Решение по делу №43 в отношении МРСК СК и ЗАО АКБ "Тексбанк"

Номер дела: 43
Дата публикации: 7 августа 2012, 11:51

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  25 июля 2012 г.

Изготовлено в полном объеме: 06 августа 2012 г.                                                            г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева - руководителя управления,  

Членов Комиссии:

- К.А. Бабаева – заместителя руководителя управления;

- В.А.Патентова – заведующего юридического сектора

   НБ Карачаево-Черкесской Республики Банка России;    

- Р.А. Тугова – начальника отдела пруденциального банковского надзора управления

  надзора за деятельностью кредитных организаций НБ Карачаево-Черкесской Рес-

  публики Банка России,

рассмотрев дело N 43 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее по тексту – ОАО «МРСК СК») (357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ул. Подстанционная, 18) и Закрытым акционерным обществом Акционерным банком  развития текстильной и шерстяной промышленности Тексбанк (далее по тесту - ЗАО АКБ «Тексбанк») (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 99) статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ,  «О защите конкуренции»,

                                                        УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В порядке осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установлено, что ОАО «МРСК Северного Кавказа» заключило договор № Дб-06/08-ю от 26 марта 2008 г. с ЗАО АКБ «Тескбанк».

Предметом данного договора является открытие банком клиенту счета № 40702810800000000261 в валюте Российской Федерации (рублях) и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента (п. 1.1. Договора). 

 Изучив представленные материалы, было установлено следующее.

Договор был выявлен в материалах Главного управления КЧР по тарифам и ценам при утверждении тарифа на 2012 год, из чего следует, что в тарифы на 2012 год заложены расходы по осуществлению расчетно-кассового обслуживания Карачаево-Черкесского филиала ОАО «МРСК СК» с учетом затрат по вышеуказанному договору.

В рамках определения УФАС по КЧР ОАО «МРСК СК» представлен пакет документов на право заключения договора на открытие и ведение банковского счета для Карачаево-Черкесского, из которых  следует, что торги по открытию счета филиалом ОАО «МРСК СК» не проводились.

Вышеуказанные расходы не являются разовыми. На каждый период они должны были утверждаться в соответствии с требованиями действующего законодательства, т.е. с проведением конкурсных процедур.  Их проведение представленными материалами не подтверждаются.

06.12.2011 был принят Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 06 января 2012 года и изменивший, в том числе редакцию статьи 18 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, Комиссия рассматривает действия по признакам нарушения ОАО «МРСК СК» и   ЗАО АКБ «Тексбанк»  части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются иные соглашения между хозяйствующими (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка, разделу товарного рынка по составу продавцов и покупателей (п. 3).

В соответствии с нормой статьи 18 Закона о защите конкуренции, действовавшей до 06 января 2012 года, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания ряда финансовых услуг, в том числе (подпункт 2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.

Приказом Федеральной Службы по тарифам  от 8 сентября 2008 г. N 341-э ОАО «МРСК СК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 26.1.47, следовательно, положение «МРСК СК» является доминирующим  в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением  признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии. 

            На территории Карачаево-Черкесской Республики расположен филиал «МРСК СК», осуществляющий  все  функции юридического лица, в том числе функции представительства.

Пунктом  7.1. Договора установлено, что Договор вступает в силу со дня его подписания и действует в течении неопределенного срока. Что касается периодичности отбора финансовых организаций в случаях, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, то поскольку открытие конкурсы (аукционы) должны проводиться в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), то при проведении открытых конкурсов  в соответствии со статьей 21 Закона о размещении заказов необходимо в извещении о конкурсе четко определять сроки (периоды поставок, выполнения работ, оказания услуг), начальную цену и объем услуг. Таким образом, договор, заключенный субъектами естественных монополий по итогам конкурса, не может быть бессрочным, а необходимость определения цены контракта и объема услуги ограничивает срок, на который возможно заключить договор. Эта норма закона действовала до 01.01.2012 г.

С 01.01.2012 года ОАО «МРСК СК» обязано осуществлять закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении ряда организаций, в том числе, субъектов естественных монополий.

Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности ОАО «МРСК СК» должен руководствоваться положениями Закона о закупках.

Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (п. 3).

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

ОАО «МРСК СК» торги по отбору финансовой организации для оказания финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов не проводило. Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов других хозяйствующих субъектов, потенциальных победителей торгов.

ОАО «МРСК СК» и ЗАО АКБ «Тесбанк» заключив договор (соглашение) № Дб-06/08-ю от 26 марта 2008 г. без проведения процедуры торгов, нарушили статью 11 Закона о защите конкуренции.

Предоставление финансовых услуг без проведения торгов квалифицируются как согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, что запрещено статьей 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК СК» и ЗАО АКБ «Тексбанк» нарушившими   статью 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «МРСК СК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г. заключенный с ЗАО АКБ «Тексбанк»;

- провести торги по отбору финансовой организации для оказания финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов, а также осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента, в соответствии с нормами действующего законодательства. 

 

3. Выдать ЗАО АКБ «Тескбанк» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю  от 26.03.2008 г. заключенный с ОАО «МРСК СК».

4. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

           Председатель Комиссии                                                                             А.С.Уракчиев

 

Члены Комиссии                                                                             К.А.Бабаев 

 

В.А. Патентов

 

Р.А. Тугов                                                                                  

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 36

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

06 августа 2012 г.                                                                                  г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - А.С.Уракчиева - руководителя управления,

Членов Комиссии:

- К.А.Бабаева – заместителя руководителя управления;

- В.А.Патентова – заведующего юридического сектора

   НБ Карачаево-Черкесской Республики Банка России;    

- Р.А. Тугова – начальника отдела пруденциального банковского надзора управления надзора за деятельностью кредитных организаций НБ Карачаево-Черкесской Республики Банка России,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.08.2012 года по делу № 43 о нарушении Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее по тексту – ОАО «МРСК СК») (357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ул. Подстанционная, 18) и Закрытым акционерным обществом Акционерным банком  развития текстильной и шерстяной промышленности Тексбанк (далее по тексту - ЗАО АКБ «Тексбанк») (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 99)  статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ,  «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «МРСК СК» и ЗАО АКБ «Тексбанк» прекратить нарушение статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения (договор № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г.), которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.  

В этих целях ОАО «МРСК СК» обязано:

 - расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г. заключенный с ЗАО АКБ «Тексбанк»;

- провести торги по отбору финансовой организации для оказания финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов, а также осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента, в соответствии с нормами действующего законодательства. 

В этих целях ЗАО АКБ «Тексбанк» обязано расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г. заключенный с ОАО «МРСК СК».

 

Срок исполнения  - до  01 октября  2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 05 октября 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                                А.С.Уракчиев

 

Члены комиссии:                                                                           К.А.Бабаев

 

                 В.А. Патентов

 

                     Р.А. Тугов

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

stdClass Object ( [vid] => 6984 [uid] => 5 [title] => Решение по делу №43 в отношении МРСК СК и ЗАО АКБ "Тексбанк" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6984 [type] => solution [language] => ru [created] => 1344405217 [changed] => 1370521735 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521735 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  25 июля 2012 г.

Изготовлено в полном объеме: 06 августа 2012 г.                                                            г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева - руководителя управления,  

Членов Комиссии:

- К.А. Бабаева – заместителя руководителя управления;

- В.А.Патентова – заведующего юридического сектора

   НБ Карачаево-Черкесской Республики Банка России;    

- Р.А. Тугова – начальника отдела пруденциального банковского надзора управления

  надзора за деятельностью кредитных организаций НБ Карачаево-Черкесской Рес-

  публики Банка России,

рассмотрев дело N 43 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее по тексту – ОАО «МРСК СК») (357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ул. Подстанционная, 18) и Закрытым акционерным обществом Акционерным банком  развития текстильной и шерстяной промышленности Тексбанк (далее по тесту - ЗАО АКБ «Тексбанк») (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 99) статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ,  «О защите конкуренции»,

                                                        УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В порядке осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установлено, что ОАО «МРСК Северного Кавказа» заключило договор № Дб-06/08-ю от 26 марта 2008 г. с ЗАО АКБ «Тескбанк».

Предметом данного договора является открытие банком клиенту счета № 40702810800000000261 в валюте Российской Федерации (рублях) и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента (п. 1.1. Договора). 

 Изучив представленные материалы, было установлено следующее.

Договор был выявлен в материалах Главного управления КЧР по тарифам и ценам при утверждении тарифа на 2012 год, из чего следует, что в тарифы на 2012 год заложены расходы по осуществлению расчетно-кассового обслуживания Карачаево-Черкесского филиала ОАО «МРСК СК» с учетом затрат по вышеуказанному договору.

В рамках определения УФАС по КЧР ОАО «МРСК СК» представлен пакет документов на право заключения договора на открытие и ведение банковского счета для Карачаево-Черкесского, из которых  следует, что торги по открытию счета филиалом ОАО «МРСК СК» не проводились.

Вышеуказанные расходы не являются разовыми. На каждый период они должны были утверждаться в соответствии с требованиями действующего законодательства, т.е. с проведением конкурсных процедур.  Их проведение представленными материалами не подтверждаются.

06.12.2011 был принят Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 06 января 2012 года и изменивший, в том числе редакцию статьи 18 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, Комиссия рассматривает действия по признакам нарушения ОАО «МРСК СК» и   ЗАО АКБ «Тексбанк»  части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются иные соглашения между хозяйствующими (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка, разделу товарного рынка по составу продавцов и покупателей (п. 3).

В соответствии с нормой статьи 18 Закона о защите конкуренции, действовавшей до 06 января 2012 года, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания ряда финансовых услуг, в том числе (подпункт 2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.

Приказом Федеральной Службы по тарифам  от 8 сентября 2008 г. N 341-э ОАО «МРСК СК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 26.1.47, следовательно, положение «МРСК СК» является доминирующим  в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением  признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии. 

            На территории Карачаево-Черкесской Республики расположен филиал «МРСК СК», осуществляющий  все  функции юридического лица, в том числе функции представительства.

Пунктом  7.1. Договора установлено, что Договор вступает в силу со дня его подписания и действует в течении неопределенного срока. Что касается периодичности отбора финансовых организаций в случаях, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, то поскольку открытие конкурсы (аукционы) должны проводиться в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), то при проведении открытых конкурсов  в соответствии со статьей 21 Закона о размещении заказов необходимо в извещении о конкурсе четко определять сроки (периоды поставок, выполнения работ, оказания услуг), начальную цену и объем услуг. Таким образом, договор, заключенный субъектами естественных монополий по итогам конкурса, не может быть бессрочным, а необходимость определения цены контракта и объема услуги ограничивает срок, на который возможно заключить договор. Эта норма закона действовала до 01.01.2012 г.

С 01.01.2012 года ОАО «МРСК СК» обязано осуществлять закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении ряда организаций, в том числе, субъектов естественных монополий.

Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности ОАО «МРСК СК» должен руководствоваться положениями Закона о закупках.

Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (п. 3).

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

ОАО «МРСК СК» торги по отбору финансовой организации для оказания финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов не проводило. Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов других хозяйствующих субъектов, потенциальных победителей торгов.

ОАО «МРСК СК» и ЗАО АКБ «Тесбанк» заключив договор (соглашение) № Дб-06/08-ю от 26 марта 2008 г. без проведения процедуры торгов, нарушили статью 11 Закона о защите конкуренции.

Предоставление финансовых услуг без проведения торгов квалифицируются как согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, что запрещено статьей 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК СК» и ЗАО АКБ «Тексбанк» нарушившими   статью 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «МРСК СК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г. заключенный с ЗАО АКБ «Тексбанк»;

- провести торги по отбору финансовой организации для оказания финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов, а также осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента, в соответствии с нормами действующего законодательства. 

 

3. Выдать ЗАО АКБ «Тескбанк» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю  от 26.03.2008 г. заключенный с ОАО «МРСК СК».

4. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

           Председатель Комиссии                                                                             А.С.Уракчиев

 

Члены Комиссии                                                                             К.А.Бабаев 

 

В.А. Патентов

 

Р.А. Тугов                                                                                  

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 36

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

06 августа 2012 г.                                                                                  г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - А.С.Уракчиева - руководителя управления,

Членов Комиссии:

- К.А.Бабаева – заместителя руководителя управления;

- В.А.Патентова – заведующего юридического сектора

   НБ Карачаево-Черкесской Республики Банка России;    

- Р.А. Тугова – начальника отдела пруденциального банковского надзора управления надзора за деятельностью кредитных организаций НБ Карачаево-Черкесской Республики Банка России,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.08.2012 года по делу № 43 о нарушении Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее по тексту – ОАО «МРСК СК») (357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ул. Подстанционная, 18) и Закрытым акционерным обществом Акционерным банком  развития текстильной и шерстяной промышленности Тексбанк (далее по тексту - ЗАО АКБ «Тексбанк») (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 99)  статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ,  «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «МРСК СК» и ЗАО АКБ «Тексбанк» прекратить нарушение статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения (договор № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г.), которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.  

В этих целях ОАО «МРСК СК» обязано:

 - расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г. заключенный с ЗАО АКБ «Тексбанк»;

- провести торги по отбору финансовой организации для оказания финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов, а также осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента, в соответствии с нормами действующего законодательства. 

В этих целях ЗАО АКБ «Тексбанк» обязано расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г. заключенный с ОАО «МРСК СК».

 

Срок исполнения  - до  01 октября  2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 05 октября 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                                А.С.Уракчиев

 

Члены комиссии:                                                                           К.А.Бабаев

 

                 В.А. Патентов

 

                     Р.А. Тугов

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  25 июля 2012 г.

Изготовлено в полном объеме: 06 августа 2012 г.                                                            г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - А.С. Уракчиева - руководителя управления,  

Членов Комиссии:

- К.А. Бабаева – заместителя руководителя управления;

- В.А.Патентова – заведующего юридического сектора

   НБ Карачаево-Черкесской Республики Банка России;    

- Р.А. Тугова – начальника отдела пруденциального банковского надзора управления

  надзора за деятельностью кредитных организаций НБ Карачаево-Черкесской Рес-

  публики Банка России,

рассмотрев дело N 43 по признакам нарушения Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее по тексту – ОАО «МРСК СК») (357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ул. Подстанционная, 18) и Закрытым акционерным обществом Акционерным банком  развития текстильной и шерстяной промышленности Тексбанк (далее по тесту - ЗАО АКБ «Тексбанк») (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 99) статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ,  «О защите конкуренции»,

                                                        УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту – Закон о защите конкуренции) основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

В порядке осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, установлено, что ОАО «МРСК Северного Кавказа» заключило договор № Дб-06/08-ю от 26 марта 2008 г. с ЗАО АКБ «Тескбанк».

Предметом данного договора является открытие банком клиенту счета № 40702810800000000261 в валюте Российской Федерации (рублях) и осуществление расчетно-кассового обслуживания клиента (п. 1.1. Договора). 

 Изучив представленные материалы, было установлено следующее.

Договор был выявлен в материалах Главного управления КЧР по тарифам и ценам при утверждении тарифа на 2012 год, из чего следует, что в тарифы на 2012 год заложены расходы по осуществлению расчетно-кассового обслуживания Карачаево-Черкесского филиала ОАО «МРСК СК» с учетом затрат по вышеуказанному договору.

В рамках определения УФАС по КЧР ОАО «МРСК СК» представлен пакет документов на право заключения договора на открытие и ведение банковского счета для Карачаево-Черкесского, из которых  следует, что торги по открытию счета филиалом ОАО «МРСК СК» не проводились.

Вышеуказанные расходы не являются разовыми. На каждый период они должны были утверждаться в соответствии с требованиями действующего законодательства, т.е. с проведением конкурсных процедур.  Их проведение представленными материалами не подтверждаются.

06.12.2011 был принят Федеральный закон № 401-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступивший в силу 06 января 2012 года и изменивший, в том числе редакцию статьи 18 Закона о защите конкуренции. В связи с чем, Комиссия рассматривает действия по признакам нарушения ОАО «МРСК СК» и   ЗАО АКБ «Тексбанк»  части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции, согласно которой запрещаются иные соглашения между хозяйствующими (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка, разделу товарного рынка по составу продавцов и покупателей (п. 3).

В соответствии с нормой статьи 18 Закона о защите конкуренции, действовавшей до 06 января 2012 года, субъекты естественных монополий осуществляют отбор финансовых организаций путем проведения открытого конкурса или открытого аукциона в соответствии с положениями федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд для оказания ряда финансовых услуг, в том числе (подпункт 2) открытие и ведение банковских счетов юридических лиц, осуществление расчетов по этим счетам.

Приказом Федеральной Службы по тарифам  от 8 сентября 2008 г. N 341-э ОАО «МРСК СК», осуществляющее деятельность в сфере услуг по передаче электрической энергии, включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел I "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным N 26.1.47, следовательно, положение «МРСК СК» является доминирующим  в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением  признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящегося в состоянии естественной монополии. 

            На территории Карачаево-Черкесской Республики расположен филиал «МРСК СК», осуществляющий  все  функции юридического лица, в том числе функции представительства.

Пунктом  7.1. Договора установлено, что Договор вступает в силу со дня его подписания и действует в течении неопределенного срока. Что касается периодичности отбора финансовых организаций в случаях, указанных в статье 18 Закона о защите конкуренции, то поскольку открытие конкурсы (аукционы) должны проводиться в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о размещении заказов), то при проведении открытых конкурсов  в соответствии со статьей 21 Закона о размещении заказов необходимо в извещении о конкурсе четко определять сроки (периоды поставок, выполнения работ, оказания услуг), начальную цену и объем услуг. Таким образом, договор, заключенный субъектами естественных монополий по итогам конкурса, не может быть бессрочным, а необходимость определения цены контракта и объема услуги ограничивает срок, на который возможно заключить договор. Эта норма закона действовала до 01.01.2012 г.

С 01.01.2012 года ОАО «МРСК СК» обязано осуществлять закупочную деятельность в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении ряда организаций, в том числе, субъектов естественных монополий.

Таким образом, при осуществлении закупочной деятельности ОАО «МРСК СК» должен руководствоваться положениями Закона о закупках.

Согласно части 4 статьи 11 Закона о защите конкуренции запрещаются иные соглашения между хозяйствующими субъектами (за исключением "вертикальных" соглашений, которые признаются допустимыми в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), если установлено, что такие соглашения приводят или могут привести к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут быть отнесены, в частности, соглашения о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка (п. 3).

Согласно пункту 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

ОАО «МРСК СК» торги по отбору финансовой организации для оказания финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов не проводило. Проведение торгов способствует развитию конкуренции за обладание ограниченным ресурсом путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия, что обеспечивает равный доступ всех заинтересованных лиц, а также обеспечивает соблюдение интересов других хозяйствующих субъектов, потенциальных победителей торгов.

ОАО «МРСК СК» и ЗАО АКБ «Тесбанк» заключив договор (соглашение) № Дб-06/08-ю от 26 марта 2008 г. без проведения процедуры торгов, нарушили статью 11 Закона о защите конкуренции.

Предоставление финансовых услуг без проведения торгов квалифицируются как согласованные действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, что запрещено статьей 11 Федерального закона «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать ОАО «МРСК СК» и ЗАО АКБ «Тексбанк» нарушившими   статью 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать ОАО «МРСК СК» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г. заключенный с ЗАО АКБ «Тексбанк»;

- провести торги по отбору финансовой организации для оказания финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов, а также осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента, в соответствии с нормами действующего законодательства. 

 

3. Выдать ЗАО АКБ «Тескбанк» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю  от 26.03.2008 г. заключенный с ОАО «МРСК СК».

4. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

           Председатель Комиссии                                                                             А.С.Уракчиев

 

Члены Комиссии                                                                             К.А.Бабаев 

 

В.А. Патентов

 

Р.А. Тугов                                                                                  

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 36

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

06 августа 2012 г.                                                                                  г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - А.С.Уракчиева - руководителя управления,

Членов Комиссии:

- К.А.Бабаева – заместителя руководителя управления;

- В.А.Патентова – заведующего юридического сектора

   НБ Карачаево-Черкесской Республики Банка России;    

- Р.А. Тугова – начальника отдела пруденциального банковского надзора управления надзора за деятельностью кредитных организаций НБ Карачаево-Черкесской Республики Банка России,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 06.08.2012 года по делу № 43 о нарушении Открытым акционерным обществом «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа» (далее по тексту – ОАО «МРСК СК») (357506, Ставропольский край, г. Пятигорск, пос. Энергетик, ул. Подстанционная, 18) и Закрытым акционерным обществом Акционерным банком  развития текстильной и шерстяной промышленности Тексбанк (далее по тексту - ЗАО АКБ «Тексбанк») (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Кавказская, 99)  статьи 11 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ,  «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «МРСК СК» и ЗАО АКБ «Тексбанк» прекратить нарушение статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения (договор № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г.), которое приводит или может привести к ограничению конкуренции.  

В этих целях ОАО «МРСК СК» обязано:

 - расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г. заключенный с ЗАО АКБ «Тексбанк»;

- провести торги по отбору финансовой организации для оказания финансовой услуги по открытию и ведению банковских счетов, а также осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента, в соответствии с нормами действующего законодательства. 

В этих целях ЗАО АКБ «Тексбанк» обязано расторгнуть договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) № Дб-06/08-ю от 26.03.2008 г. заключенный с ОАО «МРСК СК».

 

Срок исполнения  - до  01 октября  2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 05 октября 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                                А.С.Уракчиев

 

Члены комиссии:                                                                           К.А.Бабаев

 

                 В.А. Патентов

 

                     Р.А. Тугов

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 43 [format] => [safe_value] => 43 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Курирующий - начальник отдела Кумратов Солтан Муратович

т./факс: (8782) 26-69-93

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 291 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 291 [vid] => 6 [name] => Финансовые рынки [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-07 07:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-08-06 07:51:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1344405217 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Карачаево-Черкессоке УФАС России )