• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Решение в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск"

Номер дела: 40
Дата публикации: 21 июня 2013, 14:09

 

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  19 июня  2013 г.

Изготовлено в полном объеме:  20 июня 2013 г.                                     г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – К.А.Бабаева – заместителя руководителя управления,

Членов Комиссии:

- Д.А. Чагаровой – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- Г.Р. Зименко – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- И.И. Матакаева - главного государственного инспектора;

- С.М. Кумратова – старшего специалиста 1 категории отдела контроля госзаказа и рекламы,-

рассмотрев дело N 40 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500,Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  навязывании  Б... невыгодных условий договора, повлекших  предъявление необоснованных требований о передаче финансовых средств,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  заявление  юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В УФАС по КЧР с жалобой на предъявление ей Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии незаконного требования об уплате за потребленный газ по нормативам потребления с момента  окончания срока поверки обратилась Б...  проживающая  по адресу: ....

 Она считает, что эти требования  неправомерны, т.к. у неё отсутствовали документы, по которым она могла отследить  дату окончания срока поверки  ранее установленного прибора учета газа. 

По результатам рассмотрения жалобы  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» было выдано предупреждение, которое в указанный срок не было исполнено, поэтому в соответствии с п. 8 статьи 39.1. в связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево - Черкесии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было  возбуждено настоящее дело.

При   рассмотрении представленных материалов установлено следующее.

У абонента отсутствовала информация,  когда истекает срок поверки, т.к.  паспорт на прибор учета изъят  сетевой газовой организацией (ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»). П.10.6.2. СНиП 42-01-2002 г. (приложение № 8 СНиП 3.05.02.88) предусматривает, что либо  подлинник, либо копия паспорта  на прибор учета приобщается к ИТД.  Газораспределительная организация, ссылаясь на эти нормы, оставляет у себя подлинник.  О том, что абонент может  оставить у себя  подлинник, а к ИТД можно приложить копию паспорта абоненту не сообщалось. На основании этого Баймурзова С.И. не имела возможности исполнить свои обязанности по своевременной поверке  прибора учета

До 2007 года (создания ООО «Кавказрегионгаз»)  всю работу  с абонентами по  поверке приборов учета осуществляло ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»),  передавшее в ООО «Кавказрегионгаз» функции  по продаже  газа. Вместе с абонентской базой  переданы и данные о  сроке установки и  сроке окончания  межповерочного периода по каждому абоненту. Эта информация отражена в лицевом счете.  Ведение лицевых счетов осуществляет Межрегионгаз. Это также подтверждает тот факт, что абонент не имел возможности отследить сроки проведения следующей поверки прибора учета газа.

Ежемесячно контролер снимает показания с прибора учета, о чем Б... расписывается в  журнале контролера, однако ей не было сообщено о необходимости провести очередную поверку счетчика. Только в сентябре 2012 г. (через 6 месяцев после истечения срока поверки) счетчик был признан непригодным к дальнейшей эксплуатации, в связи с истекшим сроком поверки. И в сентябре же абонентом был установлен новый прибор учета газа, что свидетельствует о  её добросовестности как  абонента.

В своих письменных пояснениях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии указывает на то, что у него нет обязанности уведомлять абонентов об истечении срока гос. поверки. Но в материалах дела имеется копия уведомления о проведении государственной поверки прибора учета газа, направленного другому абоненту Т.., у которой истекает срок поверки счетчика. Остается непонятным, почему одним абонентам уведомления все же направляются, а другие должны сами отслеживать сроки следующей поверки, несмотря на то что никаких соответствующих документов у абонентов нет.

Очевидно, что ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии заинтересован в том, чтобы предъявлять абонентам по нормативам потребления. При наличии счетчика абонент  заинтересован в экономии энергоресурса,  что не совпадает с интересами ресурсоснабжающей организации, которая  заинтересована в  получении от абонентов большего количества денег. Из расшифровок начислений видно, что абоненты при наличии прибора учета платят  значительно меньше, чем по нормативам потребления, а после  признания абонента просрочившим срок поверки прибора учета,  начисление возрастает в 2-3 раза.

Потребители – физические лица   не являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» таким участником является. Ситуации по несвоевременной поверке счетчиков возникают по вине организации, изымающей и хранящей у себя паспорта приборов учета газа. При этом  неосведомленность абонентов не по их вине Межрегионгазом  используется  для выставления дополнительных финансовых требований. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Комиссия  пришла к  выводу, что Баймурзова С.И. действовала разумно и добросовестно, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» злоупотребляет правом:  производит  начисление оплаты за газ  по нормативам потребления при  истечении  межповерочного периода на счетчик, при этом  оно само, а также газораспределительная организация, входящая с ним в одну группу лиц,   ненадлежащим образом исполняло свои обязанности. Это и повлекло нарушение срока очередной поверки прибора учета газа со стороны абонентов. Абонент видит, что  показания прибора учета меняются в сторону увеличения и уверен, что счетчик работает. Потребление газа резко не увеличивается и не уменьшается, а это исключает появление у абонента подозрений,  что со счетчиком что-то не так.  А ведь в паспорте указан минимальный межповерочный интервал, и эксплуатация прибора учета за пределами этого срока  не означает, что прибор учета на другой день после окончания  срока поверки  начинает считать  коммунальный ресурс неправильно.

        В 2012 году в УФАС по КЧР рассматривалось аналогичное дело по заявлению гр. Х... о незаконном требовании оплаты за потребленный газ по нормативам потребления, на основании истекшего срока государственной поверки прибора учета газа. По результатам рассмотрения дела было принято решение выдать предписание и одним из пунктов предписания ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии было обязано осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного периода с указанием следующего срока поверки прибора учета в доступной форме, со сроком исполнения - постоянно. В настоящее время, несмотря на выданное предписание в 2012 году, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии, злоупотребляя своим доминирующим положением, продолжает предъявлять необоснованные требования о передаче финансовых средств.

        Приказом  № 89 от  29.11.2007 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в КЧР (369000, КЧР, г. Черкесск,  ул. Космонавтов, 60-а) включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов»  с долей > 50 % по ОКВЭД 51.51.3 (основной вид деятельности «оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом»).  На территории Карачаево-Черкесской Республики поставку (продажу) природного газа конечным потребителям осуществляет только Межрегионгаз. 

 В соответствии с п. 3 части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Вышеуказанные действия и бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии свидетельствуют о допущенных нарушениях этих норм Закона в отношении Б....  Аналогичные нарушения   могут быть допущены в отношении других абонентов,  не имеющих информации об истечении  срока поверки установленных  у них приборов учета газа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии нарушившим  пункт 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- отказаться от требования с абонента  Б...  финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ по показаниям счетчика до момента демонтажа прибора учета  зав.  № 1119655, а с момента демонтажа старого счетчика до момента опломбирования  нового прибора учета – в соответствии с Правилами;

-  осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме.

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                 К.А.Бабаев

 

Члены Комиссии                                                                             Д.А.Чагарова

 

                                                                                                            Г.Р.Зименко

 

                                                                                                            И.И. Матакаев

                                                                                                                     

                                                                                                            С.М.Кумратов

 

 

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7603 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7603 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388485812 [changed] => 1388485812 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388485812 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

 

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  19 июня  2013 г.

Изготовлено в полном объеме:  20 июня 2013 г.                                     г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – К.А.Бабаева – заместителя руководителя управления,

Членов Комиссии:

- Д.А. Чагаровой – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- Г.Р. Зименко – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- И.И. Матакаева - главного государственного инспектора;

- С.М. Кумратова – старшего специалиста 1 категории отдела контроля госзаказа и рекламы,-

рассмотрев дело N 40 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500,Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  навязывании  Б... невыгодных условий договора, повлекших  предъявление необоснованных требований о передаче финансовых средств,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  заявление  юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В УФАС по КЧР с жалобой на предъявление ей Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии незаконного требования об уплате за потребленный газ по нормативам потребления с момента  окончания срока поверки обратилась Б...  проживающая  по адресу: ....

 Она считает, что эти требования  неправомерны, т.к. у неё отсутствовали документы, по которым она могла отследить  дату окончания срока поверки  ранее установленного прибора учета газа. 

По результатам рассмотрения жалобы  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» было выдано предупреждение, которое в указанный срок не было исполнено, поэтому в соответствии с п. 8 статьи 39.1. в связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево - Черкесии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было  возбуждено настоящее дело.

При   рассмотрении представленных материалов установлено следующее.

У абонента отсутствовала информация,  когда истекает срок поверки, т.к.  паспорт на прибор учета изъят  сетевой газовой организацией (ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»). П.10.6.2. СНиП 42-01-2002 г. (приложение № 8 СНиП 3.05.02.88) предусматривает, что либо  подлинник, либо копия паспорта  на прибор учета приобщается к ИТД.  Газораспределительная организация, ссылаясь на эти нормы, оставляет у себя подлинник.  О том, что абонент может  оставить у себя  подлинник, а к ИТД можно приложить копию паспорта абоненту не сообщалось. На основании этого Баймурзова С.И. не имела возможности исполнить свои обязанности по своевременной поверке  прибора учета

До 2007 года (создания ООО «Кавказрегионгаз»)  всю работу  с абонентами по  поверке приборов учета осуществляло ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»),  передавшее в ООО «Кавказрегионгаз» функции  по продаже  газа. Вместе с абонентской базой  переданы и данные о  сроке установки и  сроке окончания  межповерочного периода по каждому абоненту. Эта информация отражена в лицевом счете.  Ведение лицевых счетов осуществляет Межрегионгаз. Это также подтверждает тот факт, что абонент не имел возможности отследить сроки проведения следующей поверки прибора учета газа.

Ежемесячно контролер снимает показания с прибора учета, о чем Б... расписывается в  журнале контролера, однако ей не было сообщено о необходимости провести очередную поверку счетчика. Только в сентябре 2012 г. (через 6 месяцев после истечения срока поверки) счетчик был признан непригодным к дальнейшей эксплуатации, в связи с истекшим сроком поверки. И в сентябре же абонентом был установлен новый прибор учета газа, что свидетельствует о  её добросовестности как  абонента.

В своих письменных пояснениях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии указывает на то, что у него нет обязанности уведомлять абонентов об истечении срока гос. поверки. Но в материалах дела имеется копия уведомления о проведении государственной поверки прибора учета газа, направленного другому абоненту Т.., у которой истекает срок поверки счетчика. Остается непонятным, почему одним абонентам уведомления все же направляются, а другие должны сами отслеживать сроки следующей поверки, несмотря на то что никаких соответствующих документов у абонентов нет.

Очевидно, что ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии заинтересован в том, чтобы предъявлять абонентам по нормативам потребления. При наличии счетчика абонент  заинтересован в экономии энергоресурса,  что не совпадает с интересами ресурсоснабжающей организации, которая  заинтересована в  получении от абонентов большего количества денег. Из расшифровок начислений видно, что абоненты при наличии прибора учета платят  значительно меньше, чем по нормативам потребления, а после  признания абонента просрочившим срок поверки прибора учета,  начисление возрастает в 2-3 раза.

Потребители – физические лица   не являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» таким участником является. Ситуации по несвоевременной поверке счетчиков возникают по вине организации, изымающей и хранящей у себя паспорта приборов учета газа. При этом  неосведомленность абонентов не по их вине Межрегионгазом  используется  для выставления дополнительных финансовых требований. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Комиссия  пришла к  выводу, что Баймурзова С.И. действовала разумно и добросовестно, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» злоупотребляет правом:  производит  начисление оплаты за газ  по нормативам потребления при  истечении  межповерочного периода на счетчик, при этом  оно само, а также газораспределительная организация, входящая с ним в одну группу лиц,   ненадлежащим образом исполняло свои обязанности. Это и повлекло нарушение срока очередной поверки прибора учета газа со стороны абонентов. Абонент видит, что  показания прибора учета меняются в сторону увеличения и уверен, что счетчик работает. Потребление газа резко не увеличивается и не уменьшается, а это исключает появление у абонента подозрений,  что со счетчиком что-то не так.  А ведь в паспорте указан минимальный межповерочный интервал, и эксплуатация прибора учета за пределами этого срока  не означает, что прибор учета на другой день после окончания  срока поверки  начинает считать  коммунальный ресурс неправильно.

        В 2012 году в УФАС по КЧР рассматривалось аналогичное дело по заявлению гр. Х... о незаконном требовании оплаты за потребленный газ по нормативам потребления, на основании истекшего срока государственной поверки прибора учета газа. По результатам рассмотрения дела было принято решение выдать предписание и одним из пунктов предписания ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии было обязано осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного периода с указанием следующего срока поверки прибора учета в доступной форме, со сроком исполнения - постоянно. В настоящее время, несмотря на выданное предписание в 2012 году, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии, злоупотребляя своим доминирующим положением, продолжает предъявлять необоснованные требования о передаче финансовых средств.

        Приказом  № 89 от  29.11.2007 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в КЧР (369000, КЧР, г. Черкесск,  ул. Космонавтов, 60-а) включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов»  с долей > 50 % по ОКВЭД 51.51.3 (основной вид деятельности «оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом»).  На территории Карачаево-Черкесской Республики поставку (продажу) природного газа конечным потребителям осуществляет только Межрегионгаз. 

 В соответствии с п. 3 части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Вышеуказанные действия и бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии свидетельствуют о допущенных нарушениях этих норм Закона в отношении Б....  Аналогичные нарушения   могут быть допущены в отношении других абонентов,  не имеющих информации об истечении  срока поверки установленных  у них приборов учета газа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии нарушившим  пункт 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- отказаться от требования с абонента  Б...  финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ по показаниям счетчика до момента демонтажа прибора учета  зав.  № 1119655, а с момента демонтажа старого счетчика до момента опломбирования  нового прибора учета – в соответствии с Правилами;

-  осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме.

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                 К.А.Бабаев

 

Члены Комиссии                                                                             Д.А.Чагарова

 

                                                                                                            Г.Р.Зименко

 

                                                                                                            И.И. Матакаев

                                                                                                                     

                                                                                                            С.М.Кумратов

 

 

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

 

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  19 июня  2013 г.

Изготовлено в полном объеме:  20 июня 2013 г.                                     г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии – К.А.Бабаева – заместителя руководителя управления,

Членов Комиссии:

- Д.А. Чагаровой – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- Г.Р. Зименко – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- И.И. Матакаева - главного государственного инспектора;

- С.М. Кумратова – старшего специалиста 1 категории отдела контроля госзаказа и рекламы,-

рассмотрев дело N 40 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500,Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в  навязывании  Б... невыгодных условий договора, повлекших  предъявление необоснованных требований о передаче финансовых средств,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  заявление  юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В УФАС по КЧР с жалобой на предъявление ей Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии незаконного требования об уплате за потребленный газ по нормативам потребления с момента  окончания срока поверки обратилась Б...  проживающая  по адресу: ....

 Она считает, что эти требования  неправомерны, т.к. у неё отсутствовали документы, по которым она могла отследить  дату окончания срока поверки  ранее установленного прибора учета газа. 

По результатам рассмотрения жалобы  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» было выдано предупреждение, которое в указанный срок не было исполнено, поэтому в соответствии с п. 8 статьи 39.1. в связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево - Черкесии признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было  возбуждено настоящее дело.

При   рассмотрении представленных материалов установлено следующее.

У абонента отсутствовала информация,  когда истекает срок поверки, т.к.  паспорт на прибор учета изъят  сетевой газовой организацией (ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»). П.10.6.2. СНиП 42-01-2002 г. (приложение № 8 СНиП 3.05.02.88) предусматривает, что либо  подлинник, либо копия паспорта  на прибор учета приобщается к ИТД.  Газораспределительная организация, ссылаясь на эти нормы, оставляет у себя подлинник.  О том, что абонент может  оставить у себя  подлинник, а к ИТД можно приложить копию паспорта абоненту не сообщалось. На основании этого Баймурзова С.И. не имела возможности исполнить свои обязанности по своевременной поверке  прибора учета

До 2007 года (создания ООО «Кавказрегионгаз»)  всю работу  с абонентами по  поверке приборов учета осуществляло ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»),  передавшее в ООО «Кавказрегионгаз» функции  по продаже  газа. Вместе с абонентской базой  переданы и данные о  сроке установки и  сроке окончания  межповерочного периода по каждому абоненту. Эта информация отражена в лицевом счете.  Ведение лицевых счетов осуществляет Межрегионгаз. Это также подтверждает тот факт, что абонент не имел возможности отследить сроки проведения следующей поверки прибора учета газа.

Ежемесячно контролер снимает показания с прибора учета, о чем Б... расписывается в  журнале контролера, однако ей не было сообщено о необходимости провести очередную поверку счетчика. Только в сентябре 2012 г. (через 6 месяцев после истечения срока поверки) счетчик был признан непригодным к дальнейшей эксплуатации, в связи с истекшим сроком поверки. И в сентябре же абонентом был установлен новый прибор учета газа, что свидетельствует о  её добросовестности как  абонента.

В своих письменных пояснениях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии указывает на то, что у него нет обязанности уведомлять абонентов об истечении срока гос. поверки. Но в материалах дела имеется копия уведомления о проведении государственной поверки прибора учета газа, направленного другому абоненту Т.., у которой истекает срок поверки счетчика. Остается непонятным, почему одним абонентам уведомления все же направляются, а другие должны сами отслеживать сроки следующей поверки, несмотря на то что никаких соответствующих документов у абонентов нет.

Очевидно, что ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии заинтересован в том, чтобы предъявлять абонентам по нормативам потребления. При наличии счетчика абонент  заинтересован в экономии энергоресурса,  что не совпадает с интересами ресурсоснабжающей организации, которая  заинтересована в  получении от абонентов большего количества денег. Из расшифровок начислений видно, что абоненты при наличии прибора учета платят  значительно меньше, чем по нормативам потребления, а после  признания абонента просрочившим срок поверки прибора учета,  начисление возрастает в 2-3 раза.

Потребители – физические лица   не являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» таким участником является. Ситуации по несвоевременной поверке счетчиков возникают по вине организации, изымающей и хранящей у себя паспорта приборов учета газа. При этом  неосведомленность абонентов не по их вине Межрегионгазом  используется  для выставления дополнительных финансовых требований. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Комиссия  пришла к  выводу, что Баймурзова С.И. действовала разумно и добросовестно, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» злоупотребляет правом:  производит  начисление оплаты за газ  по нормативам потребления при  истечении  межповерочного периода на счетчик, при этом  оно само, а также газораспределительная организация, входящая с ним в одну группу лиц,   ненадлежащим образом исполняло свои обязанности. Это и повлекло нарушение срока очередной поверки прибора учета газа со стороны абонентов. Абонент видит, что  показания прибора учета меняются в сторону увеличения и уверен, что счетчик работает. Потребление газа резко не увеличивается и не уменьшается, а это исключает появление у абонента подозрений,  что со счетчиком что-то не так.  А ведь в паспорте указан минимальный межповерочный интервал, и эксплуатация прибора учета за пределами этого срока  не означает, что прибор учета на другой день после окончания  срока поверки  начинает считать  коммунальный ресурс неправильно.

        В 2012 году в УФАС по КЧР рассматривалось аналогичное дело по заявлению гр. Х... о незаконном требовании оплаты за потребленный газ по нормативам потребления, на основании истекшего срока государственной поверки прибора учета газа. По результатам рассмотрения дела было принято решение выдать предписание и одним из пунктов предписания ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии было обязано осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного периода с указанием следующего срока поверки прибора учета в доступной форме, со сроком исполнения - постоянно. В настоящее время, несмотря на выданное предписание в 2012 году, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии, злоупотребляя своим доминирующим положением, продолжает предъявлять необоснованные требования о передаче финансовых средств.

        Приказом  № 89 от  29.11.2007 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в КЧР (369000, КЧР, г. Черкесск,  ул. Космонавтов, 60-а) включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов»  с долей > 50 % по ОКВЭД 51.51.3 (основной вид деятельности «оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом»).  На территории Карачаево-Черкесской Республики поставку (продажу) природного газа конечным потребителям осуществляет только Межрегионгаз. 

 В соответствии с п. 3 части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Вышеуказанные действия и бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии свидетельствуют о допущенных нарушениях этих норм Закона в отношении Б....  Аналогичные нарушения   могут быть допущены в отношении других абонентов,  не имеющих информации об истечении  срока поверки установленных  у них приборов учета газа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии нарушившим  пункт 3 части 1   статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- отказаться от требования с абонента  Б...  финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ по показаниям счетчика до момента демонтажа прибора учета  зав.  № 1119655, а с момента демонтажа старого счетчика до момента опломбирования  нового прибора учета – в соответствии с Правилами;

-  осуществлять предварительное информирование абонентов об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме.

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                 К.А.Бабаев

 

Члены Комиссии                                                                             Д.А.Чагарова

 

                                                                                                            Г.Р.Зименко

 

                                                                                                            И.И. Матакаев

                                                                                                                     

                                                                                                            С.М.Кумратов

 

 

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 40 [format] => [safe_value] => 40 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

 

Курирующий заместитель - Бабаев Каир Абуталибович

т./факс: (8782) 26-69-93

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 36 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 36 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] =>

 

Антимонопольное регулирование: ЖКХ
Курирующий заместитель - Бабаев Каир Абуталибович
тел.: (8782) 25-64-40
 
Отдел защиты конкуренции и контроля органов власти
тел.: (8782) 25-20-41
[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-21 10:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-06-20 10:09:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388485812 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Карачаево-Черкессоке УФАС России )