Карачаево-Черкесским УФАС России выдано предупреждение о прекращении действий, нарушающих антимонопольное законодательство в сфере размещения наружной рекламы

Карачаево-Черкесским УФАС (далее ­– Управление) рассмотрена жалоба ИП и обращение Уполномоченного по защите прав предпринимателей о наличии в действиях Мэрии муниципального образования города Черкесска признаков нарушения антимонопольного законодательства при принятии решения «Об утверждении Положения о порядке размещения и содержания информационных конструкций на территории муниципального образования города Черкесска» (далее – Положение). 

В ходе рассмотрения заявлений и обращений установлено следующее.

До настоящего времени Мэрией муниципального образования города Черкесска не разработана схема размещения рекламных конструкций.

В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 07.05.2013 № 98-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», установлено, что с 1 января 2014 года выдача разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельных участках независимо от формы собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, допускается только при наличии утвержденных в установленном порядке соответствующих схем размещения рекламных конструкций. После указанной даты все установленные рекламные конструкции признаются незаконно эксплуатируемыми.

В соответствии с частью 5.8 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2003 № 38-ФЗ «О рекламе», органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Несмотря на то, что обязанность по утверждению схемы размещения рекламных конструкций возникла с 01.01.2014, фактически работа, связанная с разработкой схемы не проведена. Мэрией муниципального образования города Черкесска не приняты необходимые и достаточные меры для того, чтобы своевременно разработать и утвердить схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования г. Черкесска в соответствии с требованиями законодательства.

В ходе анализа Порядка организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена установлено, что он не содержит сведений о Комиссии по проведению торгов, а также ее прав и полномочий, состава, порядка проведения торгов с указанием прав и обязанностей как участника торгов, так и Комиссии. В нарушение действующего законодательства, не установлена форма проведения торгов (аукцион или конкурс), а также не разработан порядок их проведения.

Административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального образования города Черкесска», предусмотрено основание для отказа в предоставлении указанной муниципальной услуги при нарушении внешнего архитектурного облика города. Объективные критерии и признаки, характеризующие внешний архитектурный облик города ФЗ «О рекламе» не установлены, и должны разрабатываться каждым органом местного самоуправления самостоятельно.

На основании изложенного, в вышеуказанных действиях Мэрии муниципального образования города Черкесска содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения обращений Мэрии муниципального образования города Черкесска выдано предупреждение о необходимости прекращения ограничивающих конкуренцию действий (бездействия).