Главное не ошибиться! Или что нужно знать о БАДах.

На сегодняшний день рынок биологически активных добавок в России развивается стремительными темпами. Эта тенденция является общемировой, хотя до показателей высокоразвитых стран в этой сфере нам еще очень далеко. Согласно, статистике, в США регулярно применяют БАДы около 80% населения, в Европе — 65%, в Японии — 90%, в России — пока только 7-15% (но еще недавно эта цифра составляла 3%, так что рост очевиден). На российском рынке сегодня представлено порядка 4,9 тыс. наименований биологически активных добавок, 66% из них — отечественного производства.

Необходимость применения БАДов для поддержания здоровья человека в современных условиях ни у кого из медиков не вызывает сомнения.  Однако, как всякая относительно новая отрасль деятельности, сфера производства и оборота биологически активных добавок еще недостаточно отрегулирована, рынок БАДов еще во многом хаотичен: существует огромное количество законов, постановлений, указаний (способных скорее запутать, чем прояснить ситуацию) и инстанций, призванных регулировать рынок БАДов. Эта неразбериха приводит к тому, что в этой сфере имеется и много негативных моментов, вызывающих нарекания со стороны потребителей и их недоверие к этой продукции.

Лекарственное средство может стать предметом продажи только после оценки его эффективности и безопасности на основании клинических испытаний и изучения его биоэквивалентности, а также после проверки всех показателей качества и уровня методов контроля. Отметим, что с 1999 года требования к контролю эффективности и безопасности биологически активных добавок к пище со стороны Главного государственного санитарного врача РФ стали более высокими.

Существуют санитарные правила относительно производства и оборота БАДов. Согласно этим правилам, на каждой упаковке БАДа или на вкладыше, если нет места на упаковке, должна быть помещена информация, содержащая наименование предприятия-производителя, его адрес, наименование продукции, надпись «Не является лекарством», информацию о составе продукта, дату выработки, условия хранения, срок годности, противопоказания и показания для применения.  

Также надлежит иметь ввиду, что  ФЗ «О рекламе», установлены ограничения рекламы БАДов:

Так, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна:

1) создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

 

 2) содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

 

 3) содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;

 

 4) побуждать к отказу от здорового питания;

 

 5) создавать впечатление о преимуществах таких добавок путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации таких добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению таких добавок.

Стоит отметить, что существующие законы столь неопределенны и порой противоречивы, что найти крайнего и ответственного за содержание рекламы и ее достоверность довольно сложно. Реклама, так же как и вкладыш в упаковку, не должна содержать информацию, не согласованную при регистрации, но поскольку рядовой потребитель не имеет возможности проверить это, то остается посоветовать: не стоит делать выбор того или иного товара, руководствуясь только информацией, изложенной в рекламе. Всегда нужно делать скидку на то, что в рекламе может содержаться информация, истинность которой проверить невозможно. Поэтому, прежде чем принимать решение о приобретении рекламируемой продукции, посоветуйтесь со специалистами (врачами, фармацевтами в аптеке), сами внимательно изучите информацию на упаковке и вкладыше. Если к усилиям соответствующих органов, призванных контролировать рынок БАДов, присовокупим собственную внимательность и критическую способность мыслить, то шанс попасться на удочку недобросовестных производителей БАДов будет сведен к минимуму.