Противодействие коррупции как функция гражданского общества
О проблемах борьбы с коррупцией мы неоднократно знакомили специалистов управления. Сегодня хочется остановиться на проблемах организационно-правового противодействия коррупции , использования в этой борьбе права гражданского общества как системы соглашений.
Отсутствие универсального метода противодействия коррупции не умаляет попыток анализа мирового опыта и выработки на его основе рекомендаций для совершенствования отечественного законодательства с одновременным укреплением позиций гражданского общества.
Коррупция - это феномен, присущий государственной организации общества с момента его возникновения. Международный опыт свидетельствует , что избавиться от коррупции полностью не удалось еще ни одной стране в мире, однако выполнимой является задача существенного снижения её уровня. Классическое понимание государства как механизма подавления свободной воли личности не способно в силу своей природы преодолеть коррупцию , т.к. в своем развитии опирается на чиновничий аппарат.
Растущая коррупция в нашей стране настоятельно требует творческого осмысления зарубежного опыта стран с развитыми институциями гражданского общества. Прямой перенос данного опыта на отечественную почву сталкивается с определенными объективными трудностями. Во- первых, это опыт принадлежит странам с различными правовыми , культурными и политическими системами, что затрудняет адекватное использование зарубежных источников права в нашей стране. Во –вторых, коррупция обладает удивительной гибкостью в приспособлении к изменяющимся системам государственного управления в ходе реформы, поэтому опыт некоторых стран быстро устаревает. В-третьих, быстрое изменение системы государственных средств, обеспечивающих борьбу с коррупцией, настоятельно требует от руководителей нашей страны глубокого и постоянного анализа зарубежного опыта борьбы с коррупцией и влияние институтов гражданского общества , помогающих в борьбе с коррупцией.
Гражданское общество – это порождение западной правовой цивилизации, которое является наиболее эффективным заслоном коррупции. Если в рамках данной правовой парадигмы накоплен немалый опыт борьбы с коррупцией, то российская правовая цивилизация обязана обратиться к опыту Запада. К принципам гражданского общества , способствующим противодействию государственному произволу относятся : публичность органов власти, подконтрольность власти обществу, реальное обеспечение права частной собственности и её защиты, неотвратимость наказания, презумпция виновности чиновников в коррупции, необходимость защиты свидетелей в судебных процессах о коррупции, профилактика коррупционных правонарушений и др.
Более детально эти принципы означают, что публичность органов власти состоит в том, что они должны действовать в интересах общества , решая его проблемы, а также публичность состоит в открытости их деятельности для всего общества , независимо от того, к какой ветви власти они принадлежат. Подконтрольность власти обществу означает прежде всего открытость готовящихся и осуществляемых ею адекватное их взаимодействие с различными самостоятельными организациями граждан. Реальность обеспечения прав собственности и её защита предполагает построение системы правоохраны частных предпринимателей от любых посягательств. Неотвратимость наказания особенно актуальна именно в борьбе с коррупционными преступлениями, потому что уход от ответственности любого представителя власти отрицательно сказывается на уважении к власти и ведет к утрате её легитимности. Презумпция виновности чиновников в коррупции , применяемая во многих странах, означает, что при выявлении коррупционных преступлений объявление предъявляется чиновнику , а не гражданину и бремя доказывания законности полученных доходов и их расходования ложится на чиновников. Принцип необходимости защиты свидетелей в судебных процессах о коррупции говорит о том, что добиться успехов в судебном преследовании коррупционеров возможно только опираясь на свидетельские показания. Этот принцип находит сове обоснование еще в Декларации ООО от 1985г. «Об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью» в части, которая требует от государств принятия необходимых мер для доведения до минимума неудобств для жертв, вплоть до их личной охраны.
Совокупность перечисленных принципов приносит результат при одновременном их использовании. В странах, где уровень коррупции достигает своих критических отметок, целесообразно начинать борьбу с коррупцией, прежде всего со снижения этого уровня. А затем обеспечивать включение этих принципов , а не наоборот.
Зарубежный опыт противодействия коррупции многообразен и свидетельствует о том, что успеха добиваются те страны, которые возвели борьбу с коррупцией в ранг государственной политики.
В этом отношении для нас представляет интерес как опыт государств , принадлежащих к разным правовым системам и добившимся ощутимых результатов , так и опыт стран , численность служащих государственного аппарата которых сравнима с Россией.
Заместитель руководителя Г.П.Аврахова
02.12.2014г.