Совершенствование системы госзаказа – борьба с коррупцией
Всем, кто занимается размещением государственного заказа , как заказчикам, так и участникам хорошо известно, что готовится быть принятой Федеральная контрактная система (ФКС) , которая должна решить все существующие проблемы в сфере госзаказа.
Законопроект о ФКС, который предлагает Минэкономразвития не содержит практически ничего , что позволило бы отнести его к комплексному и системному документу , который позволит решить задачи , поставленные руководством страны по совершенствованию системы госзаказа , и в первую очередь, по борьбе с коррупцией. Вместо этого, в рамках борьбы с коррупцией в представленном Минэкономразвития законопроекте о ФКС фактически предложены нормы , которые приведут к ровно обратному результату – возврату коррупционных практикам 90-х.
В законопроекте о ФКС основной процедурой закупок предлагается сделать конкурс с отбором победителя практически полностью на основе субъективной оценки заказчика , а также установить ряд случаев, когда допуск участников к торгам будет осуществляться заказчиком по их репутации, то есть заказчик будет произвольно решать , кого допускать на торги, а кого нет.
В случае снижения цены более чем на 25 % предлагается дать право заказчику по своему желанию отстранять участников от конкурсов , а вместо электронного аукциона в этом случае будет проходить запрос предложений от компаний ( всего за 3 дня) с изменением условий торгов на основе фактически произвольной оценки предложений участников. Также предлагается дать возможность заказчику покупать товары без торгов, если заказчик считает , что только у этого поставщика есть данный товар.
Вместо единого общероссийского портала предлагается создать распределенную информационную систему , содержащую ссылки на разные сайты.
Рассмотрение жалоб по госзаказу на региональные и муниципальные власти осуществлять только самими региональными и муниципальными властями. Все это не очень эффективно и весьма коррупционно. Альтернативный вариант о ФКС был предложен Антимонопольным ведомством России ( ФАС России). В нем учтены все существующие проблемы и предложены пути их разрешения , в том числе решающие основные проблемы госзаказа , в том числе задачи, поставленные Президентом страны и Правительством по снижению уровня коррупции и системной увязке всех стадий закупок.
Да, действующий закон № 94-ФЗ «О размещении заказов …» действительно требует совершенствования , но в случае принятия Государственной Думой РФ закона о ФКС в варианте , предложенным Минэкономразвития, мы получим потерю конкурентной среды и резкий всплеск коррупции, так как можно будет совершенно свободно отсекать от контрактов по госзаказу «не своих» предпринимателей. Результат – контракты по завышенным ценам с постоянно снижающимся качеством со «своими» компаниями.
В конце июня в первом чтении был принят законопроект , надеемся с учетом положений , предложенных Федеральной антимонопольной службой.
Впереди второе и третье чтение. Ждем выхода нового закона.