Совет руководителей территориальных органов ФАС в СКФО принял ряд важных решений

Совет руководителей территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России в СКФО принял ряд важных решений по итогам заседания, состоявшегося 18 ноября в Пятигорске.

На заседании были рассмотрены вопросы совершенствования методики расчета долей торговых сетей на продуктовых рынках, разработки и реализации адресных программ по капитальному ремонту многоквартирных домов, соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике.
 

Каир Бабаев: Система финансирования капитального ремонта многоквартирных домов напоминает гигантскую лотерею

Заместитель руководителя Карачаево-Черкесского Управления Федеральной антимонопольной службы России Каир Бабаев, выступая на заседании Совета с докладом на тему «Капитальный ремонт многоквартирных домов: проблемы и перспективы», в первую очередь напомнил, что для создания благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования ЖКХ в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в субъектах РФ реализуются адресные программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и созданию условий для управления ими.

Каир Бабаев считает, что «вся ныне действующая система финансирования капитального ремонта многоквартирных домов через Фонд содействия реформированию ЖКХ, способы распределения и освоения денежных средств на эти цели напоминают гигантскую лотерею».

«Везение в этой лотерее зависит от того, припишут вашему дому количество нужных баллов, или нет. А все дома нуждаются в капитальном ремонте в установленные для этого сроки. В какой мере можно обозначить государственную помощь социально справедливой, если одни собственники за счет государства разрешили все проблемы по этой части, а другие остаются ни с чем и неизвестно еще на какой длительный период?», - задался вопросом замруководителя УФАС по КЧР.

Он указал на нарушения антимонопольного законодательства при реализации программы по капитальному ремонту многоквартирных домов (МКД) в Карачаево-Черкесской республике в 2010 году.

«В УФАС по КЧР поступили заявления от ТСЖ и ООО, чьи дома не вошли в список домов для включения в муниципальную адресную программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики в 2010 году» или получили средства в значительно меньшем объеме, чем представленные финансовые потребности в соответствии с проектом капитального ремонта», - отметил Каир Бабаев.

По его словам, обратившиеся в управление ТСЖ в своих заявлениях указали, что не были допущены к участию в муниципальной адресной программе в 2010 году, хотя подавали заявки на проведение капитального ремонта в многоквартирных домах в соответствии с требованиями мэрии Черкесска.

Каир Бабаев считает, что в первую очередь был нарушен порядок включения многоквартирных домов в программу, так как ранжирование и оценка заявок были выполнены необъективно. По его мнению, введение мэрией города санитарных критериев при отборе домов для участия в адресной программе привело к тому, что при ранжировании было уделено количеству предписаний и протоколов, выданных санитарными службами. При этом докладчик отметил, что нормативно-правовыми актами Российской Федерации предусмотрены 3 группы критериев, по которым должен проводиться отбор МКД: технические, организационные и финансовые критерии

«По итогам ранжирования у домов, принадлежащих приватизированному муниципальному предприятию, санитарное состояние мест общего пользования оценено по максимальной ставке -5 баллов, а у ТСЖ- 0 баллов. Из-за такой схемы оценки по санитарным критериям многие ТСЖ не вошли в Программу, так как низкая оценка по санитарному критерию не позволила ТСЖ и управляющим компаниям набрать необходимое количество баллов для включения в Программу», - пояснил замруководителя Карачаево-Черкесского УФАС России.

Кроме этого в своем докладе Каир Бабаев затронул принятое 4 июня 2011 года Правительством КЧР постановление «Об утверждении порядка отбора и условиях включения многоквартирных домов в республиканскую адресную программу по проведению капитального ремонта МКД».

«По содержанию постановления выявлено следующее - при ранжировании домов по организационным критериям для собственников помещений многоквартирных домов, осуществивших способ управления этими домами посредством ТСЖ установлено 10 баллов; для собственников, заключивших договора с управляющими компаниями – 5 баллов, для собственников с непосредственным управлением - 0 баллов. Если учитывать предыдущий опыт, когда разница в несколько баллов срабатывала как лотерея, то по правилам правительства для домов с непосредственным управлением исключена возможность равного участия в программе капитального ремонта. Кроме того, допущена внутренняя дифференциация по МКД, в которых при любой форме (ТСЖ или УК) управления организаторами могут выступать профессиональные участники», - сказал Бабаев.

По мнению докладчика, критерии должны быть ориентированы не на оценку способов управления домами, а на состояние самих домов и перспективы для принятия решения о целесообразности и очередности их капитального ремонта, так как Жилищный кодекс РФ не предусматривает различий и не содержит ограничений по способам управления МКД.

«УФАС по КЧР усмотрело в решениях Правительства КЧР нарушения антимонопольного законодательства по дифференциации организационных критериев в зависимости от способов управления домами и выдало предписание правительству КЧР. Спор в настоящее время находится на стадии разбирательства на первой инстанции арбитражного суда», - проинформировал замруководителя Карачаево-Черкесского УФАС России.

Подводя промежуточные итоги капитального ремонта многоквартирных домов и деятельности Фонда содействия реформированию ЖКХ, Каир Бабаев предположил, что «часть собственников решили проблемы на ближайшие 15-20 лет, остальные остаются в неведении относительно источников их финансирования, ведь ныне собираемых средств как будто бы недостаточно и для текущего ремонта».

Каир Бабаев высказал ряд предложений по реформированию ЖКХ в рассмотренной в докладе части, а именно: запретить при отборе многоквартирных домов для капитального ремонта применение критериев, не имеющих какого-либо отношения к состоянию этих домов; при отборе не допускать на практике дифференциации многоквартирных домов в зависимости от способов управления ими; распространить нормы Закона о размещении заказов при отборе подрядчиков независимо от вариантов распределения средств Фонда содействия собственникам многоквартирных домов.

«Вышеуказанные меры позволят добиться применения более справедливых конкурентных принципов как при определении многоквартирных домов для включения в списки для капитального ремонта, так и при отборе подрядчиков для ремонта и эффективного использования федеральных бюджетных средств», - заключил замруководителя УФАС по КЧР.



Казбек Пшиншев: Наиболее хорошим и удобным рынком считается рынок с большим количеством игроков

Руководитель Кабардино-Балкарского Управления Федеральной антимонопольной службы России Казбек Пшиншев на заседании Совета руководителей территориальных органов Федеральной антимонопольной службы в СКФО уделил внимание вопросу совершенствования методики расчета долей торговых сетей на продуктовых рынках.


Казбек Пшиншев напомнил, что 4 мая 2010 года правительство РФ утвердило методику расчета объема всех продовольственных товаров, реализованных в границах субъектов РФ, муниципального района или городского округа и определения в этом объеме доли, приходящейся на торговые сети.

«Согласно методике общий объем товарооборота рассчитывается Росстатом на основе данных его территориальных органов. Собираются эти данные путем ежемесячного обследования сетей и розничных магазинов, ежемесячного или ежеквартального обследования сетей и розничных магазинов, ежемесячного или ежеквартального обследования торговый предприятий малого бизнеса (каждый год малый бизнес обследуют выборочно, а результаты распространяют на всех). Ярмарки и рынки обследуют раз в квартал и тоже выборочно. Причем показатель оборота приводится в фактических ценах с учетом НДС», - пояснил Казбек Пшиншев.

Докладчик указал на детальные особенности расчета оборота для крупных торговых предприятий и предприятий малого бизнеса, имеющиеся в методике, подробно проинформировал о расчетах долей торговых сетей на продуктовых рынках, осуществляющих свою деятельность в Кабардино-Балкарской республике, отметив, что ни одна торговая сеть не достигла 25 %- го порога доминирования ни на региональном, ни на локальном рынках.

Глава Кабардино-Балкарсого УФАС России обратил внимание на то, что ФАС предложила внести в Закон о торговле поправку, которая накладывает запрет на сделки торговой сети по приобретению или аренде дополнительной площади торговых объектов, если доля сети более 25% и если в результате совершения сделки доля сети составит более 25% за исключением случаев, когда в результате сделки не происходит сокращения хозсубъектов, не входящих в одну группу лиц на товарном рынке.

«Хотелось бы отметить, что качественной характеристикой торговой сети можно назвать стремление к расширению, в то же время с позиции потребителя, наиболее хорошим и удобным рынком считается рынок с большим количеством игроков», - подчеркнул Казбек Пшиншев.



Курбан Кубасаев: Нужно устранить пробелы законодательного регулирования запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике

Вопросу запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, группами лиц, а также аффилированными лицами посвятил свое выступление руководитель Дагестанского Управления Федеральной антимонопольной службы России Курбан Кубасаев.

По его мнению в последние годы в электроэнергетике России происходят радикальные преобразования: формируется новая нормативно-правовая база и система регулирования, меняется структура отрасли, постепенно формируется конкурентный рынок электроэнергии.

Руководитель Дагестанского УФАС России напомнил, что с 1 апреля 2006 года юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии. Этот запрет также должен соблюдаться с даты окончания переходного периода реформирования электроэнергетики группами лиц и аффилированными лицами в границах одной ценовой зоны оптового рынка.

«Для реализации указанных требований с 1 апреля 2006 года не допускается одновременно иметь на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии. Вместе с тем, для энергоснабжающих организаций не исключена возможность продажи электроэнергии (на розничном рынке) и передачи конечным потребителям (абонентам) на безвозмездной основе (по присоединенной сети)», - пояснил Курбан Кубасаев.



Докладчик привел пример совмещения ОАО «МРСК Северного Кавказа» в группе лиц деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии.

«Дагестанское УФАС России в своей практике также столкнулось с вопросом совмещения ОАО «МРСК Северного Кавказа» в группе лиц деятельности по передаче электрической энергии с деятельностью по купле-продаже электрической энергии. Названному обществу Управлением выдано предписание о расторжении договора передачи ОАО «МРСК Северного Кавказа» функций единоличного исполнительного органа сетевой организации ОАО «Дагэнергосеть», функционирующей на территории Республики Дагестан. Рассмотрение соответствующего спора в арбитражном суде к настоящему времени не завершено», - проинформировал руководитель УФАС по РД.

Руководитель антимонопольного органа Дагестана обратил внимание на тот факт, что в Законе об особенностях функционирования электроэнергетики не установлены последствия несоблюдения запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике, в случае если соблюдение указанного запрета не может быть обеспечено путем принудительной реорганизации юридического лица. Кроме этого, по его словам, Законом не предусмотрено института, с помощью которого антимонопольный орган может выполнять возложенные на него функции.

Для возможного решения указанных проблем Руководитель Дагестанского УФАС России предложил внести следующие изменения в Закон об особенностях функционирования электроэнергетики:

- уточнить формулировки видов деятельности в электроэнергетике, совмещение которых запрещено;

- предусмотреть ведение антимонопольным органом реестра лиц, имеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, с включением в него сведений об аффилированных с ними лицах;

- установить, что в случае если соблюдение запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике не может быть обеспечено путем принудительной реорганизации юридического лица, последствием указанного несоблюдения должно быть принудительное отчуждение (продажа) прав на имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии

- предусмотреть предъявление антимонопольным органом требования о выведении из группы лиц, аффилированных лиц, в действиях которых имеется нарушение запрета, установленного Законом об особенностях функционирования электроэнергетики, конкурентного (или естественно-монопольного) вида деятельности.



Итоги заседания руководителей территориальных органов Федеральной антимонопольной службы в СКФО

По итогам обсуждения указанных вопросов Совет территориальных органов Федеральной антимонопольной службы в СКФО принял ряд решений:

По вопросу разработки и реализации программ по капитальному ремонту многоквартирных домов:

- обратиться в Центральный аппарат ФАС России с предложением распространить нормы Закона о размещении заказов при отборе подрядчиков независимо от вариантов распределения средств Фонда содействия реформированию ЖКХ собственникам многоквартирных домов.

- рекомендовать ФАС России обратиться в Министерство регионального развития, с предложением внести изменения в нормативные акты для того, чтобы исключить дифференциацию многоквартирных домов в зависимости от способов управления ими при включении в списки домов для капитального ремонта.



По вопросу совершенствования методики расчета долей торговых сетей на продуктовых рынках:

- предложить Экспертному совету по развитию конкуренции в сфере розничной торговли ФАС России рассмотреть возможность внесения в Методические рекомендации следующих положений:

а) разграничить объемы продаж продтоваров торговыми сетями, субъектами малого бизнеса, микропредприятиями, индивидуальными предпринимателями и розничными рынками;

б) при расчете общего товарооборота предусмотреть вариант понижающего коэффициента на объемы продаж участников розничного рынка реализации продтоваров; в) расчет общего товарооборота производить не по валовому товарообороту с НДС, а по чистой выручке.

- обратиться в Центральный аппарат ФАС России с предложением в порядке законодательной инициативы внести изменения в статью 14 Закона о торговле в части ограничения права торговых сетей, не достигших 25%-ного порога на приобретение и аренду дополнительных торговых площадей в целях исключения возможности достижения ими 100% доли регионального либо локального рынков розничной реализации продтоваров.



По вопросу запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, группами лиц, а также аффилированными лицами:

- обратиться в Центральный аппарат ФАС России с предложением внести изменения в Закон об электроэнергетике в порядке законодательной инициативы в части уточнения формулировок видов деятельности, совмещение которых запрещено



Ася Капаева,

пресс-служба Карачаево-Черкесского УФАС России