Состоялись публичные обсуждения правоприменительной практики УФАС по КЧР

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Сегодня, 14 марта, состоялись первые в текущем году публичные обсуждения правоприменительной практики Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике.

Проводятся такие мероприятия в рамках реформы контрольно-надзорных органов и собирают значительное количество участников, соприкасающихся в своей деятельности с антимонопольным законодательством и законодательством о рекламе и о контрактной системе в сфере закупок, контроль за соблюдением которых возложен на антимонопольную службу. Вот и в этот раз для участия в публичных обсуждениях прибыли представители государственных и муниципальных органов власти, контрактные управляющие и юрисконсульты многих предприятий, организаций и учреждений республики.

Надо сказать, что большинство из них считает для себя участие в публичных обсуждениях делом весьма полезным и необходимым, так как форма их проведения позволяет получить не только информацию о деятельности УФАС, но и компетентные ответы на все заданные вопросы. А их, как правило, в ходе исполнения законодательства возникает немало. При этом территориальные антимонопольные органы, будучи контрольно-надзорными, не имеют полномочий по оказанию консультационных услуг, и возможность задать вопросы профессионалам антимонопольного дела возникает только в ходе подобных публичных мероприятий.

Таких вопросов 14 марта было задано немало. Достаточно сказать, что более трети времени мероприятия было посвящено именно ответам на вопросы участников публичных обсуждений. Но вначале им были предложены доклады о Национальном плане развития конкуренции на 2018-2020 года и о правоприменительной практике УФАС по КЧР в 2017 году и первом квартале 2018 года.

С докладом о Национальном плане развития конкуренции выступил руководитель Управления Амин Уракчиев. Он отметил, что с принятием данного документа впервые в нашей стране конкуренция стала одним из приоритетов государственной политики. Амин Союнович подробно рассказал об основных принципах государственной политики по развитию конкуренции. Среди них – сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов; недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка; государственное тарифное регулирование, обеспечивающее интересы потребителей и недопустимость установления цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, и так далее.

Доклад о правоприменительной практике Управления был разделен на три части: антимонопольный контроль, контроль за соблюдением Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и практика административных и судебных разбирательств. Этим направлениям деятельности антимонопольного ведомства были посвящены выступления заместителей руководителя Управления Каира Бабаева, Галины Авраховой и главного государственного инспектора Инуса Матакаева. При этом каждое содержало анализ конкретных дел, рассмотренных специалистами УФАС, и соответственно информацию о том, в чем выразилось то или иное нарушение законодательства и как в дальнейшем не допускать нарушений.

Так, в своем выступлении о нарушениях Закона о контрактной системе при закупках лекарственных средств и изделий медицинского назначения Галина Аврахова детально рассказала о том, что должно содержать описание объекта закупки в техническом задании, необходимо ли указывать требования относительно упаковки лекарственных препаратов, об иных требованиях. Столь подробная консультация, по словам Галины Павловны, поможет лечебно-профилактическим учреждениям республики при закупке лекарственных средств на допускать нарушений законодательства, количество которых в последнее время становится больше. В 2017 году УФАС по КЧР было выявлено 478 нарушений норм Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», тогда как в 2016 году их было чуть больше ста.

Каир Бабаев в своем выступлении остановился на нарушениях антимонопольного законодательства, допущенных в сферах газоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Он рассказал о делах в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в связи с применением при расчете за поставку газа максимального уровня оптовых цен и повышающих коэффициентов к оптовой цене и тарифу на транспортировку и в отношении АО «Водоканал», незаконно взимавшего денежные средства за аварийную прочистку канализационных сетей, по которым эксплуатационная ответственность возложена на саму же специализированную организацию АО «Водоканал», а также о других делах, рассмотренных Управлением.

Доклады безусловно вызвали интерес участников обсуждений, потому что вслед за ними последовали, как уже было отмечено, многочисленные вопросы: обязан ли заказчик применять типовой контракт, утвержденный приказом Минздрава РФ, при заключении контрактов на поставку лекарственных препаратов при закупках до 100 тысяч рублей, в каком случае антимонопольный орган обязан выдать предупреждение о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства; обязан ли заказчик размещать в единой информационной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта; нужно ли размещать отчет об исполнении контракта в случае ежемесячной приемки и оплаты товара; каким образом и в зависимости от каких обстоятельств принимается решение о привлечении должностных лиц к административной ответственности после вынесения соответствующего решения УФАС и т. д.?

На все вопросы были даны обстоятельные, компетентные ответы.

Следующие публичные обсуждения правоприменительной практики УФАС по КЧР запланированы на 13 июня текущего года.

Пресс-служба УФАС по КЧР