Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе . Коррупциогенные факторы закона».

Обзор

Постановлением Правительства  Российской Федерации  от 26 августа 2013 года № 728  «Об определении полномочий  федеральных органов  исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных  нужд и о внесении изменений в некоторые  акты Правительства Российской Федерации»  ФАС России определена  федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере государственного оборонного заказа  и в сфере  закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также согласования применения закрытых способов определения поставщиков ( в редакции постановления Правительства РФ от 25.12.2014г. № 1489).

Сфера государственных закупок , в том числе для нужд обороны страны и военной безопасности , традиционно считается  наиболее коррупционной  областью общественных отношений. Поэтому, считается  весьма важным и актуальным  проведение антикоррупционного  анализа Закона о контрактной системе с применением  Методики проведения антикоррупционной экспертизы  нормативных  правовых актов , утвержденной Постановлением  Правительства  РФ от 26.02.2010г. № 96 ( далее-Методика).

В полной мере дать оценку Закону о контрактной системе  станет возможным лишь тогда , когда будет наработана  соответствующая правоприменительная , в том числе судебная  практика в данной сфере. 

Остановиться хотелось бы на некоторых из них. 

В тексте закона имеется весьма значительное  число отсылочных норм, что ставит его реализацию в зависимость от других , в том числе подзаконных , нормативных правовых актов. В настоящее время в Правительстве Российской Федерации , в других федеральных органах  развернута масштабная работа  по исполнению разработанного Минэкономразвития  России Плана мероприятий по реализации закона о контрактной  системе.  Указанный План включает 86 позиций. В 2013-2015 годах предстоит разработать и принять 53  акта Правительства РФ.

Коррупционость рассматриваемого фактора , связанного с высокой степенью зависимости законодательного акта от системы подзаконных актов заключается в том, что согласно сложившейся практике  всеобъемлющей системы подзаконных актов по реализации вновь принятого закона нередко затягивается . Отсутствием  соответствующего нормативного акта , неопределенностью  правил поведения должностных лиц поощряется принятие ими индивидуальных решений, полностью зависящих от их субъективной воли и усмотрения.  Именно в этом и заключается опасность возникновения различных коррупционных схем.  Наличие в законе о контрактной системе большого числа норм , ссылающихся  на подзаконные акты , полностью подпадает под такой коррупциогенный фактор , предусмотренный действующей Методикой, как «чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества»  - наличие бланкетных и отсылочных норм , приводящее к принятию подзаконных актов , вторгающихся в компетенцию  органа  государственной власти, принявшего первоначальный нормативный правовой акт.

Анализ текста Закона о контрактной системе  свидетельствует о том, что наиболее часто в нем встречаются такие коррупциогенные факторы , как «определение компетенции по формуле «вправе» - диспозитивное установление возможности совершения органами государственной власти ( их должностными лицами ) действий  в отношении граждан и организаций, а также «юридико- лингвистическая неопределенность» - употребление неустоявшихся , двусмысленных терминов  и категорий оценочного  характера. Так, например, согласно ч. 12 ст. 22 Закона о контрактной системе  заказчику предоставляется право применять иные , чем предусмотренные законом методы определения начальной (максимальной) цены контракта , «в случае невозможности их применения». В данном случае на заказчика возлагается обязанность включить в обоснование цены «Обоснование невозможности применения» указанных  методов.  К числу таких методов относятся: 1) метод сопоставимых рыночных цен; 2) нормативный метод;  3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод. Данные нормы предоставляют заказчику широкое поле для действий  по своему усмотрению , поскольку Закон о контрактной системе  не уточняет , что понимается под «иными методами определения начальной(максимальной) цены контракта», а также не конкретизирует, каким образом заказчик  должен «обосновать невозможность» применения  методов, установленных Законом. Реально возникновение  ситуации  , когда начальная (максимальная ) цена недобросовестным заказчиком  будет определяться самостоятельно, в угоду личным целям, включая в неё расходы на ожидаемый «откат».

В законе имеет место и такой коррупциогенный фактор , как «выборочное  изменение объема прав» - возможность  необоснованного установления исключений из общего порядка  для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти (их должностных лиц).  Пример  : норма , предусмотренная ч.2 ст. 32 Закона, в которой закреплен целый 2букет» исключений из общих правил оценки заявок на участие в процедурах отбора поставщиков. Согласно данной норме при проведении запроса предложений заказчик вправе:  - не применять предусмотренный законом критерии оценки заявок. Такими критериями являются: 1) цена контракта, 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные , функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4)  квалификация участников закупки;  – устанавливать по своему усмотрению  не предусмотренные Законом о контрактной системе критерии  оценки заявок, окончательных предложений, величины их значимости; – не  применять установленные законом величины значимости критериев.

Ещё одно исключение из общих правил  для рассматриваемого способа  определения поставщика  ( подрядчика, исполнителя) установлено в ч. 1 ст. 36 Закона о контрактной системе: при запросе предложений заказчик не вправе  отменить конкурентные процедуры,  в то время как  ы отношении конкурса , аукциона и запроса котировок  такая возможность предусмотрена.

И последнее , о чем хотелось бы сказать.  Предусмотренный Методикой коррупциогенный фактор «отказ от конкурсных (аукционных) процедур»   применительно к закону о контрактной системе  находит свое выражение в его нормах, предусматривающих возможность в отдельных случаях осуществлять закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, т.е. без применения конкурентных процедур.  Надо отметить, что не все специалисты в области государственных закупок   дают одинаковую оценку этому.   Как представляется, чрезмерное увлечение закупками у единственного поставщика однозначно создает условия для коррупции.  Эта форма  госзакупок должна носить исключительный характер  и применяться только в строго определенных законом случаях.  Законом о контрактной системе в статье 93 предусмотрен значительный перечень случаев закупки товаров у единственного поставщика, что не соответствует мировой практике. Следует согласиться  с экспертным сужденим о том, что в мире существует 5-6 общих  стандартных условий , допускающих закупки у единственного поставщика: заведомо один источник;  срочная закупка; чрезвычайная закупка; дополнительная закупка; некоторые секретные закупки.

Изложенное в данном материале  не полностью отражает все коррупциогенные факторы  закона о контрактной системе.  

 

 

Заместитель руководителя                               Г.П.Аврахова