Противодействие коррупции как функция гражданского общества

Доклад

О проблемах борьбы с коррупцией  мы неоднократно знакомили специалистов управления.  Сегодня  хочется остановиться  на проблемах организационно-правового противодействия коррупции , использования в этой борьбе права гражданского общества как системы соглашений.

Отсутствие универсального метода противодействия коррупции не  умаляет попыток анализа мирового опыта и выработки на его основе рекомендаций для совершенствования отечественного законодательства с одновременным укреплением позиций гражданского общества.

Коррупция - это феномен, присущий  государственной организации общества  с момента его возникновения.  Международный опыт свидетельствует , что избавиться от коррупции полностью не удалось еще ни одной стране  в мире, однако выполнимой  является задача существенного снижения её уровня. Классическое понимание государства  как механизма подавления свободной воли личности не способно в силу своей природы преодолеть коррупцию , т.к. в своем развитии опирается на чиновничий  аппарат.

 Растущая коррупция в нашей стране настоятельно требует  творческого  осмысления  зарубежного опыта стран с развитыми институциями гражданского общества.  Прямой перенос данного опыта  на отечественную почву  сталкивается с определенными объективными трудностями. Во- первых, это опыт принадлежит странам с различными правовыми , культурными и  политическими системами, что затрудняет  адекватное использование  зарубежных источников  права в нашей стране. Во –вторых, коррупция обладает удивительной гибкостью в приспособлении к изменяющимся системам государственного управления в ходе реформы, поэтому опыт  некоторых стран  быстро устаревает. В-третьих, быстрое изменение  системы государственных средств, обеспечивающих борьбу с коррупцией,  настоятельно требует от руководителей нашей страны глубокого и постоянного анализа зарубежного опыта борьбы с коррупцией и влияние институтов гражданского общества , помогающих в борьбе с коррупцией.

Гражданское общество – это порождение западной правовой цивилизации, которое является наиболее эффективным заслоном коррупции. Если в рамках данной правовой парадигмы  накоплен немалый опыт борьбы с коррупцией, то российская правовая цивилизация  обязана обратиться к опыту Запада.  К принципам гражданского общества  , способствующим  противодействию  государственному  произволу относятся : публичность органов власти, подконтрольность власти обществу, реальное обеспечение права частной собственности и её защиты, неотвратимость наказания, презумпция  виновности чиновников в коррупции, необходимость защиты  свидетелей в судебных процессах о коррупции, профилактика коррупционных правонарушений и др.

Более детально эти принципы  означают, что публичность  органов власти состоит в том, что они должны действовать в интересах общества , решая его проблемы, а также публичность состоит в открытости  их деятельности для всего общества , независимо от того, к какой ветви власти они принадлежат. Подконтрольность власти обществу означает прежде всего открытость готовящихся и осуществляемых ею адекватное их взаимодействие  с различными самостоятельными организациями граждан.  Реальность обеспечения прав собственности и её защита предполагает построение системы правоохраны  частных предпринимателей от любых  посягательств. Неотвратимость наказания особенно актуальна именно  в борьбе с коррупционными  преступлениями, потому что уход от ответственности любого представителя власти отрицательно  сказывается на уважении к власти и ведет к утрате её легитимности. Презумпция виновности чиновников  в коррупции , применяемая во многих странах, означает, что при выявлении коррупционных преступлений объявление предъявляется чиновнику  , а не гражданину и бремя доказывания законности полученных доходов и их расходования ложится на чиновников. Принцип необходимости защиты свидетелей  в судебных процессах о коррупции  говорит о том, что добиться  успехов в судебном  преследовании коррупционеров возможно только опираясь на свидетельские показания. Этот принцип находит сове обоснование еще в Декларации ООО от 1985г. «Об основных принципах правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью» в части, которая требует от государств принятия необходимых мер для доведения до минимума  неудобств для жертв,  вплоть до их личной охраны.

Совокупность перечисленных принципов приносит результат при одновременном их использовании. В странах, где уровень коррупции достигает своих критических отметок, целесообразно начинать борьбу с коррупцией, прежде всего со снижения этого уровня. А затем обеспечивать включение этих принципов , а не наоборот.

Зарубежный опыт противодействия коррупции многообразен и свидетельствует о том, что успеха добиваются те страны, которые возвели борьбу с коррупцией в ранг государственной политики.

В этом отношении  для нас представляет интерес как опыт государств , принадлежащих  к разным  правовым системам и добившимся ощутимых результатов , так и опыт стран , численность служащих государственного аппарата  которых сравнима с Россией. 

 

Заместитель руководителя                               Г.П.Аврахова

                                                                           02.12.2014г.