Результаты и направления деятельности Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике за 2010 год

 

В 2010 году УФАС по КЧР осуществляло свою деятельность по следующим направлениям:

- контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

- контроль экономической концентрации на товарных и финансовых рынках, анализ и обзор рынков, оценка состояния конкуренции;

- контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов по государственному оборонному заказу);

- контроль и надзор за соблюдением законодательства о рекламе;

- определение положения хозяйствующих субъектов на товарных и финансовых рынках.

 

1.  Антимонопольный контроль

 

В отчетном периоде в УФАС по КЧР  поступило 90 (в 2009 году - 41) заявлений. Количество заявлений по сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличилось в 2,2 раза. Из них  по 59 заявлениям возбуждено 31 дело. Кроме этого, возбуждено 16 дел по инициативе УФАС по КЧР. Всего возбуждено 47 дел.

О проверках! За отчетный период проведено 20 выездных контрольных мероприятий   по соблюдению АМЗ, из них 6 - плановых.

Хозяйствующих субъектов, злоупотребляющих  доминирующим положением на рынке, меньше не стало, но радует, что их количество и не увеличилось! (ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции»). Для уточнения скажем, что здесь наблюдались факты создания дискриминационных условий и препятствий доступу на рынок (см. пункты 1,2 в Приложении).

Имел место факт пресечения соглашений и согласованных действий хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию (ст. 11 Закона «О защите конкуренции») (см. пункт 3 в Приложении).

Также были факты пресечения недобросовестной конкуренции (ст. 14 Закона «О защите конкуренции») (примеры см. в пунктах 4,5 Приложения).

Управлением были выявлены и пресечены акты и действия (бездействия) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленные на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 15 Закона «О защите конкуренции»).

При рассмотрении нарушений по статье 15 было установлено, что  этими нарушениями затронуты рынки электро-теплоэнергии, недвижимого имущества, автоперевозок пассажиров и багажа, жилищно-коммунального хозяйства. Из них значительную часть занимают нарушения, связанные с необоснованным препятствованием осуществлению деятельности хозсубъектов.

При   размещении заказов для государственных и муниципальных нужд допущено 4 (1) нарушения (примеры дел смотрите в п.п. 6,7 Приложения).

Были выявлены и пресечены соглашения и согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов власти органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации, направленных на недопущение, ограничение, устранение конкуренции (статья 16 Закона «О защите конкуренции») в количестве – 6 (что тоже превышает прошлогодний показатель вдвое). Из них 4 дела о повышении тарифов и 2 дела по нарушению на финансовом рынке. Заметим, что эти нарушения устранены в процессе рассмотрения дела (пример см.  в п. 8 Приложения).

А вот о предоставлении государственных или муниципальных преференций стоит сказать следующее.

В 2010 году было возбуждено 3 дела по нарушению  статей 19-21 ФЗ «О защите конкуренции», предписания выданы и учтены в отчете по нарушениям, предусмотренным  пунктом 7 части 1 статьи 15  - 2 дела: в отношении Правительства КЧР и 1- в отношении  Думы и Мэрии г. Черкесска (пример в п. 9 Приложения).

2. Государственный контроль за ограничивающими конкуренцию соглашениями хозяйствующих субъектов (статья 35 Закона «О защите конкуренции»).

В отчетном периоде Управлением рассмотрено  и удовлетворено (принято к сведению) 25 уведомлений  о соглашениях финансовых организаций, достигнутых в письменной форме. Все уведомления приняты без выдачи предписаний.

3. Работа территориального органа в сфере контроля размещения заказов состояла в следующем.

За 2010 год в Управление поступило 43 жалобы от участников размещения заказа. Из них обоснованными признаны - 13. А по результатам рассмотрения жалоб и проведения внеплановых проверок  было выявлено 50 нарушений Закона и выдано 13 предписаний.

Из практики можно сделать вывод о том, что наиболее актуальным и не урегулированным Законом при размещении заказов был вопрос, связанный с оказанием услуг по обязательному страхованию автотранспортных средств.

О проверках! За отчетный период было проведено - 74 проверочных мероприятия по контролю за размещением государственных и муниципальных заказов, из них   28 -  выездных и   46 - камеральных  проверок органов власти различных уровней, получателей бюджетных средств. По результатам проведения контрольных мероприятий было выявлено 507 нарушений  Закона, выдано -  54 предписания.

4. Контроль рекламной деятельности

В отчетном периоде УФАС по КЧР рассмотрено 37 дел по признакам нарушения законодательства о рекламе.

5. Практика выявления административных правонарушений и привлечения к ответственности

За отчетный период управлением было возбуждено 262 дела об административных правонарушениях в сфере  размещения государственного заказа, наиболее частыми из них были: нарушение порядка размещения заказов (ст. 7.30 КоАП) – 234 административных дела и несоблюдение требований Закона при выборе способа размещения заказа (ст. 7.29 КоАП) - 15 административных дел, а также нарушение условий государственного и муниципального контракта (ст. 7.32 КоАП) – 13 административных дела. 

6. Практика применения мер административной ответственности в соответствии с требованиями Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)

В 2010 году Управлением ФАС по КЧР к административной ответственности за нарушения антимонопольного законодательства, законодательства о рекламе и о размещении заказов было привлечено 98 правонарушителей на сумму 21,239 млн.руб. В бюджеты всех уровней было взыскано 35,030 млн.руб.

 

Наиболее значимые дела, возбужденные по признакам нарушения антимонопольного законодательства описаны  в Приложении

 

Подробную информацию по  всем интересующим вопросам Вы можете получить по телефону: (8782) 25-20-41,

 

по электронному адресу: to09@fas.gov.ru,

на официальном сайте УФАС по КЧР: www.kchr.fas.gov.ru