Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесии

Конкуренция как форма организации экономической деятельности является одним из базовых институтов рынка, важнейшим условием его эффективности. Развитие конкуренции служит необходимым условием для устойчивого экономического роста экономики в целом,  повышения эффективности производства за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях и новых видах конкурентоспособной продукции, в частности. Кроме того, конкуренция представляет цивилизованный метод борьбы за существование на рынке и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.

Политика развития конкуренции является неотъемлемой составной частью процесса рыночных реформ, ее конечная цель - повышение эффективности экономики и обеспечение устойчивости экономического роста. За годы формирования рыночных отношений и развития конкурентной среды в России четко обозначились региональные проблемы развития конкуренции. Особенности формирования конкурентной среды зависят от общеэкономического состояния экономики региона.

Карачаево-Черкесию чаще относят к регионам с депрессивным развитием экономики, в котором состояние конкуренции определяется общим уровнем социально-экономического развития региона. Конкуренция в республике не приобрела полномасштабную конфигурацию созидательного характера, остаются сильными позиции монополизма в сфере производства и обращения товаров и услуг. Принята и реализовывается региональная программа "Развитие конкуренции в Карачаево-Черкесской Республике на 2010 - 2012 годы" разработана на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р "О программе развития конкуренции в Российской Федерации" и в соответствии с нормами Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Целью Программы является формирование конкурентной среды на рынках товаров и услуг и благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, обеспечивающих соперничество хозяйствующих субъектов на соответствующих рынках и создание экономически эффективных условий для обеспечения потребностей граждан в товарах и услугах. Принятие и реализация программы развития  конкуренции в Карачаево-Черкесской республике направлено на формирование такой конкурентной среды, которая способна обеспечить цивилизованный, созидательный характер конкуренции. Региональная программа развития конкуренции включает в себя план мероприятий, реализация которых и должна обеспечить формирование здоровой конкурентной среды.

При участии Карачаево-Черкесского УФАС России было проведено четыре круглых стола. При участии сотрудников УФАС по КЧР в Национальном Банке КЧР проведено совещание по вопросам развития безналичных расчетов и демонополизации  рынка платежей коммунальных услуг.

В 2011 году  проведена работа по формированию открытого доступа к информации о реализации программы развития конкуренции. В частности на сайте Минэкономразвития КЧР создан раздел, в котором содержится информация о программе развития конкуренции, планах мероприятий, а также  материалы по адвокатированию конкуренции.

В 2011 г. проведено 4 круглых стола с участием сотрудников УФАС по КЧР  по вопросу стабилизации цен на социально значимые продукты питания, расширения сбыта продукции местных сельхозпроизводителей, нарушений антимонопольного законодательства торговых сетей с учетом российской практики применения норм ФЗ «О государственном  регулировании торговой деятельности».

В Программу включены меры по развитию конкуренции в отдельных отраслях (в частности, на рынке жилищно-коммунального хозяйства, агропродовольственных рынках, в сфере розничной торговли, на строительном рынке, на рынке цемента, пассажирских перевозок и др.). В Карачаево-Черкесии есть некоторые рынки и сферы, где конкуренция могла бы существенно снизить стоимость товаров и услуг, а также повысить их качество и доступность. Например, это рынок приема коммунальных платежей, рынок предоставления услуг по обслуживанию МКД, рынок пассажирских перевозок и т.д.

1 ноября 2011 г. в Карачаево-Черкесском УФАС России состоялось очередное заедание Консультативного совета, на котором обсуждался ход реализации и подводились первые итоги действия республиканской программы развития конкуренции. На заседании присутствовал представитель Министерства экономического развития республики, который подробно остановился на мерах поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, предпринимаемых в связи с реализацией программы развития конкуренции. Членов консультативного совета, большинство из которых представители общественных движений в поддержку малого и среднего бизнеса, интересовали конкретные формы поддержки предпринимательства и условия участия в конкурсах  на получение гранта, получения кредита из гарантийного фонда, итоги работы бизнес-инкубаторов.

На заседании консультативного совета поднят вопрос реализации мероприятий Карачаево-Черкесского УФАС России, направленных на развитие конкуренции в сфере пассажирских перевозок. Так в частности 08.06.2011 года УФАС по КЧР рассмотрено дело о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении Министерства промышленности и энергетики Карачаево-Черкесской Республики (правопреемника Министерства  строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики) по признакам нарушения  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Установлено, что Министерством  допущены нарушения антимонопольного законодательства, которые привели  на территории КЧР к  ограничению и в некоторых случаях – к недопущению и устранению конкуренции на рынке регулярных  автобусных перевозок пассажиров и багажа   в междугородном и пригородном сообщении. При проведении  торгов по отбору перевозчиков для работы на регулярных автобусных маршрутах перевозки пассажиров и багажа в междугородном и пригородном сообщении были допущены нарушения, повлекшие устранение с рынка перевозки пассажиров и багажа индивидуальных предпринимателей в качестве самостоятельных субъектов правоотношений, что привело к фактическому разделу этого рынка между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями – фактическими победителями торгов.

При отборе победителей конкурса индивидуальные предприниматели принимали в них самостоятельное участие, однако при подведении итогов конкурса Министерство оформило перевозочные документы только на юридические лица. Это нарушение повлекло за собой  ряд картельных соглашений между индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, занимающимися перевозками пассажиров на территории КЧР. Элементы аналогичных действий наблюдаются в других субъектах Российской Федерации.  На сегодняшний день УФАС по КЧР рассмотрены  11 дел по ст. 11 ФЗ «О защите конкуренции», все предписания исполнены без обжалования.

12.10.2011 г. УФАС по КЧР предложено внести изменения в Программу развития конкуренции в части включения в план мероприятий проведение конкурсного отбора перевозчиков пассажиров по регулярным автобусным маршрутам пригородного и междугороднего сообщения в соответствии с антимонопольным законодательством: заключать  договоры с участниками и победителями при отборе перевозчика на каждом маршруте, не закреплять за перевозчиками распорядительных полномочий в отношении своих конкурентов при осуществлении перевозок на маршрутах.

На консультативном совете обсуждался также вопрос относительно порядка включения многоквартирных домов в программу проведению капитального ремонта. Правительством КЧР утвержден порядок отбора и условий включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по проведению капитального ремонта многоквартирных домов. Необоснованно исключена возможность равного участия в программе капитального ремонта собственников МКД, избравших непосредственный способ управления. Кроме того, и в принятых критериях допущена внутренняя дифференциация. Так по смыслу утвержденных критериев, если ТСЖ привлекают для управления  профессиональных управленцев (на что они имеют право), то из-за самого способа управления дом может получить 10 баллов при отборе, а другой дом с непосредственным профессиональным управлением при этом остается с 5 баллами.

Участники консультативного совета отметили, что в 2011 г. значительно снизилась активность властей по действиям, направленным на включение многоквартирных домов в адресную программу, в том числе по причине некомпетентных действий отраслевых республиканских министерств.

На данный момент Карачаево-Черкесским УФАС России ведется  разработка проекта порядка проведения «конкурентной экспертизы» республиканский правовых актов, а также актов органов МСУ, регулирующих различные вопросы предпринимательской деятельности, с привлечением общественности, представителей экспертного, научного и бизнес-сообществ. Безусловно, «конкурентная экспертиза» республиканский правовых актов проводилась и ранее (согласованы проекты постановлений Правительства КЧР, касающихся ограничения оборота энергетических напитков вблизи учреждений образования), однако оформленного порядка проведения такой экспертизы до сегодняшнего дня не существовало.

В целом, принятие Программы является значительным достижением региональной конкурентной политики, и ее реализация на основе межведомственного взаимодействия должна стать важным положительным примером совместных действий органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по развитию конкуренции.

 

Начальник отдела защиты конкуренции

и контроля органов власти УФАС по КЧР

кандидат экономических наук                                                       

Д.А. Чагарова