От нашей работы всегда есть толк

К 25-летию создания Карачаево-Черкесского Управления Федеральной антимонопольной службы
В 2016 году исполнилось 25 лет антимонопольным органам Российской Федерации. По историческим и экономическим меркам за этот достаточно короткий срок антимонопольные органы были в статусе и государственного комитета, и министерства, и федеральной службы. При этом основная задача антимонопольных органов – создание необходимых условий развития конкуренции для экономики в условиях рыночного хозяйствования – постоянно адаптировалась под стремительно меняющиеся экономические реалии российской действительности. По человеческим меркам это огромной период трудовой деятельности коллективов антимонопольных органов, чей вклад в создание современной структуры экономики России является значительным.
История создания территориальных антимонопольных органов растянулась на несколько лет. В Карачаево-Черкесской Республике первоначальный состав антимонопольного органа был сформирован в январе-феврале 1992 года. На начальной стадии создания антимонопольных органов живейшее участие в обучении сотрудников антимонопольных органов принимали специалисты из соответствующих институтов большинства государств с развитой рыночной экономикой. В учебных семинарах были задействованы как руководители антимонопольных органов, так и специалисты первого уровня. За 3-4 года навыкам осуществления антимонопольного контроля были обучены сотрудники всех территориальных органов. О значимости обучения профессии антимонопольного сотрудника говорит факт финансирования образовательных программ для антимонопольных органов за счет кредитов, предоставленных Российской Федерации в тот тяжелейший период международными финансовыми организациями.
За 25 лет прожита целая эпоха экономических преобразований. Мне, как специалисту, проработавшему в антимонопольных органах более 20 лет, иногда кажется, что самое интересное было в самом начале, иногда – в текущем периоде, а все же думается, что самое главное – все еще впереди.
Тематика моих студенческих, а впоследствии и аспирантских исследований достаточно плотно была связана с рыночными методами хозяйствования в экономике. Работая специалистом на заводе резинотехнических изделий, я вел рубрику экономического обозревателя в местных газетах. В мае 1995 года руководитель антимонопольного управления Амин Уракчиев предложил работать в его ведомстве. Вспоминается первое серьезное мероприятие по проверке нормативно-правовых актов Правительства Карачаево-Черкесской Республики на соответствие антимонопольному законодательству. За одну проверку было выявлено более тридцати нарушений. Акт, составленный комиссией, тогдашним руководством республики был положен под сукно без какой-либо реакции. И тогда Амин Союнович предложил по тем временам очень смелое решение: подготовить и опубликовать в республиканской газете статью по всем выявленным фактам.
И вот на первой странице республиканской газеты выходит статья под названием «Конкуренция – двигатель экономики». Реакция была молниеносной. Более чем в 10 правовых актов были оперативно внесены изменения.
До вступления в силу знаменитого 94-го закона, а впоследствии 44-го, у антимонопольных органов не было инструментария для пресечения нарушений в сфере распределения государственных заказов.  Одно из министерств республики в 1998 году кулуарно предоставило договор на изготовление солидного объема мебели «своему» подрядчику. В управление поступила жалоба от конкурента. В управлении было возбуждено дело по согласованным действиям органа власти и хозяйствующего субъекта, выдано предписание. По факту неисполнения предписания антимонопольный орган обратился в суд, и после частичного  исполнения заказа договор был признан незаконным и заказ распределен на новых условиях.
Антимонопольный орган приложил много усилий и к наведению порядка в сфере пассажирских перевозок в республике. Мы застали время, когда в этой сфере царил хаос, происходили постоянные разборки, скандалы. За два года после вмешательства антимонопольного органа частники были объединены в общественную организацию, были определены квоты для транспорта всех видов собственности по доходным и убыточным маршрутам. Система перевозок по столице республики и муниципальным образованиям стала практически безупречной.
И таких примеров можно привести множество. Когда на предписания антимонопольного органа есть должная реакция, в выигрыше все. Когда нормы антимонопольного законодательства игнорируются – беда приходит рано или поздно. УФАС было против «карточной игры» с акциями крупнейшего химического предприятия СССР – Черкесского химического завода. Не вняли - в итоге завод уничтожен. Мы были против присоединения к Евроцементгруп Черкесского цементного завода. Итоги в начале присоединения были плачевными – цены на цемент поднялись в три раза. И только международная конкуренция (нонсенс в строительной отрасли) привела ситуацию к более прогнозируемым ценам в регионе. Мы были против потери автономности и присоединения к компании «Разгуляй» крупнейшего на Северном Кавказе сахарного завода и зернохранилища. Но их присоединили через искусственное банкротство. Итог – очень плохие результаты, неликвидные активы и т.д.
Тем не менее рук мы не опускаем, ведь мы выполняем благородную миссию – помогаем ущемленной или слабой стороне. И не всегда эта сторона - крупное предприятие с огромными ресурсами, нередко это простые люди, которые, столкнувшись с проблемой, смогли ее разрешить, лишь обратившись в антимонопольное управление.
Как-то пришла на прием пожилая женщина и сбивчиво начала объяснять, как она с мужем и внучкой-третьеклассницей затеяла переехать в Казахстан, как это у них не получилось, пришлось возвращаться, а контейнер с их жизненным скарбом, так и не растаможенный в Казахстане, вернули обратно, и он месяц стоит на Черкесском терминале из-за требований таможни оплатить пошлину, в два раза большую, чем содержимое контейнера. Женщина со слезами на глазах объясняла, что вот уже месяц они не могут спать как люди, готовить девочку в школу, да и все прочее. Почему она обратилась именно к нам и почему целый месяц нельзя было решить проблему с получением контейнера? Оказывается, женщина ходила по всем возможным инстанциям, побывала в таможне, прокуратуре, милиции. И кто-то надоумил ее обратиться к антимонопольщикам, мол, они все могут.  Остаться в стороне от беды этой семьи не позволила совесть. Чтобы решить проблему, пришлось дойти до руководителя таможенной службы по региону. В течение трех дней контейнер был растаможен, и я не видел более счастливого человека, чем эта женщина.
В другой раз поступила жалоба от пожилой семейной пары на чрезмерные проценты при оформлении кредита за приобретенный товар. Более 15 процентов выплат составляла сумма по страхованию от болезней, которую не обязательно было включать в состав расчета. В нашей практике много случаев, когда такие дела мы разрешали строго официально и добивались пересмотра ставок и возврата кредита. А вот тут я (возможно, это один из редких случаев, когда не сдержался) со всей «пролетарской беспощадностью» обрушился на работников банка, страховой организации, их московских представителей. Потребовал от всех немедленного разрешения вопроса по возврату средств в банк и снятию претензий с почтенной пары. Банк разрешил все вопросы, извинился перед стариками. Кроме того, пришлось ходатайствовать перед коммунальными службами в городе о помощи старикам. Этот случай был поучителен тем, что иногда достаточно, как говорится, давить на совесть.
В заключение хотел бы отметить, что любое дело, рассмотренное нашей службой, как бы оно ни завершилось, практически всегда имеет благоприятные последствия для общества, бизнеса и людей. По всем даже проигранным нами делам мы наблюдаем, что наши оппоненты предпочитают не наступать на те же грабли, а значит, избегать нарушений антимонопольного законодательства. А в тех случаях, когда кто-то пытается умалить значение антимонопольных органов, хочу напомнить притчу про старика, который ходил вдоль океана и выбрасывал обратно в море моллюсков, которых выносило на берег и которые были обречены на гибель. Прохожий спросил у старика, какой толк от его усилий, если океан выносит на берег миллионы моллюсков. Старик в ответ взял моллюска в руки, показал его прохожему и сказал: «Вот для него есть толк от моей работы», - и выбросил моллюска в океан подальше от берега. От нашей работы всегда есть толк. Иногда для миллионов, иногда для единственного заявителя.

К. БАБАЕВ,
заместитель руководителя УФАС по КЧР.

Файлы для скачивания

dsc_4678.jpg
Тип файла: jpg
Размер файла: 6.2 МБ