Коррупция при госзакупках. Два противоположных мнения

Обзор

В текущем 2015 году Счетная палата Российской Федерации отмечает  постепенное сокращение числа коррупционных проявлений в сфере госзакупок. Постепенно уходят из госзакупок откроенные «золотые унитазы». Также сократились  факты использования при размещении госзаказов смешанных текстов на латинице и кириллице – способ, часто применяющийся  недобросовестными заказчиками  для ограничения доступа к аукционной и конкурсной документации о закупке.   И тем не менее   Счетная  палата  продолжает выявлять  факты приобретения  в рамках госзаказа  продукции с «излишними  потребительскими свойствами» .  Выявляются факты  аффилированности контрактных управляющих  с теми структурами , которые являются  победителями  тех или иных конкурсов , факты сокрытия или не размещения  полной  документации.  К примеру , премию «Золотой ёршик»  за самую сомнительную закупку  получил Горный  университет Петербурга, объявивший конкурс  на закупку  мебели «из массива новозеландской  сосны класса А»: 1 295 кроватей, 1 224 письменных стола, 1 295  тумбочек,  1 295 книжных полок на общую сумму 143, 5 млн. рублей.

И все же  аудиторы считают, что ситуация развивается в нужном направлении. В истекшем 2014 году коллегией  Счетной палаты РФ по результатам мониторинга  эффективности использования бюджетных средств, направляемых на закупку  товаров было выявлено  порядка 400 нарушений законодательства на общую сумму  около 112 млрд. руб.  Для сравнения  - в 2013году выявлено  порядка 500 нарушений на общую сумму 233 млрд. рублей.

Как заявляет Счетная палата – цели пока не достигнуты.  Основные наиболее положительные сдвиги в борьбе с коррупцией  ожидаемы к 2016 году, когда   в полную силу заработают все нововведения.

Иное  мнение высказали эксперты Высшей школы экономики  в докладе «О системе госзакупок». Доля наиболее коррупциогенного вида закупок – у единственного поставщика  в 2014 году осталась высокой – 64,3% при госзаказе, 62,3% - при  муниципальном.  Конкуренция не выросла – в среднем  подавалось по две заявки для участия в закупках. Доля  конкурентных процедур , признанных несостоявшимися  остается высокой – около 40%. Сэкономить  госзаказчикам и муниципальным заказчикам  удалось меньше – 3,8 и 6,9 % средств соответственно. По мнению Счетной палаты  бюджет на закупках сэкономил всего 5% средств.

С этими данными не согласно Минэкономразвития РФ, которое является автором реформы. Согласно отчету министерства  экономия федеральных средств составила 15%. Эксперты ВШЭ проводили анализ на основании данных Росстата, Минэкономразвития – Федерального казначейства,  Счетная палата-  портала закупок. Причина расхождения возможна кроется в том , что Счетная палата самостоятельно  делала расчеты. Данные Росстата менее достоверны чем сайта госзакупок, в том числе и по ценам заключенных контрактов. Статистика Росстата официальная , а данные сайта – нет, уверены в ВШЭ, им можно доверять с натяжкой, на сайте много тестовых  торгов, сложно получить  данные по единственному поставщику, по закрытым торгам. Росстат учитывает все закупки, в том числе закрытые .

Закон о контрактной системе должен был  кардинально реформировать  систему закупок, но большая часть нововведений пока не подтвердила свою эффективность. Например, новый закон вводит этап планирования закупок, но за 2014 год только 6 органов из 81 опубликовали  свои подробные и обновляемые графики размещения заказов, 68 – в неструктурированном виде , остальные вообще  не сделали этого. Закупки тщательно не планируются, многие остаются неосуществленными.

Дать полную оценку действующей системе  преждевременно, по мнению начальника управления контроля государственных закупок ФАС РФ, новые механизмы – планирование  , контроль исполнения контрактов   еще не заработали надлежащим образом. Основные  позитивные эффекты от внедрения контрактной системы   проявятся только к концу 2017 года,  считают эксперты ВШЭ.

         

Заместитель руководителя УФАС по КЧР               

Г.П.Аврахова     Июль 2015