Решение и предписание в отношении КЧР ГУП "Тепловые сети" и ГУ по тарифам и ценам

Номер дела: 3
Дата публикации: 4 мая 2012, 11:22

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  20 апреля 2012 г.

Изготовлено в полном объеме: 3 мая 2012 г.                                                        г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…> - руководителя управления,  

Членов Комиссии:

- <…> – заместителя руководителя управления;

- <…>   - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…>  – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – старшего специалиста 1 категории  отдела контроля госзаказа и рекламы,

рассмотрев дело N 3 по признакам нарушения Карачаево-Черкесским республиканским государственным унитарным предприятием «Тепловые сети» (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 11)  и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в тариф на тепловую энергию для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей.

                                                        УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Постановлением от 22.11.2011 г. № 117 Главного управления КЧР по тарифам и ценам, утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 г.:

1. Для населения установлен тариф:

- с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г.  в размере 1211,07 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

-  с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. в размере 1283,73 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

- с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. в размере 1333,92 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.

2. Для прочих потребителей установлен тариф:

- с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г.  в размере 1026,33 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

-  с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. в размере 1087,91 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

- с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. в размере 1130,44 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.

Постановлением от 21.12.2010 г. № 116 Главного управления КЧР по тарифам и ценам, утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2011 г.:

  1. Для населения установлен тариф в размере 1127,07 руб. за 1 Гкал.
  2. Для прочих потребителей установлен тариф в размере 1026,33 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС).

Изучив представленные материалы, было установлено следующее.

Главным управлением КЧР по тарифам и ценам представлена информация о том, что при утверждении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 год, расходы на оплату услуг организаций по приему платежей не учитывались.

Проанализировав калькуляцию расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии на 2012 год КЧ  РГУП «Тепловые сети» (далее по тексту - Калькуляция расходов), установлено следующее.

В базовом периоде в калькуляции  расходы, связанные с оплатой услуг по ведению учета и по приему платежей от населения не включались, данные расходы отражались в статье «Прочие расходы». Пунктом 2.12 «Налоги и другие обязательные платежи и сборы» в «прочие расходы» на 2012 год эти расходы не заложены. В предыдущем периоде (2011 году) эти расходы составляли: по плану – … тыс. руб., по факту – … тыс. руб. Пунктом 16 протокола заседания Правления Главного управления КЧР по тарифам и ценам от 12.11.2010 г. № 116 установлено, что по статье «Прочие расходы» (стоимость услуг по работе с населением (сбор платежей за коммунальные услуги) в размере 3 % от планируемых доходов от реализации тепловой энергии населению)  в размере …тыс. рублей. 

КЧ РГУП «Тепловые сети» заключен и действует агентский договор с ООО «РКЦ» № 394/10 от 01.09.2010 г. Предметом, которого является то, что «Принципал» передает, а «Агент» принимает на себя и осуществляет на условиях и в порядке, определенных настоящим договором деятельность: сбор (прием) с потребителей г. Черкесска (физических лиц) денежных средств за товар (отопление жилья, горячее водоснабжение, техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения (ВДС), реализуемых «Принципалом»; выдача квитанций об оплате товара, реализуемого «Принципалом».

            Пунктом 4.1 настоящего договора установлена стоимость услуг по осуществлению деятельности, являющегося предметом настоящего договора, оказываемых «Агентом» ежемесячно оплачивается «Принципалом», на основании акта выполненных работ, не позднее 2-х дней с момента его подписания в размере 3 % от суммы сбора, плюс НДС.

21.12.2010 г. КЧ РГУП «Тепловые сети» заключен договор № 04/10 на оказание услуг с ООО «Контролер». Предметом данного договора является то, что «Организация» передает, а «Общество» принимает на себя и осуществляет на условиях и в порядке, определенных настоящим договором деятельность: ведение учета потребителей г. Черкесска (физических лиц) тепловой энергии (отопление, подогрев воды) и технического обслуживания внутридомовых систем теплоснабжения (ВДС).

Пунктом 4 Договора на оказание услуг установлено, что КЧ РГУП «Тепловые сети» на основании акта выполненных работ   ежемесячно оплачивает ООО «Контролер» в размере 2 % плюс НДС от общего сбора денежных средств по текущим платежам за тепловую энергию (отопление, подогрев воды) и техническое обслуживание внутридомовых систем теплоснабжения (ВДС).

Соответственно КЧ РГУП «Тепловые сети» ежемесячно оплачивает ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» стоимость работ по сбору (приему) с потребителей г. Черкесска (физических лиц) денежных средств за товар (отопление жилья, горячее водоснабжение, техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения (ВДС), выдачу квитанций, а также за ведение учета потребителей г. Черкесска (физических лиц) тепловой энергии (отопление, подогрев воды) и технического обслуживания внутридомовых систем теплоснабжения (ВДС) совокупно 5 %  от планового дохода от реализации тепловой энергии населению.

Тариф на тепловую энергию,  утвержденный для КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 год уменьшился бы, хотя если стоимость приема платежей и ведения учета потребителей прием платежей был выведен из тарифа. При оплате стоимости данной коммунальной услуги у оператора, не имеющего договора с энергоснабжающей организацией, расходы потребителя увеличиваются на стоимость комиссии оператора.

 КЧ РГУП «Тепловые сети» при составлении тарифов на тепловую энергию на 2012 год включило в калькуляцию расходы, связанные с услугами ООО «РКЦ» и ООО «Контролер». Договоры с данными хозяйствующими субъектами в 2012 года сохраняют юридическую силу, хотя на заседании Комиссии УФАС по КЧР представители КЧ РГУП «Тепловые сети» сообщили, что предприятием  направлялись письма в ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» о расторжении договоров и о невозможности пролонгации договоров на 2012 г. До настоящего времени  абонентская база по  населению  находится  у ООО «РКЦ», а с 2011 года - еще и у ООО «Контролер»,  которые   используют ее в своей работе и распоряжаются  ею как своей собственностью, что  было  подтверждено  ООО «РКЦ» в арбитражном суде КЧР при рассмотрении   дела № А25-464/2010.

В г. Черкесске создалась уникальная   для Российской Федерации ситуация: вновь образованный хозяйствующий субъект в течение короткого периода стал монополистом в сфере приема платежей за коммунальные услуги, вытеснив традиционный структуры: банки (в т.ч. Сбербанк РФ)  и УФПС КЧР – филиал ФГУП «Почта России». УФАС по КЧР за несколько лет судебных разбирательств удалось доказать незаконность методов монополизации данной сферы ООО «РКЦ» и вынести соответствующие решения. Регулируемая организация (КЧ РГУП «Тепловые сети»), и регулирующий орган (ГУ КЧР  по тарифам и ценам),    зная  о  предпочтениях, оказываемых ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» со стороны   ресурсоснабжающих организаций,  из года в год  предусматривают в составе расходов   средства, которые  при сложившейся  ситуации не будут  переданы никому,  кроме ООО «РКЦ» и ООО «Контролер».  Эти вопросы   были  предметом рассмотрения не одного дела  по вопросу предоставления предпочтений ООО  «РКЦ»  и ООО «Контролер», которым  переданы в ущерб их конкурентам  полномочия по учету потребителей и сбору денежных средств с жителей г. Черкесска. В результате  такого  поведения   КЧ РГУП «Тепловые сети» и  ГУ КЧР по тарифам и ценам  не только ущемлены конкурентные права   иных   хозяйствующих субъектов  на конкурентном рынке приема платежей, но и страдают интересы  потребителей, т.к.  в тариф  закладывались денежные средства для оплаты  услуг РКЦ  за  прием денежных средств в размере 3%. Если эти средства вывести из состава тарифов, это позволит создать равные конкурентные условия для всех операторов данного рынка и уменьшить стоимость услуг по приему платежей.  Это  происходит во многих регионах России. Для того, чтобы  изменить ситуацию, необходимо, чтобы   ГУ КЧР по тарифам и ценам строго выполняло  нормы  законодательства в области регулирования тарифов  с целью  соблюдения интересов потребителей и конкурирующих операторов, а не интересов КЧ РГУП «Тепловые сети»,  а опосредованно – ООО «РКЦ» и ООО «Контролер».

На сегодняшний день КЧ РГУП «Тепловые сети» продолжает работать с ООО «Контролер и ООО «РКЦ». Комиссии УФАС по КЧР представителями КЧ РГУП «Тепловые сети» так  и не представлены письменные доказательства того, что предприятием направлялись письма о прекращении договорных отношений с ООО «РКЦ» и ООО «Контролер».     ООО «РКЦ» за период с  01.01.2012 г. по 05.04.2012 г. собранно денежных средств за услуги по теплоснабжению, подогрев воды и обслуживание ВДС в размере … тыс. руб.     КЧ РГУП «Тепловые сети» за этот период подлежит оплатить:

      - за услуги по сбору денежных средств ООО «РКЦ» - … тыс. руб.;

      - за услуги по ведению учета ООО  «Контролер» - … тыс. руб.     

      За  3 месяца 2012 г.  предприятием  перечислено ООО «РКЦ» … тыс. руб., и  ООО «Контролер» …тыс. руб.

      В экспертном  заключении   в соответствии с  п. 16 и 17 постановления Правительства РФ от  26.02.2004 г. № 109, утвердившего   «Правила   государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Правила)  установлено, что  регулирующий орган проводит экспертизу   предложений об установлении  тарифов, назначает экспертов, которые    выполняют экспертное заключение. Экспертное заключение может  выполняться   и сторонними  организациями или физическими лицами. Это экспертное заключение  приобщается к делу об установлении тарифов. Правилами установлено, что экспертное заключение   помимо общих   мотивированных выводов   и рекомендаций должно содержать  оценку достоверности данных, приведенных   в предложениях регулируемой организации, анализ   экономической обоснованности  расходов по статьям расходов, а также  сравнительный анализ  динамики расходов   и величины  необходимой   прибыли по отношению к предыдущему периоду   регулирования.

       В протоколе  заседания правления (коллегии) регулирующего органа   должны быть указаны    не только основные показатели  деятельности регулируемой  организации (п. 21 Правил), но и   основания, по которым отказано  во включении в тариф  отдельных расходов, предложенных  регулируемой организацией (п.22).

      Проанализировав другие статьи калькуляции расходов, Комиссией УФАС по КЧР установлено следующее.

В соответствии с калькуляцией расходов  КЧ РГУП «Тепловые сети» в 2012 году выработает 447600 Гкал тепловой энергии, что  на 34 500 Гкал меньше, чем в базовом 2011 году (482 100 Гкал). Уменьшение выработки тепловой энергии составляет 7,3 %. При этом утвержденный расход газа в натуральных показателях  на выработку тепловой  энергии на 2012 год по сравнению с базовым периодом меньше на 3,4 %, хотя здесь должна быть прямая связь в процентных отношениях. Непропорциональные объемы расхода газа заложены в тариф (62 808, 77 тыс. куб. м. вместо 60050 тыс. куб. м.) по инициативе Главного тарифного управления.  Такой расчет газопотребления приводит к увеличению затрат в тарифе на плановый период на сумму до 4 миллионов рублей.

 В 2012 году появилась дополнительная статья затрат по пункту 2.9. «Покупная продукция» на сумму ….тыс. руб. С 2012 года КЧ РГУП «Тепловые сети» дополнительно закупает  тепловую энергию у ООО «Генерация». Эффект от данной закупки не оценивается тарифным регулятором. В то же время, когда из калькуляционных расходов исчезает статья «Прочие расходы» на сумму более 10 миллионов рублей, при этом совершаются манипуляции с потреблением газа и привлечением покупной энергии без пояснения какого либо эффекта от таких действий, то возникают закономерные вопросы по источникам возмещения затрат по действующим договорам по приему платежей и ведению учета потребителей, которые как раз в базовом периоде были включены в статью «Прочие расходы». Имеются также  расхождения в денежном эквиваленте, ГУ КЧР по тарифам и ценам согласованы в размере … тыс. руб. (п. 2.2 Калькуляции), а строкой ниже значиться, что газ на 2012 год согласована сумма  в размере … тыс. руб.

На заседании Комиссии представитель КЧ РГУП «Тепловые сети» пояснил, что ими ранее 14.12.2011 г. направлялись письма в адрес ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» о расторжении договоров с 2012 г. и требованием вернуть абонентскую базу. Однако Комиссии УФАС по КЧР данные письма Комиссии УФАС по КЧР не представлены.

Следует отметить, что КЧ РГУП «Тепловые сети» за  три месяца 2012  выплатило ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» за оказанные услуги денежное вознаграждение в размере 4058,8 тыс. руб. Эти обстоятельства подтверждают факты сохранения юридической силы ранее заключенных договоров между этими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с нормами п. 40 «Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденного постановлением  Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307,  гражданам предоставлено право выбора оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами, т.е. способ оплаты и агента, через которого он эту оплату производит, гражданин выбирает сам.  Расходы на оплату услуг ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» для КЧ РГУП «Тепловые сети» включены в тариф. Если потребитель будет оплачивать за тепловую энергию через банк или почту, он  дополнительно  к  цене тепловой энергии должен будет оплатить комиссию банка или почты за платеж без открытия  счета. В ООО «РКЦ» этого дополнительного платежа нет. Следовательно, банки и почта на рынке приема платежей  поставлены в невыгодные по сравнению с ООО «РКЦ» конкурентные условия.

   Включение расходов на сбор платежей в состав тарифов на жилищно-коммунальные услуги не является оправданным и приводит к ограничению конкуренции, поскольку ставит хозяйствующие субъекты в преимущественное положение на соответствующем рынке по сравнению с конкурентами. Таким образом, Главное управление КЧР по тарифам и ценам и КЧ РГУП «Тепловые сети», не исключив из тарифа на тепловую энергию для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей и ведение учета потребителей, нарушили статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам и Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Тепловые сети» нарушившими   статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- пересмотреть тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети», исключив из состава тарифа расходы на услуги третьих лиц, связанные с ведением учета потребителей и приемом платежей за оплату тепловой энергии.

3. Выдать Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию «Тепловые сети» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- исключить из финансовых потребностей организации  на  осуществление регулируемой деятельности по производству и передаче тепловой энергии необоснованные затраты, связанные с приемом платежей за оплату тепловой энергии  и ведением учета потребителей тепловой энергии. 

4. Материалы данного дела направить в Прокуратуру КЧР для сведения и ходатайствовать об организации  комплексной проверки  деятельности  Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Тепловые сети»и иных лиц, осуществляющих деятельность по  ведению учета потребителей, доставке счетов, приему платежей.

5. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

           Председатель Комиссии                                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                              <…> 

 

<…>

 

                                                                                                                      <…>

 

                                                                                                                      <…>

                                                                                                            

                                                                                                                                                 <…>                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

                                                                                     ПРЕДПИСАНИЕ № 4

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

3 мая 2012 г.                                                                                   г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…> - руководителя управления,

Членов Комиссии:

- <…> – заместителя руководителя управления;

- <…> – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – старшего специалиста 1 категории отдела  контроля госзаказа и рекламы,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2012 года по делу № 3 о нарушении Карачаево-Черкесским республиканским государственным унитарным предприятием «Тепловые сети» (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 11)  и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)    статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию «Тепловые сети» и Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   прекратить нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении при  установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» согласованных действий путем  включения в тарифы расходов на  услуги третьих лиц, связанные с ведением учета потребителей и приемом платежей за оплату тепловой энергии, которые привели  к  повышению тарифов на тепловую энергию для абонентов КЧ РГУП «Тепловые сети».

 

В этих целях Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   обязано пересмотреть тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 год, исключив из состава тарифа расходы на услуги третьих лиц, связанные с ведением учета потребителей и приемом платежей за оплату тепловой энергии.

 

В этих целях Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Тепловые сети» обязано исключить из финансовых потребностей организации  на  осуществление регулируемой деятельности по производству и передаче тепловой энергии необоснованные затраты, связанные с приемом платежей за оплату тепловой энергии  и ведением учета потребителей тепловой энергии.

 

Срок исполнения  - до 22 июня 2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 26 июня 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

 

Члены комиссии:                                                                           <…>

 

                 <…>

 

                   <…>

 

<…>

 

                                                                                              <…>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

stdClass Object ( [vid] => 6790 [uid] => 5 [title] => Решение и предписание в отношении КЧР ГУП "Тепловые сети" и ГУ по тарифам и ценам [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 6790 [type] => solution [language] => ru [created] => 1336980367 [changed] => 1370521735 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370521735 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  20 апреля 2012 г.

Изготовлено в полном объеме: 3 мая 2012 г.                                                        г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…> - руководителя управления,  

Членов Комиссии:

- <…> – заместителя руководителя управления;

- <…>   - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…>  – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – старшего специалиста 1 категории  отдела контроля госзаказа и рекламы,

рассмотрев дело N 3 по признакам нарушения Карачаево-Черкесским республиканским государственным унитарным предприятием «Тепловые сети» (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 11)  и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в тариф на тепловую энергию для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей.

                                                        УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Постановлением от 22.11.2011 г. № 117 Главного управления КЧР по тарифам и ценам, утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 г.:

1. Для населения установлен тариф:

- с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г.  в размере 1211,07 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

-  с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. в размере 1283,73 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

- с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. в размере 1333,92 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.

2. Для прочих потребителей установлен тариф:

- с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г.  в размере 1026,33 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

-  с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. в размере 1087,91 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

- с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. в размере 1130,44 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.

Постановлением от 21.12.2010 г. № 116 Главного управления КЧР по тарифам и ценам, утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2011 г.:

  1. Для населения установлен тариф в размере 1127,07 руб. за 1 Гкал.
  2. Для прочих потребителей установлен тариф в размере 1026,33 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС).

Изучив представленные материалы, было установлено следующее.

Главным управлением КЧР по тарифам и ценам представлена информация о том, что при утверждении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 год, расходы на оплату услуг организаций по приему платежей не учитывались.

Проанализировав калькуляцию расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии на 2012 год КЧ  РГУП «Тепловые сети» (далее по тексту - Калькуляция расходов), установлено следующее.

В базовом периоде в калькуляции  расходы, связанные с оплатой услуг по ведению учета и по приему платежей от населения не включались, данные расходы отражались в статье «Прочие расходы». Пунктом 2.12 «Налоги и другие обязательные платежи и сборы» в «прочие расходы» на 2012 год эти расходы не заложены. В предыдущем периоде (2011 году) эти расходы составляли: по плану – … тыс. руб., по факту – … тыс. руб. Пунктом 16 протокола заседания Правления Главного управления КЧР по тарифам и ценам от 12.11.2010 г. № 116 установлено, что по статье «Прочие расходы» (стоимость услуг по работе с населением (сбор платежей за коммунальные услуги) в размере 3 % от планируемых доходов от реализации тепловой энергии населению)  в размере …тыс. рублей. 

КЧ РГУП «Тепловые сети» заключен и действует агентский договор с ООО «РКЦ» № 394/10 от 01.09.2010 г. Предметом, которого является то, что «Принципал» передает, а «Агент» принимает на себя и осуществляет на условиях и в порядке, определенных настоящим договором деятельность: сбор (прием) с потребителей г. Черкесска (физических лиц) денежных средств за товар (отопление жилья, горячее водоснабжение, техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения (ВДС), реализуемых «Принципалом»; выдача квитанций об оплате товара, реализуемого «Принципалом».

            Пунктом 4.1 настоящего договора установлена стоимость услуг по осуществлению деятельности, являющегося предметом настоящего договора, оказываемых «Агентом» ежемесячно оплачивается «Принципалом», на основании акта выполненных работ, не позднее 2-х дней с момента его подписания в размере 3 % от суммы сбора, плюс НДС.

21.12.2010 г. КЧ РГУП «Тепловые сети» заключен договор № 04/10 на оказание услуг с ООО «Контролер». Предметом данного договора является то, что «Организация» передает, а «Общество» принимает на себя и осуществляет на условиях и в порядке, определенных настоящим договором деятельность: ведение учета потребителей г. Черкесска (физических лиц) тепловой энергии (отопление, подогрев воды) и технического обслуживания внутридомовых систем теплоснабжения (ВДС).

Пунктом 4 Договора на оказание услуг установлено, что КЧ РГУП «Тепловые сети» на основании акта выполненных работ   ежемесячно оплачивает ООО «Контролер» в размере 2 % плюс НДС от общего сбора денежных средств по текущим платежам за тепловую энергию (отопление, подогрев воды) и техническое обслуживание внутридомовых систем теплоснабжения (ВДС).

Соответственно КЧ РГУП «Тепловые сети» ежемесячно оплачивает ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» стоимость работ по сбору (приему) с потребителей г. Черкесска (физических лиц) денежных средств за товар (отопление жилья, горячее водоснабжение, техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения (ВДС), выдачу квитанций, а также за ведение учета потребителей г. Черкесска (физических лиц) тепловой энергии (отопление, подогрев воды) и технического обслуживания внутридомовых систем теплоснабжения (ВДС) совокупно 5 %  от планового дохода от реализации тепловой энергии населению.

Тариф на тепловую энергию,  утвержденный для КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 год уменьшился бы, хотя если стоимость приема платежей и ведения учета потребителей прием платежей был выведен из тарифа. При оплате стоимости данной коммунальной услуги у оператора, не имеющего договора с энергоснабжающей организацией, расходы потребителя увеличиваются на стоимость комиссии оператора.

 КЧ РГУП «Тепловые сети» при составлении тарифов на тепловую энергию на 2012 год включило в калькуляцию расходы, связанные с услугами ООО «РКЦ» и ООО «Контролер». Договоры с данными хозяйствующими субъектами в 2012 года сохраняют юридическую силу, хотя на заседании Комиссии УФАС по КЧР представители КЧ РГУП «Тепловые сети» сообщили, что предприятием  направлялись письма в ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» о расторжении договоров и о невозможности пролонгации договоров на 2012 г. До настоящего времени  абонентская база по  населению  находится  у ООО «РКЦ», а с 2011 года - еще и у ООО «Контролер»,  которые   используют ее в своей работе и распоряжаются  ею как своей собственностью, что  было  подтверждено  ООО «РКЦ» в арбитражном суде КЧР при рассмотрении   дела № А25-464/2010.

В г. Черкесске создалась уникальная   для Российской Федерации ситуация: вновь образованный хозяйствующий субъект в течение короткого периода стал монополистом в сфере приема платежей за коммунальные услуги, вытеснив традиционный структуры: банки (в т.ч. Сбербанк РФ)  и УФПС КЧР – филиал ФГУП «Почта России». УФАС по КЧР за несколько лет судебных разбирательств удалось доказать незаконность методов монополизации данной сферы ООО «РКЦ» и вынести соответствующие решения. Регулируемая организация (КЧ РГУП «Тепловые сети»), и регулирующий орган (ГУ КЧР  по тарифам и ценам),    зная  о  предпочтениях, оказываемых ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» со стороны   ресурсоснабжающих организаций,  из года в год  предусматривают в составе расходов   средства, которые  при сложившейся  ситуации не будут  переданы никому,  кроме ООО «РКЦ» и ООО «Контролер».  Эти вопросы   были  предметом рассмотрения не одного дела  по вопросу предоставления предпочтений ООО  «РКЦ»  и ООО «Контролер», которым  переданы в ущерб их конкурентам  полномочия по учету потребителей и сбору денежных средств с жителей г. Черкесска. В результате  такого  поведения   КЧ РГУП «Тепловые сети» и  ГУ КЧР по тарифам и ценам  не только ущемлены конкурентные права   иных   хозяйствующих субъектов  на конкурентном рынке приема платежей, но и страдают интересы  потребителей, т.к.  в тариф  закладывались денежные средства для оплаты  услуг РКЦ  за  прием денежных средств в размере 3%. Если эти средства вывести из состава тарифов, это позволит создать равные конкурентные условия для всех операторов данного рынка и уменьшить стоимость услуг по приему платежей.  Это  происходит во многих регионах России. Для того, чтобы  изменить ситуацию, необходимо, чтобы   ГУ КЧР по тарифам и ценам строго выполняло  нормы  законодательства в области регулирования тарифов  с целью  соблюдения интересов потребителей и конкурирующих операторов, а не интересов КЧ РГУП «Тепловые сети»,  а опосредованно – ООО «РКЦ» и ООО «Контролер».

На сегодняшний день КЧ РГУП «Тепловые сети» продолжает работать с ООО «Контролер и ООО «РКЦ». Комиссии УФАС по КЧР представителями КЧ РГУП «Тепловые сети» так  и не представлены письменные доказательства того, что предприятием направлялись письма о прекращении договорных отношений с ООО «РКЦ» и ООО «Контролер».     ООО «РКЦ» за период с  01.01.2012 г. по 05.04.2012 г. собранно денежных средств за услуги по теплоснабжению, подогрев воды и обслуживание ВДС в размере … тыс. руб.     КЧ РГУП «Тепловые сети» за этот период подлежит оплатить:

      - за услуги по сбору денежных средств ООО «РКЦ» - … тыс. руб.;

      - за услуги по ведению учета ООО  «Контролер» - … тыс. руб.     

      За  3 месяца 2012 г.  предприятием  перечислено ООО «РКЦ» … тыс. руб., и  ООО «Контролер» …тыс. руб.

      В экспертном  заключении   в соответствии с  п. 16 и 17 постановления Правительства РФ от  26.02.2004 г. № 109, утвердившего   «Правила   государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Правила)  установлено, что  регулирующий орган проводит экспертизу   предложений об установлении  тарифов, назначает экспертов, которые    выполняют экспертное заключение. Экспертное заключение может  выполняться   и сторонними  организациями или физическими лицами. Это экспертное заключение  приобщается к делу об установлении тарифов. Правилами установлено, что экспертное заключение   помимо общих   мотивированных выводов   и рекомендаций должно содержать  оценку достоверности данных, приведенных   в предложениях регулируемой организации, анализ   экономической обоснованности  расходов по статьям расходов, а также  сравнительный анализ  динамики расходов   и величины  необходимой   прибыли по отношению к предыдущему периоду   регулирования.

       В протоколе  заседания правления (коллегии) регулирующего органа   должны быть указаны    не только основные показатели  деятельности регулируемой  организации (п. 21 Правил), но и   основания, по которым отказано  во включении в тариф  отдельных расходов, предложенных  регулируемой организацией (п.22).

      Проанализировав другие статьи калькуляции расходов, Комиссией УФАС по КЧР установлено следующее.

В соответствии с калькуляцией расходов  КЧ РГУП «Тепловые сети» в 2012 году выработает 447600 Гкал тепловой энергии, что  на 34 500 Гкал меньше, чем в базовом 2011 году (482 100 Гкал). Уменьшение выработки тепловой энергии составляет 7,3 %. При этом утвержденный расход газа в натуральных показателях  на выработку тепловой  энергии на 2012 год по сравнению с базовым периодом меньше на 3,4 %, хотя здесь должна быть прямая связь в процентных отношениях. Непропорциональные объемы расхода газа заложены в тариф (62 808, 77 тыс. куб. м. вместо 60050 тыс. куб. м.) по инициативе Главного тарифного управления.  Такой расчет газопотребления приводит к увеличению затрат в тарифе на плановый период на сумму до 4 миллионов рублей.

 В 2012 году появилась дополнительная статья затрат по пункту 2.9. «Покупная продукция» на сумму ….тыс. руб. С 2012 года КЧ РГУП «Тепловые сети» дополнительно закупает  тепловую энергию у ООО «Генерация». Эффект от данной закупки не оценивается тарифным регулятором. В то же время, когда из калькуляционных расходов исчезает статья «Прочие расходы» на сумму более 10 миллионов рублей, при этом совершаются манипуляции с потреблением газа и привлечением покупной энергии без пояснения какого либо эффекта от таких действий, то возникают закономерные вопросы по источникам возмещения затрат по действующим договорам по приему платежей и ведению учета потребителей, которые как раз в базовом периоде были включены в статью «Прочие расходы». Имеются также  расхождения в денежном эквиваленте, ГУ КЧР по тарифам и ценам согласованы в размере … тыс. руб. (п. 2.2 Калькуляции), а строкой ниже значиться, что газ на 2012 год согласована сумма  в размере … тыс. руб.

На заседании Комиссии представитель КЧ РГУП «Тепловые сети» пояснил, что ими ранее 14.12.2011 г. направлялись письма в адрес ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» о расторжении договоров с 2012 г. и требованием вернуть абонентскую базу. Однако Комиссии УФАС по КЧР данные письма Комиссии УФАС по КЧР не представлены.

Следует отметить, что КЧ РГУП «Тепловые сети» за  три месяца 2012  выплатило ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» за оказанные услуги денежное вознаграждение в размере 4058,8 тыс. руб. Эти обстоятельства подтверждают факты сохранения юридической силы ранее заключенных договоров между этими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с нормами п. 40 «Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденного постановлением  Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307,  гражданам предоставлено право выбора оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами, т.е. способ оплаты и агента, через которого он эту оплату производит, гражданин выбирает сам.  Расходы на оплату услуг ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» для КЧ РГУП «Тепловые сети» включены в тариф. Если потребитель будет оплачивать за тепловую энергию через банк или почту, он  дополнительно  к  цене тепловой энергии должен будет оплатить комиссию банка или почты за платеж без открытия  счета. В ООО «РКЦ» этого дополнительного платежа нет. Следовательно, банки и почта на рынке приема платежей  поставлены в невыгодные по сравнению с ООО «РКЦ» конкурентные условия.

   Включение расходов на сбор платежей в состав тарифов на жилищно-коммунальные услуги не является оправданным и приводит к ограничению конкуренции, поскольку ставит хозяйствующие субъекты в преимущественное положение на соответствующем рынке по сравнению с конкурентами. Таким образом, Главное управление КЧР по тарифам и ценам и КЧ РГУП «Тепловые сети», не исключив из тарифа на тепловую энергию для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей и ведение учета потребителей, нарушили статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам и Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Тепловые сети» нарушившими   статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- пересмотреть тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети», исключив из состава тарифа расходы на услуги третьих лиц, связанные с ведением учета потребителей и приемом платежей за оплату тепловой энергии.

3. Выдать Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию «Тепловые сети» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- исключить из финансовых потребностей организации  на  осуществление регулируемой деятельности по производству и передаче тепловой энергии необоснованные затраты, связанные с приемом платежей за оплату тепловой энергии  и ведением учета потребителей тепловой энергии. 

4. Материалы данного дела направить в Прокуратуру КЧР для сведения и ходатайствовать об организации  комплексной проверки  деятельности  Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Тепловые сети»и иных лиц, осуществляющих деятельность по  ведению учета потребителей, доставке счетов, приему платежей.

5. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

           Председатель Комиссии                                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                              <…> 

 

<…>

 

                                                                                                                      <…>

 

                                                                                                                      <…>

                                                                                                            

                                                                                                                                                 <…>                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

                                                                                     ПРЕДПИСАНИЕ № 4

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

3 мая 2012 г.                                                                                   г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…> - руководителя управления,

Членов Комиссии:

- <…> – заместителя руководителя управления;

- <…> – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – старшего специалиста 1 категории отдела  контроля госзаказа и рекламы,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2012 года по делу № 3 о нарушении Карачаево-Черкесским республиканским государственным унитарным предприятием «Тепловые сети» (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 11)  и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)    статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию «Тепловые сети» и Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   прекратить нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении при  установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» согласованных действий путем  включения в тарифы расходов на  услуги третьих лиц, связанные с ведением учета потребителей и приемом платежей за оплату тепловой энергии, которые привели  к  повышению тарифов на тепловую энергию для абонентов КЧ РГУП «Тепловые сети».

 

В этих целях Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   обязано пересмотреть тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 год, исключив из состава тарифа расходы на услуги третьих лиц, связанные с ведением учета потребителей и приемом платежей за оплату тепловой энергии.

 

В этих целях Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Тепловые сети» обязано исключить из финансовых потребностей организации  на  осуществление регулируемой деятельности по производству и передаче тепловой энергии необоснованные затраты, связанные с приемом платежей за оплату тепловой энергии  и ведением учета потребителей тепловой энергии.

 

Срок исполнения  - до 22 июня 2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 26 июня 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

 

Члены комиссии:                                                                           <…>

 

                 <…>

 

                   <…>

 

<…>

 

                                                                                              <…>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

Оглашено:  20 апреля 2012 г.

Изготовлено в полном объеме: 3 мая 2012 г.                                                        г. Черкесск

 

Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…> - руководителя управления,  

Членов Комиссии:

- <…> – заместителя руководителя управления;

- <…>   - начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…>  – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – старшего специалиста 1 категории  отдела контроля госзаказа и рекламы,

рассмотрев дело N 3 по признакам нарушения Карачаево-Черкесским республиканским государственным унитарным предприятием «Тепловые сети» (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 11)  и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)  статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося во включении в тариф на тепловую энергию для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей.

                                                        УСТАНОВИЛА:

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства является  обнаружение антимонопольным органом признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Постановлением от 22.11.2011 г. № 117 Главного управления КЧР по тарифам и ценам, утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 г.:

1. Для населения установлен тариф:

- с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г.  в размере 1211,07 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

-  с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. в размере 1283,73 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

- с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. в размере 1333,92 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.

2. Для прочих потребителей установлен тариф:

- с 01.01.2012 г. по 30.06.2012 г.  в размере 1026,33 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

-  с 01.07.2012 г. по 31.08.2012 г. в размере 1087,91 руб. за 1 Гкал с учетом НДС;

- с 01.09.2012 г. по 31.12.2012 г. в размере 1130,44 руб. за 1 Гкал с учетом НДС.

Постановлением от 21.12.2010 г. № 116 Главного управления КЧР по тарифам и ценам, утвержден тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2011 г.:

  1. Для населения установлен тариф в размере 1127,07 руб. за 1 Гкал.
  2. Для прочих потребителей установлен тариф в размере 1026,33 руб. за 1 Гкал (с учетом НДС).

Изучив представленные материалы, было установлено следующее.

Главным управлением КЧР по тарифам и ценам представлена информация о том, что при утверждении тарифа на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 год, расходы на оплату услуг организаций по приему платежей не учитывались.

Проанализировав калькуляцию расходов, связанных с производством и передачей тепловой энергии на 2012 год КЧ  РГУП «Тепловые сети» (далее по тексту - Калькуляция расходов), установлено следующее.

В базовом периоде в калькуляции  расходы, связанные с оплатой услуг по ведению учета и по приему платежей от населения не включались, данные расходы отражались в статье «Прочие расходы». Пунктом 2.12 «Налоги и другие обязательные платежи и сборы» в «прочие расходы» на 2012 год эти расходы не заложены. В предыдущем периоде (2011 году) эти расходы составляли: по плану – … тыс. руб., по факту – … тыс. руб. Пунктом 16 протокола заседания Правления Главного управления КЧР по тарифам и ценам от 12.11.2010 г. № 116 установлено, что по статье «Прочие расходы» (стоимость услуг по работе с населением (сбор платежей за коммунальные услуги) в размере 3 % от планируемых доходов от реализации тепловой энергии населению)  в размере …тыс. рублей. 

КЧ РГУП «Тепловые сети» заключен и действует агентский договор с ООО «РКЦ» № 394/10 от 01.09.2010 г. Предметом, которого является то, что «Принципал» передает, а «Агент» принимает на себя и осуществляет на условиях и в порядке, определенных настоящим договором деятельность: сбор (прием) с потребителей г. Черкесска (физических лиц) денежных средств за товар (отопление жилья, горячее водоснабжение, техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения (ВДС), реализуемых «Принципалом»; выдача квитанций об оплате товара, реализуемого «Принципалом».

            Пунктом 4.1 настоящего договора установлена стоимость услуг по осуществлению деятельности, являющегося предметом настоящего договора, оказываемых «Агентом» ежемесячно оплачивается «Принципалом», на основании акта выполненных работ, не позднее 2-х дней с момента его подписания в размере 3 % от суммы сбора, плюс НДС.

21.12.2010 г. КЧ РГУП «Тепловые сети» заключен договор № 04/10 на оказание услуг с ООО «Контролер». Предметом данного договора является то, что «Организация» передает, а «Общество» принимает на себя и осуществляет на условиях и в порядке, определенных настоящим договором деятельность: ведение учета потребителей г. Черкесска (физических лиц) тепловой энергии (отопление, подогрев воды) и технического обслуживания внутридомовых систем теплоснабжения (ВДС).

Пунктом 4 Договора на оказание услуг установлено, что КЧ РГУП «Тепловые сети» на основании акта выполненных работ   ежемесячно оплачивает ООО «Контролер» в размере 2 % плюс НДС от общего сбора денежных средств по текущим платежам за тепловую энергию (отопление, подогрев воды) и техническое обслуживание внутридомовых систем теплоснабжения (ВДС).

Соответственно КЧ РГУП «Тепловые сети» ежемесячно оплачивает ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» стоимость работ по сбору (приему) с потребителей г. Черкесска (физических лиц) денежных средств за товар (отопление жилья, горячее водоснабжение, техническое обслуживание внутридомовых инженерных сетей теплоснабжения (ВДС), выдачу квитанций, а также за ведение учета потребителей г. Черкесска (физических лиц) тепловой энергии (отопление, подогрев воды) и технического обслуживания внутридомовых систем теплоснабжения (ВДС) совокупно 5 %  от планового дохода от реализации тепловой энергии населению.

Тариф на тепловую энергию,  утвержденный для КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 год уменьшился бы, хотя если стоимость приема платежей и ведения учета потребителей прием платежей был выведен из тарифа. При оплате стоимости данной коммунальной услуги у оператора, не имеющего договора с энергоснабжающей организацией, расходы потребителя увеличиваются на стоимость комиссии оператора.

 КЧ РГУП «Тепловые сети» при составлении тарифов на тепловую энергию на 2012 год включило в калькуляцию расходы, связанные с услугами ООО «РКЦ» и ООО «Контролер». Договоры с данными хозяйствующими субъектами в 2012 года сохраняют юридическую силу, хотя на заседании Комиссии УФАС по КЧР представители КЧ РГУП «Тепловые сети» сообщили, что предприятием  направлялись письма в ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» о расторжении договоров и о невозможности пролонгации договоров на 2012 г. До настоящего времени  абонентская база по  населению  находится  у ООО «РКЦ», а с 2011 года - еще и у ООО «Контролер»,  которые   используют ее в своей работе и распоряжаются  ею как своей собственностью, что  было  подтверждено  ООО «РКЦ» в арбитражном суде КЧР при рассмотрении   дела № А25-464/2010.

В г. Черкесске создалась уникальная   для Российской Федерации ситуация: вновь образованный хозяйствующий субъект в течение короткого периода стал монополистом в сфере приема платежей за коммунальные услуги, вытеснив традиционный структуры: банки (в т.ч. Сбербанк РФ)  и УФПС КЧР – филиал ФГУП «Почта России». УФАС по КЧР за несколько лет судебных разбирательств удалось доказать незаконность методов монополизации данной сферы ООО «РКЦ» и вынести соответствующие решения. Регулируемая организация (КЧ РГУП «Тепловые сети»), и регулирующий орган (ГУ КЧР  по тарифам и ценам),    зная  о  предпочтениях, оказываемых ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» со стороны   ресурсоснабжающих организаций,  из года в год  предусматривают в составе расходов   средства, которые  при сложившейся  ситуации не будут  переданы никому,  кроме ООО «РКЦ» и ООО «Контролер».  Эти вопросы   были  предметом рассмотрения не одного дела  по вопросу предоставления предпочтений ООО  «РКЦ»  и ООО «Контролер», которым  переданы в ущерб их конкурентам  полномочия по учету потребителей и сбору денежных средств с жителей г. Черкесска. В результате  такого  поведения   КЧ РГУП «Тепловые сети» и  ГУ КЧР по тарифам и ценам  не только ущемлены конкурентные права   иных   хозяйствующих субъектов  на конкурентном рынке приема платежей, но и страдают интересы  потребителей, т.к.  в тариф  закладывались денежные средства для оплаты  услуг РКЦ  за  прием денежных средств в размере 3%. Если эти средства вывести из состава тарифов, это позволит создать равные конкурентные условия для всех операторов данного рынка и уменьшить стоимость услуг по приему платежей.  Это  происходит во многих регионах России. Для того, чтобы  изменить ситуацию, необходимо, чтобы   ГУ КЧР по тарифам и ценам строго выполняло  нормы  законодательства в области регулирования тарифов  с целью  соблюдения интересов потребителей и конкурирующих операторов, а не интересов КЧ РГУП «Тепловые сети»,  а опосредованно – ООО «РКЦ» и ООО «Контролер».

На сегодняшний день КЧ РГУП «Тепловые сети» продолжает работать с ООО «Контролер и ООО «РКЦ». Комиссии УФАС по КЧР представителями КЧ РГУП «Тепловые сети» так  и не представлены письменные доказательства того, что предприятием направлялись письма о прекращении договорных отношений с ООО «РКЦ» и ООО «Контролер».     ООО «РКЦ» за период с  01.01.2012 г. по 05.04.2012 г. собранно денежных средств за услуги по теплоснабжению, подогрев воды и обслуживание ВДС в размере … тыс. руб.     КЧ РГУП «Тепловые сети» за этот период подлежит оплатить:

      - за услуги по сбору денежных средств ООО «РКЦ» - … тыс. руб.;

      - за услуги по ведению учета ООО  «Контролер» - … тыс. руб.     

      За  3 месяца 2012 г.  предприятием  перечислено ООО «РКЦ» … тыс. руб., и  ООО «Контролер» …тыс. руб.

      В экспертном  заключении   в соответствии с  п. 16 и 17 постановления Правительства РФ от  26.02.2004 г. № 109, утвердившего   «Правила   государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» (далее – Правила)  установлено, что  регулирующий орган проводит экспертизу   предложений об установлении  тарифов, назначает экспертов, которые    выполняют экспертное заключение. Экспертное заключение может  выполняться   и сторонними  организациями или физическими лицами. Это экспертное заключение  приобщается к делу об установлении тарифов. Правилами установлено, что экспертное заключение   помимо общих   мотивированных выводов   и рекомендаций должно содержать  оценку достоверности данных, приведенных   в предложениях регулируемой организации, анализ   экономической обоснованности  расходов по статьям расходов, а также  сравнительный анализ  динамики расходов   и величины  необходимой   прибыли по отношению к предыдущему периоду   регулирования.

       В протоколе  заседания правления (коллегии) регулирующего органа   должны быть указаны    не только основные показатели  деятельности регулируемой  организации (п. 21 Правил), но и   основания, по которым отказано  во включении в тариф  отдельных расходов, предложенных  регулируемой организацией (п.22).

      Проанализировав другие статьи калькуляции расходов, Комиссией УФАС по КЧР установлено следующее.

В соответствии с калькуляцией расходов  КЧ РГУП «Тепловые сети» в 2012 году выработает 447600 Гкал тепловой энергии, что  на 34 500 Гкал меньше, чем в базовом 2011 году (482 100 Гкал). Уменьшение выработки тепловой энергии составляет 7,3 %. При этом утвержденный расход газа в натуральных показателях  на выработку тепловой  энергии на 2012 год по сравнению с базовым периодом меньше на 3,4 %, хотя здесь должна быть прямая связь в процентных отношениях. Непропорциональные объемы расхода газа заложены в тариф (62 808, 77 тыс. куб. м. вместо 60050 тыс. куб. м.) по инициативе Главного тарифного управления.  Такой расчет газопотребления приводит к увеличению затрат в тарифе на плановый период на сумму до 4 миллионов рублей.

 В 2012 году появилась дополнительная статья затрат по пункту 2.9. «Покупная продукция» на сумму ….тыс. руб. С 2012 года КЧ РГУП «Тепловые сети» дополнительно закупает  тепловую энергию у ООО «Генерация». Эффект от данной закупки не оценивается тарифным регулятором. В то же время, когда из калькуляционных расходов исчезает статья «Прочие расходы» на сумму более 10 миллионов рублей, при этом совершаются манипуляции с потреблением газа и привлечением покупной энергии без пояснения какого либо эффекта от таких действий, то возникают закономерные вопросы по источникам возмещения затрат по действующим договорам по приему платежей и ведению учета потребителей, которые как раз в базовом периоде были включены в статью «Прочие расходы». Имеются также  расхождения в денежном эквиваленте, ГУ КЧР по тарифам и ценам согласованы в размере … тыс. руб. (п. 2.2 Калькуляции), а строкой ниже значиться, что газ на 2012 год согласована сумма  в размере … тыс. руб.

На заседании Комиссии представитель КЧ РГУП «Тепловые сети» пояснил, что ими ранее 14.12.2011 г. направлялись письма в адрес ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» о расторжении договоров с 2012 г. и требованием вернуть абонентскую базу. Однако Комиссии УФАС по КЧР данные письма Комиссии УФАС по КЧР не представлены.

Следует отметить, что КЧ РГУП «Тепловые сети» за  три месяца 2012  выплатило ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» за оказанные услуги денежное вознаграждение в размере 4058,8 тыс. руб. Эти обстоятельства подтверждают факты сохранения юридической силы ранее заключенных договоров между этими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с нормами п. 40 «Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденного постановлением  Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307,  гражданам предоставлено право выбора оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов в выбранных ими банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, а также почтовыми переводами, т.е. способ оплаты и агента, через которого он эту оплату производит, гражданин выбирает сам.  Расходы на оплату услуг ООО «РКЦ» и ООО «Контролер» для КЧ РГУП «Тепловые сети» включены в тариф. Если потребитель будет оплачивать за тепловую энергию через банк или почту, он  дополнительно  к  цене тепловой энергии должен будет оплатить комиссию банка или почты за платеж без открытия  счета. В ООО «РКЦ» этого дополнительного платежа нет. Следовательно, банки и почта на рынке приема платежей  поставлены в невыгодные по сравнению с ООО «РКЦ» конкурентные условия.

   Включение расходов на сбор платежей в состав тарифов на жилищно-коммунальные услуги не является оправданным и приводит к ограничению конкуренции, поскольку ставит хозяйствующие субъекты в преимущественное положение на соответствующем рынке по сравнению с конкурентами. Таким образом, Главное управление КЧР по тарифам и ценам и КЧ РГУП «Тепловые сети», не исключив из тарифа на тепловую энергию для населения на 2012 год расходов на оплату услуг организаций по приему платежей и ведение учета потребителей, нарушили статью 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41,  частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

                                                          РЕШИЛА:

1. Признать Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам и Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Тепловые сети» нарушившими   статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства: 

- пересмотреть тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети», исключив из состава тарифа расходы на услуги третьих лиц, связанные с ведением учета потребителей и приемом платежей за оплату тепловой энергии.

3. Выдать Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию «Тепловые сети» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства:

- исключить из финансовых потребностей организации  на  осуществление регулируемой деятельности по производству и передаче тепловой энергии необоснованные затраты, связанные с приемом платежей за оплату тепловой энергии  и ведением учета потребителей тепловой энергии. 

4. Материалы данного дела направить в Прокуратуру КЧР для сведения и ходатайствовать об организации  комплексной проверки  деятельности  Главного управления Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам, Карачаево-Черкесского республиканского государственного унитарного предприятия «Тепловые сети»и иных лиц, осуществляющих деятельность по  ведению учета потребителей, доставке счетов, приему платежей.

5. Материалы данного дела направить уполномоченному должностному лицу  для  возбуждения   дела об  административном  правонарушении.

 

           Председатель Комиссии                                                                              <…>

 

Члены Комиссии                                                                              <…> 

 

<…>

 

                                                                                                                      <…>

 

                                                                                                                      <…>

                                                                                                            

                                                                                                                                                 <…>                                                                                                                                                                                                                                                                             

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Примечание: За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

         Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской  Федерации, не освобождает от обязанности исполнить решение антимонопольного органа.

 

                                                                                     ПРЕДПИСАНИЕ № 4

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

3 мая 2012 г.                                                                                   г. Черкесск

 

        Комиссия Карачаево-Черкесского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председателя Комиссии - <…> - руководителя управления,

Членов Комиссии:

- <…> – заместителя руководителя управления;

- <…> – начальника отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – главного специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – специалиста-эксперта отдела защиты конкуренции и контроля органов власти;

- <…> – старшего специалиста 1 категории отдела  контроля госзаказа и рекламы,-

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 03.05.2012 года по делу № 3 о нарушении Карачаево-Черкесским республиканским государственным унитарным предприятием «Тепловые сети» (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Ленина, 11)  и Главным управлением Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам (369000, КЧР, г. Черкесск, ул. Крупской, 84)    статьи 16 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

Карачаево-Черкесскому республиканскому государственному унитарному предприятию «Тепловые сети» и Главному управлению Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   прекратить нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении при  установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» согласованных действий путем  включения в тарифы расходов на  услуги третьих лиц, связанные с ведением учета потребителей и приемом платежей за оплату тепловой энергии, которые привели  к  повышению тарифов на тепловую энергию для абонентов КЧ РГУП «Тепловые сети».

 

В этих целях Главное управление Карачаево-Черкесской Республики по тарифам и ценам   обязано пересмотреть тариф на тепловую энергию, отпускаемую потребителям КЧ РГУП «Тепловые сети» на 2012 год, исключив из состава тарифа расходы на услуги третьих лиц, связанные с ведением учета потребителей и приемом платежей за оплату тепловой энергии.

 

В этих целях Карачаево-Черкесское республиканское государственное унитарное предприятие «Тепловые сети» обязано исключить из финансовых потребностей организации  на  осуществление регулируемой деятельности по производству и передаче тепловой энергии необоснованные затраты, связанные с приемом платежей за оплату тепловой энергии  и ведением учета потребителей тепловой энергии.

 

Срок исполнения  - до 22 июня 2012 года.

 

Об исполнении настоящего предписания  проинформировать в срок не позднее 26 июня 2012 года.

 

Председатель Комиссии                                                                <…>

 

Члены комиссии:                                                                           <…>

 

                 <…>

 

                   <…>

 

<…>

 

                                                                                              <…>

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации,  не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа. 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 720-1/7 [format] => [safe_value] => 720-1/7 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => 3 [format] => [safe_value] => 3 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] =>

Курирующий - начальник отдела Кумратов Солтан Муратович

т./факс: (8782) 26-69-93

 

В области проведения государственной политики развития конкуренции функции и полномочия ФАС России определены Федеральным законом от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции». ФАС России осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных и финансовых рынках, а также за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства. выполняет контроль над деятельностью естественных монополий, эта работа направлена на обеспечение равного доступа к товарам и услугам, которые они производят, а также на развитие конкуренции в тех сегментах, где она возможна.

[format] => full_html [weight] => 6 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) [1] => Array ( [tid] => 36 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 36 [vid] => 6 [name] => ЖКХ [description] =>

 

Антимонопольное регулирование: ЖКХ
Курирующий заместитель - Бабаев Каир Абуталибович
тел.: (8782) 25-64-40
 
Отдел защиты конкуренции и контроля органов власти
тел.: (8782) 25-20-41
[format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-04 07:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-05-03 07:22:00 [timezone] => Europe/Moscow [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1336980367 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Карачаево-Черкессоке УФАС России )