Каким АЗС жить хорошо?

Каким АЗС жить хорошо?

Каким АЗС жить хорошо?
2 0
Цена бензина в России уже давно стала индикатором экономических невзгод – что бы ни случилась, она тут же поднимается, а вслед за ней растут цены на все остальное: «коммуналку», продукты питания и прочее. Вот и с апреля текущего года бензин стремительно «полез» ввысь, потянув за собой привычную цепочку. Решение Правительства страны снизить акцизы и «заморозить» отпускные цены на бензин на заправках несколько стабилизировало ситуацию, но проблем все равно хватает – как у водителей, так и у АЗС.

За последние 4 года бензин подорожал в среднем больше чем на 10 рублей за литр. А нынешней весной цены на него и вовсе пошли в такой активный рост, что только за один май месяц мы получили годовое увеличение цены литра на 2-3 рубля. 

 

И  Карачаево-Черкесия здесь не на обочине – те же проблемы в том же объеме. Вот результат однодневного мониторинга цен на самое популярное у водителей топливо АИ-92 по разным направлениям внутри региона. По дороге в Домбай литр этого бензина на заправках, расположенных вдоль трассы следующий: «Роснефть» - 42,10, «Лукойл» – 42,48, менее именитые заправки типа «АстраханьГАЗ», «АЗС-ГАЗ», «МАХ Energy», «STATOIL» и «Фотон» «гуляют» в цене от 38,20 до 42,00 рублей.   
  А вот бензиновая цепочка АЗС на пути от Черкесска через аул Хабез к Архызу: та же цена на «Лукойл» и «Роснефть», на независимых заправочных станциях («ГОСТойл», «Планета», «Раритет»,  «SK-НЕФТЬ», «ЮгТрансНефть») цены на АИ-92 от 41,10 до 42,50 рублей.
  Едем в сторону соседнего Ставрополья. Цена: 39,00 - 40-00 рублей. Если пересечь границу и углубиться на сопредельную территорию, там «Южная нефтяная компания» просит за искомый бензин 44,30 руб., «Роснефть» - 42,70, а в самом Ставрополе уверенный в себе «Газпром» берет с литра горючей жидкости аж 44,97 рублей.
  Очевидно, что на крупных сетевых АЗС компании держат марку (и цену тоже) – за брэнд и обещание качества надо платить. «Безродные» же заправки безнадежно теряют клиентскую базу. На одной из таких АЗС заправщик Руслан Салпагаров сетует:
  - Да, бензин подорожал и водители, конечно, недовольны. Нам тоже особо радоваться нечему: реализация и так в разы меньше, чем на «лукойловских» и «роснефтевских» АЗС, а теперь и вовсе падает. Положение двоякое - цену поднимешь, брать точно не будут; держать низкую – себе в убыток, да и «именитые» соседи косо смотрят на это. И пока отпускные цены на опт держатся на таком уровне о рентабельности говорить не приходится. За бугор бензин рекой фугуют, а нам – «шиш».

  Что ж, грубо, но не без истины. Не секрет, что владельцам независимых розничных трейдеров зарабатывать «на хлеб» трудней из-за практического отсутствия конкурентной составляющей на нефтяном рынке. Ведь весь процесс производства бензина у нас в России олигополизован полностью, впрочем как и розничный «бензиновый» рынок. И похоже сегодня ситуация снова складывается не в пользу независимых АЗС: большая часть водителей в любом случае старается заправить своё авто на крупных заправках, где бензин считается качественней по умолчанию.

   Ситуация с ценами на горючее активно муссируется «в верхах»». Во главу угла выводятся разные причины перманентно-бесконтрольного роста цен. Поминаются всуе акцизы и налоговый маневр, маржинальность и экспорт нефти, соотношение опта и розницы, прочие доводы.

  Что ж, причин много, результат один – бензин дорогой, а кошельки те же. Налицо и разница интересов: всем владельцам заправок нужна хорошая прибыль, всем водителям - качественный недорогой бензин. Но автомобильный бак, даже самый малогабаритный, вмещает в себя не один десяток топлива, а значит, и раскошеливаться каждый раз теперь придется почти на сотню больше. На любой АЗС! И, естественно, конечный потребитель недоволен.

Но пока суд да дело, крупные нефтяные компании страны не собираются сдавать позиции, а продолжают «гнуть свою линию». Делать это им не трудно – олигополия рулит!

- В былые времена в стране функционировало около полутора десятков нефтяных компаний, сейчас их можно пересчитать на пальцах одной руки. При этом добыча, переработка нефти и реализация конечного продукта – бензина - сосредоточена в одних и тех же руках. Создание вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) неизбежно ведет к снижению конкуренции и монополизации ценообразования. Не избавившись от такой структуры в топливно-энергетическом комплексе говорить о рыночном ценообразовании сложно. Здоровая конкуренция не появится в этой сфере, пока ВИНК не будут демонополизированы, - считает руководитель УФАС по КЧР Амин Уракчиев.

 Действительно, мизерная конкуренция дает возможность нефтетрейдерам манипулировать ценами  по своему усмотрению. Видимо поэтому давать комментарии к ситуации они отказываются наотрез. К слову, антимонопольная служба республики(как и по всей стране), к которой так часто взывает население в своем негодовании на ситуацию, в течение ряда лет регулярно мониторит цены на всех АЗС региона – крупных и мелких. В последние месяцы – практически ежедневно. Но данная сфера, увы, не является регулируемой ФАС.

 - По действующим нормам и законодательству эта сфера не подлежит регулированию, - поясняет бывший заместитель руководителя УФАС по КЧР Каир Бабаев (ныне и.о. руководителя УФАС Дагестана), - и полномочия антимонопольного органа применяются тогда, когда есть прямые нарушения. В данном случае нет нарушения антимонопольного характера, а есть вопросы управленческого и экономического свойства.

  И все-таки, что будет с рынком бензина и нами - его потребителями?

  Рост цен на свою продукцию крупные нефтетрейдеры объясняют повышением отпускных цен на НПЗ (собственных?!). То есть «не виноватые мы, оно само растет». При этом, по словам главы департамента Минфина Алексея Сазанова, размер поддержки отечественной нефтепереработки составляет порядка 1 трлн рублей в год.  По словам Сазонова, размер предоставленной поддержки всем российским НПЗ за 2005-2016 годы в 5 с лишним раз превышает инвестиции в модернизацию нефтеперерабатывающей отрасли за этот же период, что говорит "о неэффективности применяемого механизма государственной поддержки отрасли". Вот как!
  В ходе недавней «горячей линии» Президент страны Владимир Путин тоже счел ситуацию недопустимой, назвав её "результатом неточного регулирования в сфере энергетики». Но, по его же словам, в результате принятых правительством мер все должно наладиться, зафиксированные цены будут держаться по крайней мере, до тех пор, пока власть не сформирует комплекс мер по преодолению топливного кризиса. 
 Эксперты же считают, что такой расклад ставит под угрозу существование независимых АЗС, без которых физически будет невозможно обеспечить страну топливом. Цены за литр на них могут у них взлететь заоблачно

.-  Необходимо принятие  управленческих решений, иначе пока розница не превысит опт по рентабельности, цена скорей всего будет расти и дальше, - говорят в УФАС КЧР.

 В ближайшее время резких скачков на бензин не будет – так нас уверяют «сверху». Что ж, поживем – увидим. А пока цифры на заправочных станциях совсем не ласкают глаз, а голодный мотор автомобиля привычно приказывает: «Заправь – поедешь!». И нет ему никакого дела до наших экономических трудностей.