В Карачаево-Черкесии антимонопольщики заявляют о захвате рынка по сбору коммунальных платежей

Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике (УФАС по КЧР) оспорило решение республиканского арбитражного суда о признании незаконным предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства организацией "Расчетно-кассовый центр" (РКЦ) Черкесска. 

Напомним, в марте 2010 года УФАС по КЧР вынесло предписание РКЦ прекратить нарушение статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции". В соответствии с определением антимонопольного ведомства, "Расчетно-кассовый центр", используя свое исключительное положение, ограничивало плательщиков жилищно-коммунальных услуг в выборе обслуживающих организаций.

Как сообщили корреспонденту "Кавказского узла" в пресс-службе антимонопольного ведомства, Арбитражный суд Карачаево-Черкесии признал предписание антимонопольного ведомства не соответствующим закону "О защите конкуренции". УФАС по КЧР направил кассационную жалобу в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, который отменил решение первой инстанции и вернул дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении Арбитражный суд КЧР вновь принял решение в пользу "Расчетно-кассового центра".

В апелляционной жалобе от 30 марта 2011 года антимонопольное управление просит отменить решение республиканского арбитражного суда, считая, что он ушел от существа предмета спора, позволил себе выйти за рамки установленных судом кассационной инстанции обстоятельств.

Специалист-эксперт отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС по КЧР Галина Зименко рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что "задача антимонопольного органа - не убрать ООО "Расчетно-кассовый центр" с рынка приема платежей за коммунальные услуги, а сделать этот рынок конкурентным, и чтобы абоненты имели право выбирать обслуживающую организацию".

"После создания ООО "Сбытовая энергетическая компания" в 2005 году (в апреле 2010 года общество переименовано в ООО "Расчетно-кассовый центр". - Прим. "Кавказского узла") прямые договоры между ресурсоснабжающими организациями и банками, а также ФГУП "Почта России" были расторгнуты. Новые договоры на сбор платежей заключила "Сбытовая энергетическая компания", которая с начала 2007 года в одностороннем порядке расторгла эти договоры. Таким образом, весь рынок достался без конкурентной борьбы "Сбытовой энергетической компании". Впоследствии РКЦ заключил субагентские договоры с некоторыми из банков и филиалом "Почты России", - пояснила эксперт УФАС по КЧР.

По ее словам, расходы на сборы денежных средств с абонентов - составная часть тарифов за жилищно-коммунальные услуги, по общему правилу это около 3% от тарифа. "Своим субагентам, например, "Почте России", РКЦ выплачивает примерно половину от этих 3%. Если "Почта России" соглашается на такие условия, значит, как минимум тарифы на жилищно-коммунальные услуги могут быть снижены на 1,5%", - считает Галина Зименко.

Она добавила, что антимонопольное управление республики добивается, чтобы у всех, кто работает на рынке приема платежей за коммунальные услуги, были одинаковые условия для работы. "Например, если у банка или почты проценты за услуги приема платежей будут ниже, чем у "Расчетно-кассового центра", они станут более привлекательными для абонентов, а РКЦ пусть конкурирует с ними, но в равных условиях", - заключила Зименко.

Житель города Черкесска Абумуслим Умаров обратился УФАС по КЧР с заявлением, что "несколько лет назад в приеме платежей участвовали и отделения связи, и банки, куда мог прийти любой плательщик и спокойно без суеты оплатить коммунальные услуги". "Почему я не могу произвести оплату через почту, которая не взимает с плательщика комиссионный сбор, а удерживает свой процент с общей суммы, перечисляемой компании?" - задается вопросом Абумуслим Умаров.

Кроме этого Умаров просит проверить действия РКЦ по проведению ежемесячных контрольных снятий показаний с приборов учета. По его словам, в соответствии с российским законодательством работники общества имеют право посещать жилище абонента, чтобы снять показания с приборов учета, только два раза в год.

Жительница республиканской столицы Зухра Герюкова также обратилась с жалобой в УФАС по КЧР на действия "Расчетно-кассового центра". Она пишет, что ежемесячно РКЦ ей высылает предупреждения о начислении пени за ремонт и содержание жилья, что является, по ее словам, неправомерными действиями. "Кроме этого в устной форме работники этой организации предупреждали об отключении подачи электроэнергии, если я не погашу долг по квартплате", - пожаловалась Герюкова.

Жители Черкесска Виктор Панков, Анжела Загаштокова, Руслан Текеев, Татьяна Переева, Валентина Хитрова обратились с жалобами в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на отключение работниками "Расчетно-кассового центра" подачи электроснабжения из-за их задолженности по оплате за водоснабжение или другие коммунальные услуги. По словам некоторых из заявителей, электричество в домах было отключено в их отсутствие.

Как пояснил корреспонденту "Кавказского узла" руководитель управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесии Амин Уракчиев, "Расчетно-кассовый центр" не имеет права отключать электроэнергию за долги по другим видам услуг и высылать предупреждения о начислении пени в случае задолженности за те или иные виды жилищно-коммунальных услуг. "РКЦ вообще не имеет права осуществлять иные действия, кроме как сбор платежей с населения. РКЦ - это касса, где население оплачивает жилищно-коммунальные услуги", - заявил Уракчиев.

Между тем в своем отзыве на кассационную жалобу УФАС по КЧР на решение Арбитражного суда республики о признании незаконным предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства "Расчетно-кассовым центром", руководство организации отмечает, что факты об отключении электроэнергии за неуплату других коммунальных услуг "не подтверждены ни одним доказательством: предписанием либо судебным актом".

Руководство РКЦ не согласно с предписанием антимонопольного ведомства о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Оно считает, что "отсутствие факта устранения с рынка оказания услуг по приему платежей от населения Черкесска кредитных организаций и ФГУП "Почта России" подтверждается субагентскими договорами на сбор коммунальных платежей, заключенными "Расчетно-кассовым центром" с рядом банков и Карачаево-Черкесским отделением "Почты России".

Как сообщал "Кавказский узел", о новых тарифах на все виды коммунальных услуг на 2011 год в республике проинформировал 30 декабря 2010 года замначальника управления Карачаево-Черкесии по тарифам и ценам Виктор Псху. Он рассказал, что с 2011 года вводится ограничение на рост платежей граждан за коммунальные услуги - в совокупности они не должны превышать 15% от общих объемов платежей за месяц в 2010 году при условии, если объемы потребляемых услуг останутся на уровне 2010 года.