Правовые последствия нарушения норм антимонопольного законодательства

В последнее время антимонопольное законодательство Российской Федерации претерпело значительные изменения. В России, так же как и в зарубежных странах, антимонопольные органы все больше уделяют внимания предотвращению и расследованию самых серьезных и экономических опасных правонарушений, таких как злоупотребление доминирующим положением, заключение ограничивающих конкуренцию соглашений и совершение ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

 

В свете внесенных изменений в Закон о защите конкуренции, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Российской Федерации полномочия Федеральной антимонопольной службы России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства существенно расширены, а административная и уголовная ответственность ужесточена.

 

 

В частности, злоупотребление юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), занимающим доминирующее положение на товарном рынке своим правом влиять на конкуренцию, выразившемся в установлении монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, навязывании контрагенту невыгодных условий договора,  создании препятствия доступу на товарный рынок другим хозяйствующим субъектам влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет, на юридических лиц от одного до пятнадцати процентов от суммы выручки правонарушителя за календарный год, предшествующий нарушению.

 

 

Антимонопольным законодательством запрещаются любые действия юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), направленные на совершение недобросовестной конкуренции, в том числе заключение недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством соглашений или совершение согласованных действий, которые приводят к причинению убытков другим хозяйствующим субъектам, вводят в заблуждение покупателей относительно потребительских свойств и качества товара, его производителей.

Антимонопольным законодательством предусмотрен также запрет на действия (бездействия) должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, а равно ограничение свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности. В соответствии со ст. 14.9 КоАП РФ, должностные лица указанных органов несут административную ответственность в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. Повторное совершение аналогичного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет.

 

 

Уголовная ответственность за монополистическую деятельность и ограничение конкуренции устанавливается Уголовным кодексом, который запрещает:

 

 

 

- заключение ограничивающих конкуренцию соглашений или осуществления ограничивающих конкуренцию согласованных действий, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции;

 

- злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок.

 

Эти деяния объединяет то обстоятельство, что они связаны с экономической и властной деятельностью хозяйствующих субъектов и органов государственной власти (местного самоуправления) и прямо посягают на конкурентные отношения. Следует подчеркнуть, что уголовно наказуемыми являются проявления монополистических действий и ограничения конкуренции, причинившие крупный ущерб гражданам, организациям или государству (не менее 1 млн. рублей) либо повлекли извлечение дохода в крупном размере (не менее 5 млн. рублей).

Должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов совершившие преступления, предусмотренные ст. 178 УК РФ, наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до одного года.

 

 

В заключении следует отметить, что законодательное запрещение действий, признаваемых нарушением антимонопольного законодательства, требует от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий и организаций внимательного отношения к соблюдению норм антимонопольного законодательства, с тем чтобы не совершать действия, которые могут нанести ущерб добросовестной конкуренции и повлечь для них неблагоприятные последствия.

 

 

Главный государственный инспектор

Управления Федеральной антимонопольной службы

по Карачаево-Черкесской Республике

И.И.Матакаев