• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Доклад замруководителя УФАС по КЧР Бабаева Каира Абуталибовича на тему "Административные барьеры в бизнесе"

Доклад замруководителя УФАС по КЧР Бабаева Каира Абуталибовича на тему "Административные барьеры в бизнесе" на "круглом столе" на тему "Проблемы развития бизнеса в Карачаево-Черкесской республике (Черкесск, 28 июля 2012)

 

Развитие рыночной экономики в Российской Федерации имеет особые проблемы, связанные с административными барьерами. В странах с развитой рыночной экономикой взаимоотношения бизнеса и государства складывалось естественным  образом. Формат взаимоотношений между чиновниками и бизнесом складывался таким образом, что представители государства в первую очередь обязаны были придерживаться всех позиций, облекаемых в общеобязательные нормативные акты.

В Российской Федерации на рубеже 90-х годов был совершен крутой перелом в общественном экономическом укладе. Государство и экономическая система, построенные на принципах плановой экономики, за короткий переходный период момент должны были переориентироваться на другую мотивационную систему взаимодействия. Это и создало особенности антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Ни для кого не секрет, что ряд статей Закона «О защите конкуренции» направлен на пресечение неправомерных действий или актов   представителей органов государственной власти. Часть неправомерных действий и актов направлена на создание благоприятных условий для своих или сочувствующим хозяйственным субъектам, другая часть связана с созданием как раз таки административных барьеров всему бизнесу.   

Вне зависимости от того, какие формы административных барьеров появляются или исчезают, можно констатировать, что общее количество административных барьеров постоянно уменьшается. Это связано с упрощением разрешительных и контрольно-надзорных процедур. Самые заметные нормативные акты следующие: Закон РФ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…». Вы все знаете, что все правоприменители формируют свои планы по проведению проверок до наступления текущего периода, а главное очень четко определены периоды проведения проверок хозяйствующих субъектов. Постоянно вносятся изменения в закон о лицензировании отдельных видов деятельности. Практически с начала принятия этого закона большая часть первоначально лицензируемых видов деятельности выведена из обязательных норм. Принятием закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализован принцип единого окна, что значительно ускоряет и упрощает процедуры по созданию бизнес-структур. Приняты нормативные акты по техническому регулированию, разработаны системы технических регламентов, упрощены требования по обязательности сертификации продукции и соблюдения стандартов.

Все вышеперечисленное в равной мере относится ко всем предпринимателям, осуществляющим свою деятельность на территории Карачаево-Черкесской республики. Каковы особенности взаимоотношений бизнеса и власти в нашей республике? По специфике нашей работы, нам приходится больше говорить о минусах в этих взаимоотношениях. Эти минусы и определяют суть административных барьеров. В очередной раз я бы хотел подчеркнуть те проблемы, которые с нашей (или без нашей) помощи должны разрешиться для хозяйствующих субъектов. Болезненная тема: аренда помещений и арендные платежи в муниципальные бюджеты. Если говорить о столице республики, то муниципальные помещения за все предыдущие годы приватизированы и не приходится говорить о серьезном фонде, где могли бы начинать или развивать свой бизнес предприниматели.  Нельзя не отметить, что все первые этажи жилых домов  на так называемых ходовых местах, переводятся под торговые и производственные помещения. Можно было бы на стадии строительства домов (их у нас строят достаточно много) стимулировать создание объектов для мелкого и среднего бизнеса. В значительной части китайских городов запрещено первые этажи отдавать под жилье. Изначально они строятся под коммерческие цели. Мне могут возразить, что у нас в городе не арендуются вновь отстроенные хорошие помещения. Если проехаться по нашему городу в сию минуту, можно увидеть более десятка двух-трехэтажный зданий, сдаваемых в аренду. Все это хорошо, если не ориентироваться на стоимость аренды этих помещений. В том же Китае цена аренды за нежилые помещения не превышает аренды за квартиры.

При каждом удобном случае мы затрагиваем другую параллельную проблему: это отсутствие у нас в городе и в других муниципалитетах методики расчета арендных платежей за земельные участки. Здесь продолжает главенствовать воля чиновника. В этой воле главный аргумент: сколько не хватает для бюджета, столько и снимаем через арендные платежи с бизнеса. Если будет действовать грамотно составленная методика, как по земельным участкам, так и по помещениям, это будет ориентиров и для тех, кто хочет зарабатывать,  предоставляя свою собственность в аренду. Мне кажется,  это будет шагом для создания приемлемых условий для того, чтобы индивидуальные предприниматели осваивали новые территории и здания. Сколько людей мучаются в жару и холод на городских рынках. Там же продается товар для цивилизованной торговли, а цивилизованные условия в городе являются чрезвычайно дорогими.

Административные барьеры продолжают существенно влиять на удорожание строительства. Независимо от принимаемых государством решений в регионах не меняется алгоритм получения согласований и разрешений. Строителям нужно отдельно получать разрешения на проектирование, на этапы строительства, выделения земли, подключения к инженерным коммуникациям. Градостроительным кодексом предусмотрен исчерпывающий порядок проведения этих процедур. При этом отсутствуют жесткие меры для применения в отношении чиновников за необоснованный отказ в выдаче разрешений и за волокиту в процедурных вопросах. Этот предмет, я думаю, попадает под наши исследования в ближайшем периоде.

Следующая проблема на повестке дня. Это доведение до конца решений по вопросам кадастровой стоимости земельных участков в городе, измененная с 2010 года. Прежде чем определить размер налога, органы государственной власти обязаны определить возможность предпринимателя его уплаты.  В этом отношении налоговые технологии, определяемые федеральным центром на мой взгляд многократно демократичнее, чем те, которые определяются внутри республики. К примеру установление налоговых коэффициентов по вмененному налогу предоставлено местным законодателям  и они должны определяться с учетом платежеспособности предпринимателей. Что касается земельных налогов, определяющее  значение в расчете объемов относится к региональным и муниципальным властям. Первый же подход в определении их величин для промышленных предприятий показал насколько чиновники могут жестоко обходиться с бизнесом.  Полтора года мы бьемся над тем, чтобы была пересмотрена кадастровая стоимость для ведущих промышленных предприятий, взлетевшая за один налоговый период в 60-100 раз. Мы доказываем, что это необоснованное  решение убивает конкурентоспособность наших республиканских производителей, потому что оно приводит к увеличению стоимости продукции многих товаропроизводителей на 3-6 процентов, а оптовые покупатели реагирует на изменение цен в пределах 0,5-1 процент. Об этом мы говорили и на конференции в прошлом году, организованном Правительством республики в целях поддержки бизнеса.   А воз и поныне там. Чтобы пересмотреть  абсурдное решение, власти не хватает ни желания, ни решимости. А бизнес тем временем продолжает сужаться как шагреневая кожа.

Транспортные проблемы: бесправность индивидуальных предпринимателей, утерянная документация по конкурсам.

Тарифы на электроэнергию: перекрестное субсидирование, льготное обеспечение республики.