Карачаево-Черкесским УФАС России рассмотрена жалоба на действия организатора торгов
Карачаево-Черкесским УФАС России (далее – Управление) рассмотрена жалоба, поступившая в порядке статьи 18.1 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) на неправомерные действия администрации муниципального района Карачаево-Черкесской Республики при проведении аукциона по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, или права на заключение договоров аренды.
Жалоба содержала предусмотренные п. 6 ст. 18.1 Закон о защите конкуренции документы и сведения и принята к рассмотрению.
Торги проводились в форме аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков.
Заявитель указывал на признаки нарушения при организации и проведения торгов по аренде земельных участков. В извещении Организатором торгов установлен Перечень представляемых претендентами документов и требования к их оформлению (далее – Перечень). Так, в пункте 3 данного Перечня, установлено требование представления нотариально заверенных копий документов, удостоверяющих личность – для физических лиц. Просил признать жалобу обоснованной, признать Организатора торгов нарушившим порядок организации и проведения торгов, аннулировать аукцион.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися.
Рассмотрев все представленные документы, Комиссия Управления установила следующее.
Статьей 39.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ, для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы:
1) заявку на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан);
3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
4) документы, подтверждающие внесение задатка.
В пункте 1 статьи 39.12 ЗК РФ отсутствует требование в составе заявки предоставления заверенной нотариально копии документа, удостоверяющего личность.
Пунктом 3 статьи 39.12 ЗК РФ установлено, что организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пунктах 1 и 1.1 настоящей статьи. Организатор аукциона в отношении заявителей - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запрашивает сведения о заявителе, содержащиеся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц и едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Управления установлено, что в Организатором торгов в аукционной документации размещен Перечень представляемых претендентами документов и требования к их оформлению:
Претенденты на участие в аукционе – физические лица:
1) заявка на участие в аукционе заполненная по установленному образцу в 2-ух экземплярах, с указанием реквизитов счета для возврата задатка в 2 экземплярах;
2) документы, подтверждающие внесение задатка (платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении);
3) нотариально заверенные копии документов, удостоверяющих личность – для физических лиц;
4) доверенность, в случае подачи заявки представителем претендента;
Претенденты на участие в аукционе – юридические лица:
1) заявка на участие в аукционе заполненная по установленному образцу в 2-ух экземплярах, с указанием реквизитов счета для возврата задатка в 2 экземплярах;
2) документы, подтверждающие внесение задатка (платежный документ с отметкой банка плательщика об исполнении);
3) выписка из решения уполномоченного органа юридического лица о совершении сделки (если это необходимо в соответствии с учредительными документами участника и законодательством государства, в котором зарегистрирован участник);
4) нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
5) опись представленных документов в 2 экземплярах;
6) предоставление государственной услуги возможно с использованием универсальной электронной карты.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что на потенциальных участников торгов фактически возложено требование о представлении документов, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ, что прямо запрещено пунктом 3 статьи 39.12 ЗК РФ.
Нотариальное заверение документов заявки является платной услугой, что налагает на потенциальных участников дополнительные финансовые расходы и расценивается Комиссией Управления как фактор ограничения конкуренции.
Исходя из вышеизложенного, Организатор торгов в нарушение пункта 3 статьи 39.12 ЗК РФ, при разработке документации о торгах в части требуемых документов в составе заявки, в нарушение норм земельного законодательства, установил требования представления документов, не предусмотренных пунктом 1 статьи 39.12 ЗК РФ.
По итогам рассмотрения жалобы Комиссия Управления, решила признать жалобу обоснованной, признать в действиях администрации муниципального района нарушение пункта 3 статьи 39.12 ЗК РФ, выдать Организатору торгов обязательное для исполнения предписание.