О мерах антимонопольного контроля в условиях современных «цифровых» рынков

В настоящее время получили широкое распространение, так называемые «цифровые платформы управления товарными рынками», которые способны определять правила «игры» на рынках и манипулировать спросом. Примерами возможного злоупотребления являются навязывания продавцам и покупателям дополнительных услуг и сервисов, как правило аффилированных к платформам.

Цифровые платформы начинают воздействовать на традиционные рынки, передавая данные о потребителях, собранные с помощью онлайн систем.

Принятие «пятого антимонопольного пакета» будет способствовать решению вышеупомянутых проблем, которые предусматривают ответные меры по созданию барьеров для злоупотреблений на цифровых рынках, включающие в себя следующее:

- распространение запретов злоупотребления доминирующим положением на цифровые платформы (марктеплейсы, агрегаторы), обеспечивающие совершение сделок продавцов и покупателей в сети Интернет;
- определение критериев таких платформ, в частности владение программой (инфраструктурой), которая используется для заключения сделок между продавцами и покупателями;
- новые подходы к сделкам экономической концентрации, в частности если цена сделки превышает 7 млрд рублей, то она требует одобрения ФАС России (особенно актуально для рынков, где деятельность осуществляют компании, владеющие информационными технологиями и результатами интеллектуальной деятельности);
- использования цифровых алгоритмов в антиконкурентных соглашениях должно стать отягчающим обстоятельством.

Принятие «пятого антимонопольного пакета» позволит обеспечить эффективное принятие мер антимонопольного контроля в условиях современных «цифровых» рынков, повысить защищенность прав и интересов добросовестных участников таких рынков от возможных проявлений монополистической деятельности, создать правовые механизмы противодействия злоупотреблениям рыночной властью «цифровым монополиям» и «цифровым картелям».