Госзаказ и борьба с коррупцией

В последние годы в России был принят блок антикоррупционных законов  заложивших основу для реализации федеральных программ противодействия коррупции, позволяющих организовать эффективную работу по борьбе с коррупцией. 

В их числе  Федеральные законы «О противодействии коррупции», «Об антикоррупционной экспертизе  нормативно-правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов). 

Все мы знаем, что государственные и муниципальные закупки в нашей стране  являются сферой, в которой коррупция занимает не последнее место.

Закон о размещении заказов  является нормативным актом прямого действия  в части противодействия коррупции. Одной из основных целей данного Закона  является  расширение доступа к участию в торгах и как следствие значительное  снижение уровня коррупции.

В нашей Республике прослеживается обратное - сокращение числа заявок на торгах, рост доли контрактов, размещенных у единственного источника и с каждым разом сокращение количества жалоб  поступающих  от участников размещения заказов.

Данные факты свидетельствуют о том, что результаты торгов в Республике зачастую предопределены заказчиками, а оказываемое  давление ими на участников размещения заказа неизвестно контрольным органам, поэтому такие заказчики остаются  безнаказанными. 

Как показывает практика, с такими формами недобросовестности заказчиков сложно бороться без объединения сил не только правоохранительных и контрольно-надзорных органов, но и граждан нашего общества, наиболее остро страдающих от различных форм проявления коррупции в нашей стране. 

Антимонопольная служба  в рамках, возложенных на нее функций по контролю за размещением госзаказа, при поступлении жалоб или информации о нарушении требований Закона о размещении заказов,  незамедлительно проводит внеплановые проверки размещенных государственных и муниципальных заказов.

Также в целях совершенствования деятельности по выявлению  преступлений   коррупционной направленности  специалистами Управления Федеральной антимонопольной службы  по КЧР и Прокуратуры КЧР (ее территориальными подразделениями) с 2009 года проводятся совместные контрольные мероприятия на территории республики.

В цифрах за 2009 год и 1 полугодие 2010 года было проведено 23 совместных выездных  и камеральных контрольных мероприятия в федеральных терорганах государственной  власти, в органах государственной власти Республики  и в муниципальных органах власти   по соблюдению законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. 

Совместно было проверено 268 размещенных государственных и муниципальных заказов, выявлено 181 нарушение требований Закона о размещении заказов. По итогам проверок заказчикам, нарушившим требования Закона о размещении заказов, были выданы предписания УФАС по КЧР об устранении (недопущении) таких нарушений  и  представления Прокуратуры КЧР об устранении таких нарушений. На  Заказчиков, членов комиссий допустивших нарушения Закона о размещении заказов, за которые предусмотрены административные санкции, были  наложены административные штрафы, установленные Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Количество нарушений приведенных  выше, подтверждает, что  госзакупки  в нашей Республике являются на сегодняшний день проблемной сферой деятельности. Поэтому, сотрудниками антимонопольной службы активно ведется работа по предупреждению и устранению нарушений законодательства о размещении заказов.  Но для  достижения наибольшего результата по пресечению нарушений и эффективному противодействию коррупции в нашей стране нам зачастую необходима бдительность и своевременная реакция участников размещения заказов на противоправные действия государственных/муниципальных заказчиков, членов комиссий. 

Телефон отдела контроля размещения госзаказа  и рекламы УФАС по КЧР – 8 (87822) 5-16-67, факс 5-51-02.

 

 

 

Главный специалист – эксперт    отдела

контроля размещения госзаказа и рекламы

УФАС по КЧР     -      Д.М. Карасова