История 25 летней борьбы с коррупцией в России. 2018 год. Ужесточение ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обзор

4 апреля 1992 года вышел Указ Президента Б. Ельцина «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Документ стал первым  антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского  законодательства и послужил отправной точкой в борьбе с коррупцией в Российской Федерации.

Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

           Нормы этого Указа легли в основу готовившихся в момент его издания законопроектов «О борьбе с коррупцией», «Об основах государственной службы Российской Федерации»  и других.

В 1993-1997 годах Государственная Дума неоднократно пыталась принять  закон «О борьбе с коррупцией». Проект закона предусматривал, что борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий должны вести органы прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, таможенной и пограничной службы, налоговой полиции и других правоохранительных органов, в которых учреждались специализированные подразделения по борьбе с коррупцией. В качестве специального органа по борьбе с коррупцией была названа Межведомственная комиссия Совета Безопасности РФ по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с  преступностью и коррупцией.

В ноябре 1997 года закон «О борьбе с коррупцией»  был принят Госдумой, а в декабре 1997 года одобрен Советом Федерации и направлен на подпись к Президенту, который вернул его на доработку.

В 1998 году Президентом РФ была предпринята попытка провести через Госдуму своей вариант законопроекта с аналогичным названием, но Госдума отклонила его.

В 1999 году был создан Национальный антикоррупционный комитет.

В 2001 году законопроект «О противодействии коррупции» был вновь внесен на рассмотрение Госдумы, но прошел только первое чтение.

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции. При этом статья 20 Конвенции («незаконное обогащение») не была ратифицирована.

В период президентства Д. Медведева задача борьбы с коррупцией  стала одной из приоритетных для главы государства.  Д. Медведев достаточно скоро подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при Президенте РФ и распорядился в течение месяца  предоставить ему антикоррупционный план.

В июле 2008 года План по противодействию коррупции был подписан Президентом. В декабре 2008 года Д. Медведев подписал пакет законов о противодействии коррупции. Пакет включал 4 закона – базовый закон «О противодействии коррупции», законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ. И еще два закона с поправками в 25 иных Федеральных законов.

Законами предусматривалось, что в течение двух лет после ухода с государственной службы экс-чиновники имеют право работать в коммерческих и некоммерческих организациях, с которыми по роду своей деятельности он работал в должности чиновника только в том случае, если на это дано согласие специальной комиссии по  соблюдению требований к служебному  поведению государственных гражданских служащих. Также было определено, что за коррупцию граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность. Устанавливалась также ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения. Также чиновник обязан был сообщать обо всех фактах склонения его к коррупционным действиям.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, также они обязаны предоставлять аналогичные сведения в отношении супругов и несовершеннолетних детей.

Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом «О противодействии коррупции» были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел, органов ФСБ, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В 2010 году был подписан Указ «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы». Данным планом предусмотрено развитие нормативно-правовой базы, организацию работы кадровых служб органов власти по профилактике коррупции, совершенствование деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению чиновников, социологические исследования уровня коррупции и эффективности антикоррупционных мер, обучение госслужащих, в должностные обязанности которых входит участие в  противодействии коррупции.

Национальный план противодействия коррупции в стране обновляется каждые два года.

Далее в 2012-2013 годах был обнародован план, предполагавший ряд новшеств: обязательные отчеты чиновников о полученных подарках, а также  гранты для СМИ и общественных организаций, участвующих в борьбе с коррупцией.

В последующие годы был разработан Национальный план  противодействия коррупции на 2014-2015 годы, утвержденный  Указом Президента РФ от 11.04.2014г. № 226, которым определены тенденции развития российского антикоррупционного законодательства.

И, наконец, 1 апреля 2016 года подписан указ Президента РФ «О национальном плане противодействия коррупции на 2016-2017 год», которым было установлено  обеспечить внесение в планы по противодействию коррупции федеральных государственных органов  изменений, направленных на достижение конкретных результатов в работе по предупреждению коррупции.

Мероприятия нового плана направлены  на повышение эффективности противодействия коррупции при осуществлении закупок товаров, работ. услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждо распространении на работников заказчиков  , осуществляющих закупки в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.

   В середине апреля 2018 года Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, направленный на усиление уголовной ответственности за нарушения в сфере закупок.

Предложено введение штрафа до 200 000 рублей или лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового за злоупотребления в сфере закупок, совершенные не должностными лицами из личной заинтересованности если деяние повлекло крупный ущерб.

Уголовный кодекс также предлагается дополнить статьей о подкупе работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок, которая предполагает введение штрафов до 500 000 рублей либо лишение свободы до тех лет со штрафом в размере десятикратной суммы подкупа.

Кроме того, в статью 304 УК РФ предлагается внести изменение, предусматривающее штраф до 200 000 рублей или лишение свободы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет за провокацию подкупа в сфере закупок.

На пояснительной записке на законопроект представлены положительные официальные отзывы Правительства РФ и Верховного суда. Расследование уголовных дел по вышеуказанным преступлениям предлагается возложить на Следственный комитет России.

 

 

Заместитель руководителя

управления                                                               Г.П.Аврахова