Решение в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск"

Номер дела: 21
Дата публикации: 8 мая 2013, 18:16

                                                                              РЕШЕНИЕ

Оглашено:  23 апреля  2013 г.

Изготовлено в полном объеме:  08 мая 2013 г.                       г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии А.С. Уракчиева – руководитель управления;

Членов Комиссии:

- К.А. Бабаева – заместителя руководителя управления,   

- Д.А. Чагаровой – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти; 

-З.У. Узденовой – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти; 

- Г.Р. Зименко - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти.

рассмотрев дело N 21 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500, Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место  нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в  навязывании  З...  невыгодных условий договора, повлекших  предъявление необоснованных требований о передаче финансовых средств,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на    признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В УФАС по КЧР с жалобой на предъявление ему Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск», в лице его филиала в Карачаево-Черкесии незаконного требования об уплате за потребленный газ  в сумме 20 982 руб. обратился З..., проживающий  по адресу: КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Березовая, д. 13. Суть жалобы состоит в том, что 18 февраля 2013 года  им получено уведомление о том, что в связи с истечением срока государственной поверки прибора учета и на основании акта обследования газификационного объекта  от 25.01.2013 г. б/н срок государственной поверки счетчика истек в 2011 г.

По результатам рассмотрения жалобы в адрес  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  было выдано предупреждение, которое в указанный срок не было исполнено, поэтому в соответствии с п. 8 статьи 391 в связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»   признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было  возбуждено настоящее дело.

Представители ответчика, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения настоящего дела, на рассмотрение дела не явились, но  от ответчика  получены   возражения, приобщенные к материалам  дела.

При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Однако  гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. Законом, ограничивающим права  хозяйствующих субъектов, является  Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Приказом  № 89 от  29.11.2007 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в КЧР  включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов по ОКВЭД 51.51.3 (основной вид деятельности «оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом» по ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на территории Карачаево-Черкесской Республики является единственным продавцом природного газа для  населения. Продажа газа населению осуществляется партиями в  объеме, рассчитанном либо по показаниям приборов учета, либо по нормативам.

Федеральным законом № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются  действия (бездействие)  занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  ущемление интересов  других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

По запросу УФАС по КЧР  от ЗАО «Газпром  газораспределение Черкесск» получены документы и информация, из которой следует, что  счетчик  типа МКМ G 6  № 2309088 изготовлен и поверен 15.05.2001 года,  ЗАО «КЧгаз» (в настоящее время - ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»)    проверен и установлен 17.10.2003 г. Паспорт счетчика З.... согласно письму ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск» хранится в архивной ИТД.

На момент истечения срока поверки счетчика в 2011 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» уведомления в адрес З... не направлял, копию технического паспорта на счетчик абоненту не выдавал.

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» отказывается установить и опломбировать счетчик со ссылкой на наличие долга. Заявитель называет конкретное должностное лицо ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», которое отказывается принимать заявление на установку нового счетчика - М.... ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» отказывается принимать плату по показаниям счетчика и отказывается установить новый счетчик, производя расчеты потребления газа согласно занимаемой площади. На момент рассмотрения дела, по словам заявителя, долг перед поставщиком газа составляет уже около 60 000 руб.

29.09.2006 г.  создана единая кавказская компания по реализации газа (в настоящее время она  именуется  Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск»), а с 1 января 2007 года ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» приступил к поставкам природного газа в республики Северного Кавказа. Компания  является одним из звеньев в системе региональных компаний по реализации газа, входящих в ООО «Межрегионгаз» (100% дочернее предприятие ОАО «Газпром»). На сегодняшний день ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - единственный поставщик горючего природного газа ОАО «Газпром» на территории пяти республик Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. «Газпром межрегионгаз Пятигорск» является также управляющей компанией газораспределительных организаций в этих республиках. Согласно договора (от 26.07.2007 г.) между газораспределительными организациями (ГРО) республик, в том числе, ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»,  и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» полномочия единоличного исполнительного органа по управлению ГРО были переданы ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по договору № 80-8-0063-11/07. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» все эти организации  входят в группу лиц  по второму коду основания, и на  любого из  лиц, входящих в эту группу, распространяются  запреты, установленные Законом № 135-ФЗ, если федеральным законом не установлено иное. Эти иные случаи, в частности,  предусмотрены статьями 12,13 Закона о конкуренции, постановлением Правительства РФ   от 16 июля 2009 г. N 583. Действия  ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск» и Регионгаза по установлению правил  взаимодействия с абонентами – гражданами при   монтаже и замене приборов учета газа под эти исключения не подпадают

До 2007 года (создания ООО «Кавказрегионгаз»)  всю работу  с  абонентами по  поверке приборов учета осуществляло ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»),  передавшее    в ООО «Кавказрегионгаз» функции  по продаже  газа. Вместе с абонентской базой  переданы и данные о  сроке установки и  сроке окончания  межповерочного периода по каждому абоненту. Эта информация отражена в лицевом счете.  Ведение лицевых счетов осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». 

Статьей 1 ГК РФ  установлено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Заинтересованность ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в том, чтобы предъявлять абонентам требования об оплате газа   по нормативам потребления выражается в получении большего  объёма денежных  средств при такого рода ситуациях. Общеизвестно, что при наличии счетчика абонент  заинтересован в экономии энергоресурса,  и этот интерес абонента не совпадает с интересом  ресурсоснабжающей организации. Практика показывает, что абоненты при наличии прибора учета платят  значительно меньше, чем по нормативам потребления. Это видно и  из расшифровок начислений:  после  признания   абонента, нарушившим срок поверки прибора учета,  начисление возрастает в 2-3 раза.

Пункт 1.7. "Правил учета газа", утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996 г. гласит, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Статья 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества возлагает на собственника.  Правила также предусматривают, что  абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Однако, при отсутствии необходимой информации  абонент не может исполнить эту обязанность. Позиция  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» изложена в возражениях на определение (исх. № 19-19/623-13 Н от 24.04.2013 г.)  и ответе на  предупреждение (исх. № 19-19/Н14-РА от 26.03.2013 г.).  Ссылка на   публикации  информации о  межповерочном интервале в газетах оценивается Комиссией как недостаточное информирование конкретного потребителя, т.к. тираж этих газет ограничен,  не у всех абонентов  имелась возможность ознакомиться с этими  публикациями. Кроме того, даже зная   продолжительность   межповерочного интервала, но не имея  информации о дате  начала этого периода,  абонент  не  имеет  возможности  исполнить  свои обязанности по своевременной поверке прибора учета.

УФАС по КЧР за 2012 г. и текущий период 2013 г. рассмотрено не одно заявление с однотипными  нарушениями, допущенными   ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»: предъявление задолженности за потреблённый газ, образовавшейся в виду истечения срока государственной поверки, при том, что паспорт счетчика хранится у сетевой организации, а информация у абонента о сроке следующей поверки отсутствует. Однако есть потребители, которым предварительно направляются уведомления о предстоящем истечении срока поверки газового счетчика. Такие документы установлены при рассмотрении жалобы  Т... Таким образом,  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в отношении различных абонентов предпринимает противоречивые действия, подкреплённые собственной логикой.

Правилами, особый упор  делается на то, что абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки, однако,  применяя эти  нормы  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  не учтено следующее.

  1. Поставка газа гражданам осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме, а в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.
  2. Права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами.  Права и обязанности сторон в том числе, определяются Законом № 135-ФЗ (обязанность поставщика не злоупотреблять доминирующим положением) и ФЗ «О защите прав потребителей» (право потребителей на информацию). При рассмотрении дела установлено, что информации о сроке  проведении очередной поверки у  абонента не было. Об этом свидетельствует не только утверждение З... о и  документы, имеющиеся в материалах дела и многочисленные жалобы абонентов  на  начисление  за газ по нормативам потребления при   пропуске   срока поверки. Срок поверки не соблюден по причине отсутствия указания об очередном  сроке поверки в выдаваемых абоненту актах опломбирования, а также из-за отсутствия возможности отследить этот срок, т.к. ЗАО «Газпром  газораспределение Черкесск»  изымает  паспорт на прибор учета при его установке на газовые сети и подлинник паспорта хранится в ИТД, т.е. у газораспределительной организации.

Закон «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца…)  своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Эта информация в обязательном порядке должна содержать и  сведения о сроке службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков становятся непригодными для использования по назначению. В соответствии с Правилами на следующий день после истечения срока поверки прибора учета газа он не может быть использован по назначению, его показания не должны применяться при расчетах.  Закон «О защите прав потребителей» исходит из того, что потребитель  может  не знать об особенностях  товаров (работ, услуг), а  продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность за   последствия  от недостатков  этих товаров (работ, услуг) независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний продавца (изготовителя, исполнителя)  выявить их особые свойства или нет.

  1. Абонент действительно обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Однако, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  не исполнял свои обязанности, предусмотренные  Правилами и договором (п. 3.1.3): проверки, которые должны  осуществляться  не реже 1 раза в полугодие с оформлением акта  в порядке, предусмотренном  Правилами,  не проводились. А эти проверки  обязаны были  предотвратить и выявить нарушения со стороны абонента: проверка, проведенная до истечения  межповерочного периода – установить дату окончания межповерочного периода, а следующая проверка, проведенная после истечения межповерочного периода – установить нарушение абонентом срока поверки прибора учета. Все это должно было  быть отражено в акте проверки.

Потребители – физические лица   не являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»   таким участником является. Ситуации по несвоевременной поверке счетчиков возникают по вине организации, изымающей и хранящей у себя паспорта приборов учета газа. При этом  неосведомленность абонентов не по их вине ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» используется  для выставления дополнительных финансовых требований. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Комиссия  пришла к  выводу, что Зеленский Н.Н. действовал разумно и добросовестно, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»   злоупотребляет правом:  производит  начисление оплаты за газ  по нормативам потребления при  истечении  межповерочного периода на счетчик. Важно отметить, что при истечении срока поверки потребление газа резко не меняется, а это исключает появление у абонента подозрений, что у счетчика срок поверки истек.  В паспорте указан минимальный межповерочный интервал, и эксплуатация прибора учета за пределами этого срока  не означает, что прибор учета на следующий день после окончания  срока поверки  начинает считать  коммунальный ресурс неправильно. Статья 401 ГК РФ  предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Тот факт, что З... предпринял все меры для  надлежащего исполнения своего обязательства, следует из  материалов  дела.

В соответствии с п. 3 части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Вышеуказанные действия и бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии свидетельствуют о допущенных нарушениях этих норм Закона в отношении З...  Аналогичные нарушения   могут быть допущены в отношении других абонентов,  не имеющих информации об истечении  срока поверки установленных  у них приборов учета газа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии нарушившим  пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- отказаться от требования с абонента  Зеленского Н.Н. (л. счет № 9005006610) финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ   по показаниям прибора;

- в 3-х дневный срок  произвести действия по установке прибора учета на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу и его опломбировании в срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации;

-  осуществлять предварительное информирование каждого абонента об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме (путем индивидуального уведомления, либо  указания этой информации в актах допуска  прибора учета  к эксплуатации, либо в виде оставляемого  у абонента подлинника или копии паспорта на прибор учета, либо иным способом).

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                А.С.Уракчиев                                                        

 

Члены Комиссии                                                              К.А.Бабаев                                                             

                  Д.А.Чагарова

 

З.У. Узденова

 

Г.Р.Зименко

 

                                                                                                 

         

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

stdClass Object ( [vid] => 7587 [uid] => 5 [title] => Решение в отношении ООО "Газпром Межрегионгаз Пятигорск" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 7587 [type] => solution [language] => ru [created] => 1388431348 [changed] => 1388431348 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1388431348 [revision_uid] => 5 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

                                                                              РЕШЕНИЕ

Оглашено:  23 апреля  2013 г.

Изготовлено в полном объеме:  08 мая 2013 г.                       г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии А.С. Уракчиева – руководитель управления;

Членов Комиссии:

- К.А. Бабаева – заместителя руководителя управления,   

- Д.А. Чагаровой – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти; 

-З.У. Узденовой – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти; 

- Г.Р. Зименко - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти.

рассмотрев дело N 21 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500, Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место  нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в  навязывании  З...  невыгодных условий договора, повлекших  предъявление необоснованных требований о передаче финансовых средств,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на    признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В УФАС по КЧР с жалобой на предъявление ему Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск», в лице его филиала в Карачаево-Черкесии незаконного требования об уплате за потребленный газ  в сумме 20 982 руб. обратился З..., проживающий  по адресу: КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Березовая, д. 13. Суть жалобы состоит в том, что 18 февраля 2013 года  им получено уведомление о том, что в связи с истечением срока государственной поверки прибора учета и на основании акта обследования газификационного объекта  от 25.01.2013 г. б/н срок государственной поверки счетчика истек в 2011 г.

По результатам рассмотрения жалобы в адрес  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  было выдано предупреждение, которое в указанный срок не было исполнено, поэтому в соответствии с п. 8 статьи 391 в связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»   признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было  возбуждено настоящее дело.

Представители ответчика, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения настоящего дела, на рассмотрение дела не явились, но  от ответчика  получены   возражения, приобщенные к материалам  дела.

При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Однако  гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. Законом, ограничивающим права  хозяйствующих субъектов, является  Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Приказом  № 89 от  29.11.2007 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в КЧР  включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов по ОКВЭД 51.51.3 (основной вид деятельности «оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом» по ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на территории Карачаево-Черкесской Республики является единственным продавцом природного газа для  населения. Продажа газа населению осуществляется партиями в  объеме, рассчитанном либо по показаниям приборов учета, либо по нормативам.

Федеральным законом № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются  действия (бездействие)  занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  ущемление интересов  других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

По запросу УФАС по КЧР  от ЗАО «Газпром  газораспределение Черкесск» получены документы и информация, из которой следует, что  счетчик  типа МКМ G 6  № 2309088 изготовлен и поверен 15.05.2001 года,  ЗАО «КЧгаз» (в настоящее время - ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»)    проверен и установлен 17.10.2003 г. Паспорт счетчика З.... согласно письму ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск» хранится в архивной ИТД.

На момент истечения срока поверки счетчика в 2011 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» уведомления в адрес З... не направлял, копию технического паспорта на счетчик абоненту не выдавал.

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» отказывается установить и опломбировать счетчик со ссылкой на наличие долга. Заявитель называет конкретное должностное лицо ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», которое отказывается принимать заявление на установку нового счетчика - М.... ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» отказывается принимать плату по показаниям счетчика и отказывается установить новый счетчик, производя расчеты потребления газа согласно занимаемой площади. На момент рассмотрения дела, по словам заявителя, долг перед поставщиком газа составляет уже около 60 000 руб.

29.09.2006 г.  создана единая кавказская компания по реализации газа (в настоящее время она  именуется  Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск»), а с 1 января 2007 года ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» приступил к поставкам природного газа в республики Северного Кавказа. Компания  является одним из звеньев в системе региональных компаний по реализации газа, входящих в ООО «Межрегионгаз» (100% дочернее предприятие ОАО «Газпром»). На сегодняшний день ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - единственный поставщик горючего природного газа ОАО «Газпром» на территории пяти республик Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. «Газпром межрегионгаз Пятигорск» является также управляющей компанией газораспределительных организаций в этих республиках. Согласно договора (от 26.07.2007 г.) между газораспределительными организациями (ГРО) республик, в том числе, ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»,  и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» полномочия единоличного исполнительного органа по управлению ГРО были переданы ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по договору № 80-8-0063-11/07. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» все эти организации  входят в группу лиц  по второму коду основания, и на  любого из  лиц, входящих в эту группу, распространяются  запреты, установленные Законом № 135-ФЗ, если федеральным законом не установлено иное. Эти иные случаи, в частности,  предусмотрены статьями 12,13 Закона о конкуренции, постановлением Правительства РФ   от 16 июля 2009 г. N 583. Действия  ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск» и Регионгаза по установлению правил  взаимодействия с абонентами – гражданами при   монтаже и замене приборов учета газа под эти исключения не подпадают

До 2007 года (создания ООО «Кавказрегионгаз»)  всю работу  с  абонентами по  поверке приборов учета осуществляло ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»),  передавшее    в ООО «Кавказрегионгаз» функции  по продаже  газа. Вместе с абонентской базой  переданы и данные о  сроке установки и  сроке окончания  межповерочного периода по каждому абоненту. Эта информация отражена в лицевом счете.  Ведение лицевых счетов осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». 

Статьей 1 ГК РФ  установлено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Заинтересованность ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в том, чтобы предъявлять абонентам требования об оплате газа   по нормативам потребления выражается в получении большего  объёма денежных  средств при такого рода ситуациях. Общеизвестно, что при наличии счетчика абонент  заинтересован в экономии энергоресурса,  и этот интерес абонента не совпадает с интересом  ресурсоснабжающей организации. Практика показывает, что абоненты при наличии прибора учета платят  значительно меньше, чем по нормативам потребления. Это видно и  из расшифровок начислений:  после  признания   абонента, нарушившим срок поверки прибора учета,  начисление возрастает в 2-3 раза.

Пункт 1.7. "Правил учета газа", утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996 г. гласит, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Статья 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества возлагает на собственника.  Правила также предусматривают, что  абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Однако, при отсутствии необходимой информации  абонент не может исполнить эту обязанность. Позиция  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» изложена в возражениях на определение (исх. № 19-19/623-13 Н от 24.04.2013 г.)  и ответе на  предупреждение (исх. № 19-19/Н14-РА от 26.03.2013 г.).  Ссылка на   публикации  информации о  межповерочном интервале в газетах оценивается Комиссией как недостаточное информирование конкретного потребителя, т.к. тираж этих газет ограничен,  не у всех абонентов  имелась возможность ознакомиться с этими  публикациями. Кроме того, даже зная   продолжительность   межповерочного интервала, но не имея  информации о дате  начала этого периода,  абонент  не  имеет  возможности  исполнить  свои обязанности по своевременной поверке прибора учета.

УФАС по КЧР за 2012 г. и текущий период 2013 г. рассмотрено не одно заявление с однотипными  нарушениями, допущенными   ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»: предъявление задолженности за потреблённый газ, образовавшейся в виду истечения срока государственной поверки, при том, что паспорт счетчика хранится у сетевой организации, а информация у абонента о сроке следующей поверки отсутствует. Однако есть потребители, которым предварительно направляются уведомления о предстоящем истечении срока поверки газового счетчика. Такие документы установлены при рассмотрении жалобы  Т... Таким образом,  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в отношении различных абонентов предпринимает противоречивые действия, подкреплённые собственной логикой.

Правилами, особый упор  делается на то, что абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки, однако,  применяя эти  нормы  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  не учтено следующее.

  1. Поставка газа гражданам осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме, а в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.
  2. Права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами.  Права и обязанности сторон в том числе, определяются Законом № 135-ФЗ (обязанность поставщика не злоупотреблять доминирующим положением) и ФЗ «О защите прав потребителей» (право потребителей на информацию). При рассмотрении дела установлено, что информации о сроке  проведении очередной поверки у  абонента не было. Об этом свидетельствует не только утверждение З... о и  документы, имеющиеся в материалах дела и многочисленные жалобы абонентов  на  начисление  за газ по нормативам потребления при   пропуске   срока поверки. Срок поверки не соблюден по причине отсутствия указания об очередном  сроке поверки в выдаваемых абоненту актах опломбирования, а также из-за отсутствия возможности отследить этот срок, т.к. ЗАО «Газпром  газораспределение Черкесск»  изымает  паспорт на прибор учета при его установке на газовые сети и подлинник паспорта хранится в ИТД, т.е. у газораспределительной организации.

Закон «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца…)  своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Эта информация в обязательном порядке должна содержать и  сведения о сроке службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков становятся непригодными для использования по назначению. В соответствии с Правилами на следующий день после истечения срока поверки прибора учета газа он не может быть использован по назначению, его показания не должны применяться при расчетах.  Закон «О защите прав потребителей» исходит из того, что потребитель  может  не знать об особенностях  товаров (работ, услуг), а  продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность за   последствия  от недостатков  этих товаров (работ, услуг) независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний продавца (изготовителя, исполнителя)  выявить их особые свойства или нет.

  1. Абонент действительно обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Однако, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  не исполнял свои обязанности, предусмотренные  Правилами и договором (п. 3.1.3): проверки, которые должны  осуществляться  не реже 1 раза в полугодие с оформлением акта  в порядке, предусмотренном  Правилами,  не проводились. А эти проверки  обязаны были  предотвратить и выявить нарушения со стороны абонента: проверка, проведенная до истечения  межповерочного периода – установить дату окончания межповерочного периода, а следующая проверка, проведенная после истечения межповерочного периода – установить нарушение абонентом срока поверки прибора учета. Все это должно было  быть отражено в акте проверки.

Потребители – физические лица   не являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»   таким участником является. Ситуации по несвоевременной поверке счетчиков возникают по вине организации, изымающей и хранящей у себя паспорта приборов учета газа. При этом  неосведомленность абонентов не по их вине ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» используется  для выставления дополнительных финансовых требований. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Комиссия  пришла к  выводу, что Зеленский Н.Н. действовал разумно и добросовестно, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»   злоупотребляет правом:  производит  начисление оплаты за газ  по нормативам потребления при  истечении  межповерочного периода на счетчик. Важно отметить, что при истечении срока поверки потребление газа резко не меняется, а это исключает появление у абонента подозрений, что у счетчика срок поверки истек.  В паспорте указан минимальный межповерочный интервал, и эксплуатация прибора учета за пределами этого срока  не означает, что прибор учета на следующий день после окончания  срока поверки  начинает считать  коммунальный ресурс неправильно. Статья 401 ГК РФ  предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Тот факт, что З... предпринял все меры для  надлежащего исполнения своего обязательства, следует из  материалов  дела.

В соответствии с п. 3 части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Вышеуказанные действия и бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии свидетельствуют о допущенных нарушениях этих норм Закона в отношении З...  Аналогичные нарушения   могут быть допущены в отношении других абонентов,  не имеющих информации об истечении  срока поверки установленных  у них приборов учета газа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии нарушившим  пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- отказаться от требования с абонента  Зеленского Н.Н. (л. счет № 9005006610) финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ   по показаниям прибора;

- в 3-х дневный срок  произвести действия по установке прибора учета на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу и его опломбировании в срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации;

-  осуществлять предварительное информирование каждого абонента об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме (путем индивидуального уведомления, либо  указания этой информации в актах допуска  прибора учета  к эксплуатации, либо в виде оставляемого  у абонента подлинника или копии паспорта на прибор учета, либо иным способом).

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                А.С.Уракчиев                                                        

 

Члены Комиссии                                                              К.А.Бабаев                                                             

                  Д.А.Чагарова

 

З.У. Узденова

 

Г.Р.Зименко

 

                                                                                                 

         

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

                                                                              РЕШЕНИЕ

Оглашено:  23 апреля  2013 г.

Изготовлено в полном объеме:  08 мая 2013 г.                       г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя комиссии А.С. Уракчиева – руководитель управления;

Членов Комиссии:

- К.А. Бабаева – заместителя руководителя управления,   

- Д.А. Чагаровой – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти; 

-З.У. Узденовой – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти; 

- Г.Р. Зименко - специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти.

рассмотрев дело N 21 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии (юр. адрес: 357500, Ставропольский край,  г. Пятигорск, ул. Ермолова, 42, место  нахождения филиала: 369000, г. Черкесск, ул. Космонавтов, 60-а) пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  выразившегося в  навязывании  З...  невыгодных условий договора, повлекших  предъявление необоснованных требований о передаче финансовых средств,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на    признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В УФАС по КЧР с жалобой на предъявление ему Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск», в лице его филиала в Карачаево-Черкесии незаконного требования об уплате за потребленный газ  в сумме 20 982 руб. обратился З..., проживающий  по адресу: КЧР, г. Усть-Джегута, ул. Березовая, д. 13. Суть жалобы состоит в том, что 18 февраля 2013 года  им получено уведомление о том, что в связи с истечением срока государственной поверки прибора учета и на основании акта обследования газификационного объекта  от 25.01.2013 г. б/н срок государственной поверки счетчика истек в 2011 г.

По результатам рассмотрения жалобы в адрес  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  было выдано предупреждение, которое в указанный срок не было исполнено, поэтому в соответствии с п. 8 статьи 391 в связи с наличием в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»   признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Управлением было  возбуждено настоящее дело.

Представители ответчика, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения настоящего дела, на рассмотрение дела не явились, но  от ответчика  получены   возражения, приобщенные к материалам  дела.

При рассмотрении материалов дела Комиссией установлено следующее.

В соответствии с ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Однако  гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона. Законом, ограничивающим права  хозяйствующих субъектов, является  Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон № 135-ФЗ). Приказом  № 89 от  29.11.2007 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в КЧР  включено в Реестр доминирующих хозяйствующих субъектов по ОКВЭД 51.51.3 (основной вид деятельности «оптовая торговля прочим жидким и газообразным топливом» по ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1).  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на территории Карачаево-Черкесской Республики является единственным продавцом природного газа для  населения. Продажа газа населению осуществляется партиями в  объеме, рассчитанном либо по показаниям приборов учета, либо по нормативам.

Федеральным законом № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются  действия (бездействие)  занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться  ущемление интересов  других лиц, в том числе, экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

По запросу УФАС по КЧР  от ЗАО «Газпром  газораспределение Черкесск» получены документы и информация, из которой следует, что  счетчик  типа МКМ G 6  № 2309088 изготовлен и поверен 15.05.2001 года,  ЗАО «КЧгаз» (в настоящее время - ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»)    проверен и установлен 17.10.2003 г. Паспорт счетчика З.... согласно письму ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск» хранится в архивной ИТД.

На момент истечения срока поверки счетчика в 2011 г. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» уведомления в адрес З... не направлял, копию технического паспорта на счетчик абоненту не выдавал.

ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» отказывается установить и опломбировать счетчик со ссылкой на наличие долга. Заявитель называет конкретное должностное лицо ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», которое отказывается принимать заявление на установку нового счетчика - М.... ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» отказывается принимать плату по показаниям счетчика и отказывается установить новый счетчик, производя расчеты потребления газа согласно занимаемой площади. На момент рассмотрения дела, по словам заявителя, долг перед поставщиком газа составляет уже около 60 000 руб.

29.09.2006 г.  создана единая кавказская компания по реализации газа (в настоящее время она  именуется  Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск»), а с 1 января 2007 года ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» приступил к поставкам природного газа в республики Северного Кавказа. Компания  является одним из звеньев в системе региональных компаний по реализации газа, входящих в ООО «Межрегионгаз» (100% дочернее предприятие ОАО «Газпром»). На сегодняшний день ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - единственный поставщик горючего природного газа ОАО «Газпром» на территории пяти республик Северного Кавказа: Дагестана, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. «Газпром межрегионгаз Пятигорск» является также управляющей компанией газораспределительных организаций в этих республиках. Согласно договора (от 26.07.2007 г.) между газораспределительными организациями (ГРО) республик, в том числе, ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»,  и ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» полномочия единоличного исполнительного органа по управлению ГРО были переданы ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по договору № 80-8-0063-11/07. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О защите конкуренции» все эти организации  входят в группу лиц  по второму коду основания, и на  любого из  лиц, входящих в эту группу, распространяются  запреты, установленные Законом № 135-ФЗ, если федеральным законом не установлено иное. Эти иные случаи, в частности,  предусмотрены статьями 12,13 Закона о конкуренции, постановлением Правительства РФ   от 16 июля 2009 г. N 583. Действия  ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск» и Регионгаза по установлению правил  взаимодействия с абонентами – гражданами при   монтаже и замене приборов учета газа под эти исключения не подпадают

До 2007 года (создания ООО «Кавказрегионгаз»)  всю работу  с  абонентами по  поверке приборов учета осуществляло ЗАО «Карачаево-Черкесскгаз» (правопредшественник ЗАО «Газпром газораспределение Черкесск»),  передавшее    в ООО «Кавказрегионгаз» функции  по продаже  газа. Вместе с абонентской базой  переданы и данные о  сроке установки и  сроке окончания  межповерочного периода по каждому абоненту. Эта информация отражена в лицевом счете.  Ведение лицевых счетов осуществляет ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск». 

Статьей 1 ГК РФ  установлено, что никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения. Заинтересованность ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в том, чтобы предъявлять абонентам требования об оплате газа   по нормативам потребления выражается в получении большего  объёма денежных  средств при такого рода ситуациях. Общеизвестно, что при наличии счетчика абонент  заинтересован в экономии энергоресурса,  и этот интерес абонента не совпадает с интересом  ресурсоснабжающей организации. Практика показывает, что абоненты при наличии прибора учета платят  значительно меньше, чем по нормативам потребления. Это видно и  из расшифровок начислений:  после  признания   абонента, нарушившим срок поверки прибора учета,  начисление возрастает в 2-3 раза.

Пункт 1.7. "Правил учета газа", утв. Минтопэнерго РФ 14.10.1996 г. гласит, что ответственность за надлежащее состояние и исправность узлов учета газа, а также за их своевременную поверку несут владельцы узлов учета в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях. Статья 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества возлагает на собственника.  Правила также предусматривают, что  абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Однако, при отсутствии необходимой информации  абонент не может исполнить эту обязанность. Позиция  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» изложена в возражениях на определение (исх. № 19-19/623-13 Н от 24.04.2013 г.)  и ответе на  предупреждение (исх. № 19-19/Н14-РА от 26.03.2013 г.).  Ссылка на   публикации  информации о  межповерочном интервале в газетах оценивается Комиссией как недостаточное информирование конкретного потребителя, т.к. тираж этих газет ограничен,  не у всех абонентов  имелась возможность ознакомиться с этими  публикациями. Кроме того, даже зная   продолжительность   межповерочного интервала, но не имея  информации о дате  начала этого периода,  абонент  не  имеет  возможности  исполнить  свои обязанности по своевременной поверке прибора учета.

УФАС по КЧР за 2012 г. и текущий период 2013 г. рассмотрено не одно заявление с однотипными  нарушениями, допущенными   ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»: предъявление задолженности за потреблённый газ, образовавшейся в виду истечения срока государственной поверки, при том, что паспорт счетчика хранится у сетевой организации, а информация у абонента о сроке следующей поверки отсутствует. Однако есть потребители, которым предварительно направляются уведомления о предстоящем истечении срока поверки газового счетчика. Такие документы установлены при рассмотрении жалобы  Т... Таким образом,  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в отношении различных абонентов предпринимает противоречивые действия, подкреплённые собственной логикой.

Правилами, особый упор  делается на то, что абонент обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки, однако,  применяя эти  нормы  ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  не учтено следующее.

  1. Поставка газа гражданам осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме, а в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения внутридомового газового оборудования в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.
  2. Права и обязанности сторон при исполнении договора определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, условиями договора и Правилами.  Права и обязанности сторон в том числе, определяются Законом № 135-ФЗ (обязанность поставщика не злоупотреблять доминирующим положением) и ФЗ «О защите прав потребителей» (право потребителей на информацию). При рассмотрении дела установлено, что информации о сроке  проведении очередной поверки у  абонента не было. Об этом свидетельствует не только утверждение З... о и  документы, имеющиеся в материалах дела и многочисленные жалобы абонентов  на  начисление  за газ по нормативам потребления при   пропуске   срока поверки. Срок поверки не соблюден по причине отсутствия указания об очередном  сроке поверки в выдаваемых абоненту актах опломбирования, а также из-за отсутствия возможности отследить этот срок, т.к. ЗАО «Газпром  газораспределение Черкесск»  изымает  паспорт на прибор учета при его установке на газовые сети и подлинник паспорта хранится в ИТД, т.е. у газораспределительной организации.

Закон «О защите прав потребителей» обязывает изготовителя (исполнителя, продавца…)  своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Эта информация в обязательном порядке должна содержать и  сведения о сроке службы, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков становятся непригодными для использования по назначению. В соответствии с Правилами на следующий день после истечения срока поверки прибора учета газа он не может быть использован по назначению, его показания не должны применяться при расчетах.  Закон «О защите прав потребителей» исходит из того, что потребитель  может  не знать об особенностях  товаров (работ, услуг), а  продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность за   последствия  от недостатков  этих товаров (работ, услуг) независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний продавца (изготовителя, исполнителя)  выявить их особые свойства или нет.

  1. Абонент действительно обязан обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки. Однако, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»  не исполнял свои обязанности, предусмотренные  Правилами и договором (п. 3.1.3): проверки, которые должны  осуществляться  не реже 1 раза в полугодие с оформлением акта  в порядке, предусмотренном  Правилами,  не проводились. А эти проверки  обязаны были  предотвратить и выявить нарушения со стороны абонента: проверка, проведенная до истечения  межповерочного периода – установить дату окончания межповерочного периода, а следующая проверка, проведенная после истечения межповерочного периода – установить нарушение абонентом срока поверки прибора учета. Все это должно было  быть отражено в акте проверки.

Потребители – физические лица   не являются профессиональными участниками гражданско-правовых отношений, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»   таким участником является. Ситуации по несвоевременной поверке счетчиков возникают по вине организации, изымающей и хранящей у себя паспорта приборов учета газа. При этом  неосведомленность абонентов не по их вине ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» используется  для выставления дополнительных финансовых требований. В соответствии со статьей 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. При этом в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Комиссия  пришла к  выводу, что Зеленский Н.Н. действовал разумно и добросовестно, а ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск»   злоупотребляет правом:  производит  начисление оплаты за газ  по нормативам потребления при  истечении  межповерочного периода на счетчик. Важно отметить, что при истечении срока поверки потребление газа резко не меняется, а это исключает появление у абонента подозрений, что у счетчика срок поверки истек.  В паспорте указан минимальный межповерочный интервал, и эксплуатация прибора учета за пределами этого срока  не означает, что прибор учета на следующий день после окончания  срока поверки  начинает считать  коммунальный ресурс неправильно. Статья 401 ГК РФ  предусматривает, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Тот факт, что З... предпринял все меры для  надлежащего исполнения своего обязательства, следует из  материалов  дела.

В соответствии с п. 3 части 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе, прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств.

Вышеуказанные действия и бездействия ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии свидетельствуют о допущенных нарушениях этих норм Закона в отношении З...  Аналогичные нарушения   могут быть допущены в отношении других абонентов,  не имеющих информации об истечении  срока поверки установленных  у них приборов учета газа.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в лице его филиала в Карачаево-Черкесии нарушившим  пункт 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Обществу с ограниченной ответственностью  «Газпром межрегионгаз Пятигорск» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- отказаться от требования с абонента  Зеленского Н.Н. (л. счет № 9005006610) финансовых средств, исчисленных по нормативам потребления,   произвести расчет суммы оплаты за потребленный газ   по показаниям прибора;

- в 3-х дневный срок  произвести действия по установке прибора учета на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу и его опломбировании в срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации;

-  осуществлять предварительное информирование каждого абонента об окончании межповерочного  периода с указанием  следующего срока поверки прибора учета в доступной форме (путем индивидуального уведомления, либо  указания этой информации в актах допуска  прибора учета  к эксплуатации, либо в виде оставляемого  у абонента подлинника или копии паспорта на прибор учета, либо иным способом).

3. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                А.С.Уракчиев                                                        

 

Члены Комиссии                                                              К.А.Бабаев                                                             

                  Д.А.Чагарова

 

З.У. Узденова

 

Г.Р.Зименко

 

                                                                                                 

         

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

 

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 21 [format] => [safe_value] => 21 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>
[format] => full_html [safe_value] =>

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Курирующий - начальник отдела Кумратов Солтан Муратович

т./факс: (8782) 26-69-93

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 36 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 36 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] =>

 

Антимонопольное регулирование: ЖКХ
Курирующий заместитель - Бабаев Каир Абуталибович
тел.: (8782) 25-64-40
 
Отдел защиты конкуренции и контроля органов власти
тел.: (8782) 25-20-41
[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-08 14:16:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-05-08 07:16:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1388431348 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Карачаево-Черкессоке УФАС России )