• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Электронные аукционы – средство борьбы с коррупцией.

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

1 января 2010 года вступили в силу поправки в 94-й закон о госзаказе, закрепляющие проведение торгов на электронных аукционах. С 1 января ряд товаров, работ и услуг, специальный перечень которых был утвержден правительством РФ в конце декабря 2009 года, все федеральные заказчики в обязательном порядке должны закупать только через электронные аукционы. А еще через полгода - с 1 июля - федеральные заказчики будут обязаны проводить исключительно электронные аукционы. Что касается региональных и муниципальных заказчиков, то для них в соответствии с 94-ФЗ размещение заказов на аукционах в электронной форме станет обязательным лишь с 1 января 2011 года. В дальнейшем (примерно с середины 2011 года) предполагается исключить и такую неконкурентную форму размещения заказов как запрос котировок, заменив ее на «короткий» по срокам электронный аукцион.  Также в январе 2010 года Правительство РФ отобрало 5 электронных торговых площадок, на которых будут производиться закупки для нужд органов власти с помощью электронных аукционов.

В связи с запуском электронных аукционов возникает много практических вопросов, как у заказчиков, так и у поставщиков. Политика ФАС России в 2010 году нацелена на разъяснение норм закона и процедур электронных торгов, как для заказчиков, так и для поставщиков с использованием всех доступных способов донесения информации до граждан - с помощью сайта ФАС России, пресс-конференций и публикаций в средствах массовой информации, участия представителей ФАС России в специализированных конференциях и круглых столах и т.д.

 Как принять участие в аукционе в электронной форме?

Для участия в аукционах в электронной форме поставщик должен обладать действующим сертификатом электронной цифровой подписи (ЭЦП). Получить сертификат ЭЦП  можно в одном из аккредитованных удостоверяющих центров. ЭЦП предпринимателям будут выдавать только те удостоверяющие центры, которым доверяет хотя бы одна из площадок и готова нести за данный удостоверяющий центр финансовую ответственность. При этом получение ЭЦП в таком удостоверяющем центре означает возможность у предпринимателя работать на любой из площадок.

Для обеспечения доступа к участию в открытых аукционах в электронной форме оператор электронной площадки осуществляет аккредитацию участников размещения заказа.  Аккредитация  представляет собой процедуру идентификации  участника размещения заказа, посредством получения от него необходимых документов в соответствии со статьей 41.3 Закона о размещении госзаказа и дальнейшего включения его в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение пяти дней с момента получения необходимых сведений и документов оператор электронной площадки обязан аккредитовать, либо отказать в аккредитации участника размещения заказа.

С момента получения аккредитации участник размещения заказа вправе участвовать во всех открытых аукционах в электронной форме, проводимых на такой электронной площадке, при этом взимание платы с участников размещения заказа за аккредитацию и за участие в открытом аукционе не допускается, за исключением платы, взимаемой с лица, с которым заключается государственный или муниципальный контракт. Аккредитация участника размещения заказа осуществляется сроком на три года.  Следует отметить, что все связанные с получением аккредитации на электронной площадке и проведением самого открытого аукциона в электронной форме документы и сведения, т.е. весь документооборот осуществляется в электронной форме.

Для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку. Заявка участника делится на две части. Первая часть - информация о товаре, работе или услуге. Вторая часть - информация о самом участнике. Вначале заказчик осуществляет допуск участников по первой части, не зная, от кого она поступила. Потом проходит электронный аукцион. И только после этого заказчик узнает, кто в нем принимал участие.


Что такое электронный аукцион?

Электронный аукцион - это аукцион, при котором ценовые предложения подаются через электронную торговую площадку в сети Интернет. Каждый участник аукциона может наблюдать на веб-странице торговой площадки ценовые предложения конкурентов и через специальную форму подавать собственные. Особенностью аукциона является возможность многократной подачи ценовых предложений, а также максимально короткий временной интервал для подачи ценовых предложений – десять минут. Аукцион автоматически, при помощи программных и технических средств, обеспечивающих его проведение завершается, если в течение десяти минут ни одного предложения о более низкой цене контракта не поступило.

Протокол проведения аукциона размещается оператором электронной площадки в течение тридцати минут после окончания открытого аукциона.

Подписание контракта осуществляется  только в электронной форме с использованием ЭЦП, не ранее чем по истечении десяти дней  со дня размещения на электронной площадке протокола аукциона.

Таким образом, основное преимущество открытых аукционов в электронной форме – конфиденциальность участия в аукционе, которая сохраняется до момента подведения итогов аукциона. Это позволяет избежать как сговора участников между собой, так и административного давления на участников со стороны заказчиков.  С электронными аукционами это сделать уже будет невозможно просто потому, что заказчик до окончания аукциона даже не будет знать о том, кто в нем участвует.

В совокупности, с введением с 1 января 2011 года единого общероссийского портала, на котором будет размещаться вся информация о государственном и муниципальном заказе в нашей стране, это даст мощнейший эффект - до 1 трлн. рублей ежегодно ~ 20 % от общего объема расходов на госзакупки. При этом это только бюджетный эффект, а главные результаты, конечно, будут в развитии конкуренции, создании единого экономического пространства, борьбе с коррупцией, повышении организации и качества размещаемого заказа в целом.

 

М.М. Лайпанова

 

Старший специалист 1 разряда отдела

контроля госзаказа и рекламы УФАС по КЧР