Кого прикрывает мантия

Как судья Арбитражного суда КЧР Виктор Карабанов бескорыстно помогал становлению бизнеса вороватых частников. Почему жители Черкесска – самые бесправные плательщики коммунальных услуг? На этот вопрос ответило антимонопольное управление по КЧР

Беспрецедентный случай в практике наведения порядка на коммунальном рынке: Карачаево-Черкесское антимонопольное управление обратилось с заявлением к прокурору республики Олегу Понасенко с просьбой о ликвидации через суд ООО «Многофункциональный расчетный центр» Черкесска. Поводом для этого, по данным антимонопольного управления, послужило нарушение Центром закона, что ущемляет права граждан и хозяйствующих субъектов на территории города.

История захвата рынка коммунальных платежей в Черкесске свое начало берет в 2005 году, когда ряд выходцев из ОАО «Черкесские горсети» и ОАО «Водоканал» зарегистрировали компанию ООО «Сбытовая энергетическая компания» (ныне МРЦ Черкесска).
 

Сделано это было под благовидным предлогом реформирования электроэнергетики и разделения распределительных и сбытовых функций, а новоявленную контору «курировали» люди, занимавшие высшие должностные посты в республике до сентября 2008 года. Неслучайно тогда Владимир Путин заявил, что в Карачаево-Черкесии власть срослась с криминалом.
 

С первых же дней новая компания развернула широкомасштабную и агрессивную акцию по устранению конкурентов. В ноябре 2006 года горэлектросеть и водоканал разослали письма банковским и почтовым структурам о расторжении с ними договоров о сотрудничестве, чем грубо нарушили ч. 2 ст. 34 Конституции РФ, а именно: не допускается деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
 

В итоге традиционные операторы на этом рынке услуг от приема коммунальных платежей, приносивших им немалую прибыль, вынужденно отказались. Так, число граждан, оплативших коммуналку в Сбербанке в 2009 году, в сравнении с 2005-м уменьшилось почти в десять раз.
 

Сегодня МРЦ сконцентрировал в своих руках практически все виды обязательных платежей, и не только коммунальных. Курс на тотальную монополизацию прибыльного рынка был успешно реализован в рекордно сжатые сроки.
 

По факту антиконкурентных действий в 2010 году республиканское УФАС выдало МРЦ предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, оштрафовав его на 6,5 млн. рублей.
 

Решение антимонопольщиков фирма обжаловала в Арбитражном суде КЧР, и тот, изощрившись, ее полностью поддержал.
Основанием для отмены актов УФАС судья Виктор Карабанов посчитал то, что абонентская база потребителей коммунальных услуг якобы является интеллектуальной собственностью истца, даже не попытавшись прояснить, по какому праву частная структура вдруг стала единственным владельцем данных о горожанах и платежах?
 

Став на сторону истца, суд нарушил нормы Жилищного кодекса РФ и постановления правительства РФ №307, закрепляющих за гражданами право оплачивать коммунальные услуги по собственному усмотрению – налом или по безналу, в банке или почтовым переводом.
 

Ангажированность судьи Карабанова в июле этого года подтвердила и кассационная инстанция Арбитражного суда Северо-Кавказского округа, признав его решение незаконным, а предписание УФАС обоснованным.
 

Но что изменило это в жизни рядового потребителя коммунальных услуг? В том-то и дело, что ровным счетом ничего!
На сегодняшний день прием банками и почтой платежей за электро-, водо– и теплоснабжение прекращен практически полностью, а гендиректор МРЦ Ахмет Чехов бравирует тем, что конкурентов у него больше нет.
 

Кто он вообще такой, этот Чехов, важно именуемый «генеральным директором»? В народе его называют деспотом, отбирающим у бедных стариков последние копейки.
 

Известно, что в советское время он отбыл тюремный срок за хищение социалистической собственности. А раз так, то люди, утвердившие Чехова в должности главного по сбору платежей, явно не прогадали. Но более поражает другой факт современной биографии этого руководителя: недавно он получил повестку в суд за… неуплату 40 тысяч рублей коммунальных услуг.


Однако и это не все. Анализ антимонопольного управления по КЧР показал, что в Черкесске МРЦ набивает свои карманы за счет навязываемых абонентам тарифов, в структуре которых расходы за сбор платежей составляют 3%, а вместе с расходами на ведение учета потребителей – более 7% от платы за коммунальные услуги. И эти поборы официально включены Главным управлением по тарифам и ценам КЧР в состав тарифов! Ну чем не рэкет? Правоохранительные органы за все время существования МРЦ не предприняли ни одной попытки поломать эту схему, а на освещение противозаконной деятельности МРЦ в прессе Карачаево-Черкесии наложено жесткое табу.


В условиях, когда МРЦ единолично распоряжается платежной абонентской базой, а ресурсоснабжающие организации отстранены от контроля над финансовыми потоками, необратимы последствия для всего коммунального комплекса города. Дело в том, что ООО «МРЦ» не ограничилось агентской деятельностью по приему платежей, но еще собирает штрафы с неплательщиков, понятно, по собственному усмотрению. Действуя в обход закона о защите конкуренции (ч. 1 ст. 10), контора, по сути, превратилась в коллекторское агентство. А ведь еще в 2008 году решением вступившего в силу Черкесского городского суда под председательством Османа Хубиева ООО «МРЦ» было запрещено заниматься иными видами деятельности, кроме приема коммунальных платежей. Это решение суда не исполняется.
 

Вот и получается, что по всей России прием платежей осуществляют как агенты по сбору платежей, так и банковские и почтовые структуры (в том числе при помощи терминалов, мобильной связи и Интернета), предоставляя гражданам возможность широкого выбора оператора, а в Черкесске практически все платежи проходят по каналам МРЦ.
 

Чем этот монополизм оборачивается для горожан, известно: услуги по сбору денег для людей обходятся в 7% (!) от общей суммы коммунальных услуг.
Как ни странно, но традиционные операторы по приему платежей (банки и почта) с таким положением вещей смирились. Почему же они так боятся частной структуры, незаконно лишившей их стабильного дохода? Не потому ли, что за МРЦ стоят влиятельные люди из республиканского правительства, прикрывающие наглый рэкет средь бела дня?
 

Короче, единственная возможность построить в Черкесске цивилизованный и относительно прозрачный рынок коммунальных услуг, где права потребителя защищены законом, по мнению ряда экспертов, заключается в ликвидации МРЦ. Чего и пытаются добиться сотрудники УФАС по КЧР, исполняя свой профессиональный и гражданский долг.

 

Афанасий КРЖИЖАНОВСКИЙ

 

Комментарий пресс-службы УФАС по КЧР


– Прокуратура КЧР ожидаемо отказала в передаче материалов в суд. Еще бы! Все безобразия этой криминальной структуры были возможны только благодаря бездействию надзорного органа и предположить, что прокуратура бегом побежит в суд, было бы оптимистично. Карачаево-Черкесское УФАС в любом случае будет через вышестоящую структуру обращаться в Генпрокуратуру РФ, и деятельности этой компании, ставшей непреходящим кошмаром для жителей республики, будет положен конец.