При рассмотрении обращения заказчика, сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) включены в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В Карачаево-Черкесское УФАС России поступило обращение заказчика о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, принятых государственным контрактом. Для установления факта неисполнения поставщиком обязательств, принятых государственным контрактом, заключенным по итогам проведенной закупки способом электронного аукциона, в адрес заказчика и поставщика было направлено уведомление о проведении внеплановой проверки, в котором указывалось о необходимости предоставления материалов и документов по электронному аукциону, включая письменные пояснения причины факта неисполнения поставщиком обязательств, принятых государственным контрактом. Согласно представленным письменным пояснениям, поставщиком нарушены регламентированные сроки поставки товара в связи с распространением коронавирусной инфекции (2019-nCoV) как на территории Российской Федерации, так и на территории других государств, что является непреодолимой силой, а также поставщиком предприняты все возможные меры, направленные на поставку товара заказчику в предусмотренный контрактом срок.

В ходе рассмотрения обращения заказчика о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссией Карачаево-Черкесского УФАС России было установлено, что обязательства, принятые поставщиком не исполнены надлежащим образом в установленный контрактом срок, нарушив тем самым условия государственного контракта. Письменные пояснения, представленные поставщиком относительно обстоятельств, вследствие которых ненадлежащим образом исполнены условия государственного контракта, не были приняты, так как не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий, т.е. одной из характеристик обстоятельств непреодолимой силы (наряду с чрезвычайностью и непредотвратимостью) является ее относительный характер. Следовательно, признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.) (Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 21.04.2020г.). Кроме того, поставщиком не представлены доказательства, обуславливающие освобождение от ответственности за неисполнение своих обязательств по контракту, а также поставщиком не доказано наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы; наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств; непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы; добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

Принимая во внимание письменные пояснения заказчика, всесторонне исследовав все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника закупки, ущербу, нанесенному государственному заказчику, Карачаево-Черкесским УФАС России принято решение о включении сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).