• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

В действиях органа местного самоуправления отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства

Карачаево-Черкесским УФАС России (далее – Управление) рассмотрено обращение Заявителя на действия органа местного самоуправления (далее – Администрация) при приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.

Так, 26.11.2020 Администрацией на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов http://torgi.gov.ru, размещено извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе.                          

На заседание комиссии о признании претендентов участниками аукциона (Протокол от 30.12.2020 №8) (далее – Протокол заседания комиссии № 8) поступило несколько заявок.

Постановлениями Администрации, вышеуказанные земельные участки в соответствии подпункта 14 пункта 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставлены в аренду физическим лицам, без проведения торгов.

Согласно статье 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной поддержке инвалидов в Российской Федерации», инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов, в том числе, в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно пункту 13 статьи 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 38.18 ЗК РФ извещение о предоставлении земельного участка.

Согласно пункту 7 статьи 39.18 ЗК РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе, уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Виду того, на спорные земельные участки поступило несколько заявок, Администрация обязана была в недельный срок со дня поступления заявлений о намерении участвовать в аукционе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

Учитывая изложенное, предоставление земельного участка, в отношении которого поступили заявления о намерении участвовать в аукционе для целей личного подсобного хозяйства, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, является признаком нарушения статей 39.16, 39.18 ЗК РФ.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», конкуренция – соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Так, правоотношения, не связанные с предпринимательской деятельностью, не могут повлиять на конкуренцию на товарных рынках.

Из вышеизложенного следует, что в действиях Администрации при приеме заявлений о предоставлении в аренду земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, отсутствуют нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 9 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», Карачаево-Черкесское УФАС России отказало в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Однако, в связи с установленными выше обстоятельствами, обращение по подведомственности перенаправлено в Прокуратуру Карачаево-Черкесской Республики, для рассмотрения по существу.