они станут более привлекательными для абонентов, а ООО «РКЦ» пусть конкурирует с ними, но в равных условиях», - заключила специалист - эксперт УФАС по КЧР .