Минусы Закона о торговле в условиях санкций

Сфера деятельности: ЖКХ

Принятие Закона Российской Федерации о регулировании торговой деятельности в 2009 году  был обусловлен необходимостью решения задач защиты субъектов малого бизнеса от экспансии торговых сетей. Основные нормы закона, имеющие экономическое значение, направлены на установление предельных объемов торговли продовольственными товарами торговыми сетями на соответствующих территориях субъектов РФ или муниципалитетов, а также определение предельного значения роста цены на продовольственные товары в размере тридцати процентов в течение тридцати дней, после которого Правительство Российской Федерации имеет право на утверждение предельно допустимых розничных цен на эти товары.

Ситуация, складывающаяся в субъектах Российской Федерации после введения экономических санкций и ответных мер, показывает, что органы государственной власти не в состоянии оперативно реагировать и регулировать макроэкономические процессы в торговле, связанные в значительной степени со спекулятивным ценообразованием в оптовых и розничных звеньях торговли.

Практика показывает, что и торговые сети, и индивидуальные субъекты в торговле успешно преодолевают ограничения, установленные законом о торговой деятельности. Последние события показывают, что рост цен на продукты питания перестал быть только предновогодным явлением. Непредсказуемая динамика курса рубля, введение эмбарго на импорт ряда товаров и другие факторы подстегивают инстинкты  предпринимателей в торговле к максимальному извлечению доходов. Рост цен на продукты питания в течение трех-четырех месяцев становится угрожающим фактором для всей экономики.  При этом расчеты показывают, что экономически может быть обоснован рост цен  только на импортное составляющее в содержании любого продукта питания. В продуктах питания российского производства доля импортной составляющей не  превышает  5-7 процентов.  Все неблагоприятные факторы могут повлиять на рост цен за весь «сумбурный» период на 15-16 процентов. Мы же наблюдаем 2-2.5 кратный рост цен на товары первой необходимости за 4-месячный период.

Торговые сети обходят  запретные нормы закона не в тридцатидневные сроки, а в более длительные. В большинстве торговых сетей с октября 2014 по февраль 2015 года цены на крупы, сахар, мясо, капусту, картошку поднимались ежемесячно в пределах от 15 до 28 процентов. За 4 месяца цена выросла более чем на 100 процентов. И это все в пределах нормы, не требующего оперативного реагирования со стороны контролирующих органов государственной власти.

Что можно противопоставить спекулятивным интересам предпринимателям в сфере торговли? Кроме как попытаться найти в их спекулятивной тактике согласованные действия по установлению цен. Ничего более! Доказывать согласованность действий при отсутствии у тех же антимонопольных органов оперативных полномочий – это довольно-таки бесполезная деятельность. Бум по гречневой крупе трехлетней давности, те же скачки и падение цен и отмененные судами решения антимонопольных органов – наглядное тому свидетельство. Прежде всего я бы не стал призывать к необходимости тотального администрирования и регулирования торговой деятельности. Но в то же время государство должно иметь эффективные  рычаги макроэкономического регулирования и адекватного реагирования на спекулятивную конъюнктуру торгового капитала.

Норма законодательства, формально разрешающая повышение цены за месяц до 29.9 процентов, на мой взгляд, является запредельной. Рост цены более чем параметры по инфляции должно быть недопустимой. Если говорить о самой верхней точке, то она не должна за месяц выходить за 15 процентов. Далее должна действовать шкала по регрессии. К примеру, за следующие тридцать дней цена не должна вырасти более чем на 8 процентов, следующие тридцать дней – более чем на 4 процента. Итого пределы роста цен необходимо устанавливать на долговременные периоды и они в сумме  не должны выходить за тридцатипроцентные барьеры.

Вторая проблема, требующая законодательного разрешения, связана с исчислением налогов на доходы, связанные с конъюнктурой повышения цен на продовольственные товары. В настоящее время для большей части предпринимателей, работающих по патентной или упрощенной системе налогообложения, всплески цен приносят необоснованные доходы, с которых платятся такие же налоги, как и в обычные периоды торговой деятельности. В этой части представляется возможным установить прогрессивную систему налогообложения на доходы, полученные в результате необоснованного роста цен.

Заместитель руководителя УФАС по КЧР         

Бабаев Каир Абуталибович