ФАС России – новая концепция закона «О размещении заказов…»

Теги: Закон
Сфера деятельности: Контроль госзакупок

 

С 2005 года все закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд  производятся  в стране  в соответствии с нормами , прописанными в Федеральном  законе «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». За время действия закона в него внесено большое количество  изменений, закон постоянно совершенствуется  и надо отметить, что ситуация с размещением государственного заказа принципиально изменилась.  Новое законодательство пришло на смену неэффективному  и коррупционному ранее действовавшему порядку  проведения процедур размещения заказа.

Однако, в системе государственного заказа  отмечается ещё целый ряд нерешенных проблем, вызывающих справедливую критику, для устранения которых Президент страны и Правительство РФ  поручили  внести изменения  в действующую редакцию закона.

Хотелось бы остановиться на некоторых изменениях подробнее.

В целях повышения профессионализма  заказчиков  и качества конечного результата  необходимо определить министерства в силу закона уполномоченными органами по размещению заказов для их подведомственных учреждений , т.е. централизация функции закупок.

В целях повышения профессионализма поставщиков  и качества конечного результата предусмотреть в определенных случаях при приобретении продукции количественно измеряемые и администрируемые  дополнительные требования   к участникам. ФАС считает, что особенно  актуально введение данных требований для творческих сфер, как НИОКР, проведение экспертиз, оказание юридических услуг и т.д.

Много вопросов возникало  при определении начальной цены контракта. Ведь известны случаи, когда при проведении аукционов начальная цена была снижена на половину.  Поэтому для корректного формирования начальной цены контракта необходимо определить алгоритм действий заказчиков  по её обоснованию , а также поручить профильным ведомствам определять в ряде случаев её расчет.

ФАС считает необходимым ввести обязанность публичной защиты заказчиком своих бюджетных потребностей , что повысит общественный контроль в данной сфере. С целью мотивации заказчиков  на получение экономии от госзаказа  целесообразно было бы рассмотреть вопрос об аккумулировании  на уровне Федерального казначейства  полученной на торгах экономии бюджетных средств в специальном «Инновационном фонде», распределение которого осуществлялось бы в конце года.  Половину средств фонда  возвращать заказчику , получившему экономию бюджетных средств  на закупку дополнительных товаров и в том числе на увеличение  его фонда оплаты труда – это создаст мотивацию получать экономию бюджетных средств.

В рамках ужесточения  ответственности для нарушителей  ввести процедуру дисквалификации должностных лиц заказчиков  при грубейших нарушениях  и предусмотреть специальные составы  уголовной ответственности для преднамеренных действий  в сфере госзаказа.

Для исключения возможности злоупотребления предпринимателями своими правами, а также введения  для предпринимателей  возможности электронного обжалования  действий заказчика   закрепить законодательно  установление  государственной пошлины за подачу жалоб.

Исключение запроса котировок, как конкурентного, но коррупционного  способа размещения заказа и замена его  короткий по срокам электронный аукцион.

Предлагается установить законодательные требования  к обеспечению контрактов, введя  типовые формы банковских гарантий и поручительств, а также централизованную проверку  поручителей по контрактам.

Для снижения возможностей по недобросовестному исполнению государственных контрактов проводить включение в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о физическом лице, осуществляющим управление соответствующим юридическим лицом и введение обязанности заказчиков требовать  финансовое обеспечение по всем контрактам для их качественного исполнения.

И конечно же одно из основных – создание в сфере госзаказа единого экономического пространства  в стране путем централизованного (на пяти электронных площадках) проведения электронных аукционов, как наиболее эффективного способа размещения заказов.

 

 

Заместитель руководителя управления-начальник отдела

контроля размещения государственного заказа и рекламы

Г.П.Гринько