Для чего принят Закон "О торговле"

С 1 февраля 2010 года вступил в законную силу Федеральный закон  от 28.12.2009 г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования
торговой деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), основной идеей которого является упорядочение на федеральном уровне отношений, связанных с организацией торговой деятельности на территории Российской Федерации,  создание прозрачного и предсказуемого порядка осуществления торговой деятельности, необусловленного какими-либо произвольными требованиями местных властей, а также устранение излишних административных барьеров в торговле.

Ряд норм документа направлены на совершенствование антимонопольного регулирования и развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли. В частности, частью 6 статьи 9 Закона о торговле участникам торговой деятельности запрещено включать в цену договора поставки продовольственных товаров в торговую сеть видов вознаграждения за исполнение торговой сетью условий этого договора, иных видов вознаграждения.

При этом, оплата рекламных, маркетинговых и иных подобных услуг условием договора поставки продуктов питания не только  не может быть, но и напрямую запрещается данным Законом, а равно как и  понуждение поставщика к заключению таких договоров в целях заключения договора поставки.   Если оптовый поставщик согласен оплатить торговой компании услуги по продвижению своего товара, то он может только заключить отдельный договор возмездного оказания услуг. В свою очередь покупатель продовольственных товаров может обязать поставщика выплатить только один вид вознаграждения — за определенный объем закупок. Говоря иными словами,  данной нормой Федерального закона был введен запрет магазинам взимать с поставщиков продовольствия плату за так называемый  «вход в сеть».

 

 

Таким образом, смысловой контекст данной нормы направлен на пресечение одного из наиболее распространенных методов, навязываемых торговыми сетями контрагентам и создающим дискриминационные условия доступа поставщиков продовольственных товаров на товарный рынок.

 

При этом для торговых предприятий и поставщиков продовольственных товаров в торговые сети «устанавливаются обязанности по размещению (предоставлению) информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора». Также закон содержит «антимонопольные правила и перечень действий, которые запрещается предпринимать хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, так как указанные действия могут привести к ограничению конкуренции в сфере розничной торговли и ущемлению прав других хозяйствующих субъектов».

К числу таких правил относиться запрет на приобретение и аренду дополнительных торговых площадей крупнейшим продовольственным сетям.  Это касается тех, у кого порог доминирования на розничном рынке в границах региона, муниципального района или городского округа превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год. Указанный запрет распространяется только на приобретение и аренду торговых площадей в границах соответствующего административно-территориального образования. Запрет не распространяется на сельхозпотребкооперативы и организации потребительской кооперации.

 

 

Не обошел стороной Федеральный закон и отношения, возникающие между поставщиками продовольственных товаров и торговыми сетями (покупателями). Так  закреплен перечень условий, которые поставщики продовольственных товаров и их покупатели (торговые сети) не могут навязывать друг другу. В частности, это условия о внесении платы за изменение ассортимента товаров; об ответственности за неисполнение обязательства о поставках товаров на условиях, лучших, чем для других хозяйствующих субъектов; о внесении поставщиками платы за доступ к торговым объектам, входящим в торговую сеть и пр. В цену договора поставки продовольственных товаров разрешено включать вознаграждения (премии) или скидки, выплачиваемые (предоставляемые) покупателю поставщиком в связи с приобретением определенного количества товара. Размер такого вознаграждения не может превышать 10%  от цены приобретенных товаров. Включение в цену договора иных видов вознаграждения не допускается.

 

 

 

Не оставлены без внимания и продовольственные товары. Федеральным законом установлены сроки оплаты поставок некоторых продовольственных товаров, что является актуальным.  Так, для продуктов питания сроком годности до 10 дней срок оплаты составляет до 10 рабочих дней с момента приемки товара, для продуктов питания сроком годности до 30 дней - до 30 календарных дней, для остальных продуктов питания, в том числе алкоголя, - до 45 календарных дней.

 

 

 

Следует заметить, что немаловажным аспектом Федерального закона  является и контроль за повышением цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости. Так установлено, что если в течение тридцати календарных дней подряд на территории отдельного субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации рост розничных цен на   такие товары   составит тридцать и более процентов, Правительство Российской Федерации в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории такого субъекта Российской Федерации или территориях таких субъектов Российской Федерации на срок не более чем девяносто календарных дней.

 

 

 

Кроме того, Федеральная антимонопольная служба намерена распространить принципы Федерального закона и  на оборот нефтепродуктов.

 

Доминирование  некоторых компаний в регионах помогает им завышать цены на нефтепродукты в рознице. По данным ФАС, сейчас более чем в 50 субъектах федерации доля ВИНК на розничном рынке превышает 35%, а в каждом третьем составляет 50-60%. «Роснефть» доминирует в 15 регионах, «Лукойл» - в 11 регионах, третье место у «Сургутнефтегаза» (четыре региона), четвертое делят ТНК-ВР и «Газпром нефть»(по три). В 20 регионах доминируют независимые от ВИНК игроки.

 

 

В рамках содействия развитию торговой деятельности данного Федерального закона предусматривается создание системы государственного информационного обеспечения в сфере торговли, в том числе формирование торговых реестров субъектов Российской Федерации.

 

 

 

Реализация данного Федерального закона в целом позволит усовершенствовать законодательство о торговой деятельности и, тем самым, обеспечить прозрачность принятия органами государственной власти и органами местного самоуправления решений в сфере торговли, унификацию требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, упростить процедуру организации торговой деятельности для субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечить развитие торговой деятельности для максимально полного удовлетворения потребностей в товарах, а также создать основу для формирования рыночной и недискриминационной системы реализации товаров

 

 

 

 

И.А.Башминова

Специалист-эксперт Управления

Федеральной антимонопольной службы

по Карачаево-Черкесской республике