Проверки без предварительного уведомления нарушают антимонопольное законодательство

Карачаево-Черкесским УФАС России (далее - Управление), рассмотрено заявление Общества на действия филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго», выразившиеся в проведении проверки на объекте с нарушением условий договора и действующего законодательства, что привело к необоснованному начислению платы за безучетное потребление электрической энергии.

Между Обществом и гарантирующим поставщиком АО «Карачаево-Черкесскэнерго» заключен договор энергоснабжения по условиям которого Гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности). Согласно п. 4.9 названного договора Проверка расчетных приборов учета потребителя проводится сетевой организацией не реже 1 раза в год, в том числе путем проведения инструментальной проверки.

Согласно заявлению Общества, представителями Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго» проведена проверка приборов учета. В ходе проверки сотрудниками сетевой организации составлен Акт о безучетном потреблении электрической энергии, а так же выставлен счет об образовании задолженности.

Управлением в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, было установлено, что представителями Филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго» проведена проверка в отношении Общества без его надлежащего предварительного уведомления.

В соответствии с п. 174 Основных положений «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442, в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета.  

Следовательно, при проведении подобной проверки присутствие потребителя является обязательным, что обеспечивает предоставление ему возможности дать пояснения по нарушениям, выявленным сетевой организацией.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

По результатам рассмотрения, Комиссия Управления признала в действиях филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-  Черкесскэнерго» нарушение пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Ответственность за указанное правонарушение предусмотрена частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ.

На основании изложенного, Управление признало филиал ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Карачаево-Черкесскэнерго» нарушившим часть 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначило наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.