Совершенствование системы госзаказа – борьба с коррупцией

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Всем, кто занимается размещением государственного заказа , как заказчикам, так  и участникам хорошо известно, что готовится быть принятой Федеральная контрактная система (ФКС) , которая  должна решить все существующие проблемы  в сфере госзаказа.

Законопроект о ФКС, который предлагает Минэкономразвития  не содержит практически ничего  , что позволило бы отнести его к комплексному и системному  документу , который позволит решить  задачи , поставленные руководством страны по совершенствованию  системы госзаказа , и в первую очередь, по борьбе с коррупцией. Вместо этого, в рамках борьбы с коррупцией  в представленном Минэкономразвития законопроекте о ФКС  фактически предложены нормы , которые приведут к ровно обратному результату – возврату коррупционных практикам 90-х.

В законопроекте о ФКС основной процедурой закупок  предлагается сделать конкурс с отбором победителя практически полностью на основе  субъективной оценки заказчика , а также установить  ряд случаев, когда допуск участников  к  торгам будет осуществляться заказчиком по их репутации, то есть заказчик будет  произвольно решать , кого допускать на торги, а кого нет.

В случае снижения цены более чем на 25 % предлагается  дать право заказчику по своему желанию отстранять участников от конкурсов ,  а вместо электронного аукциона   в этом случае будет проходить запрос предложений  от компаний ( всего за 3 дня)  с изменением условий торгов на основе  фактически произвольной оценки предложений участников. Также предлагается дать  возможность заказчику  покупать товары   без торгов, если заказчик считает , что только у этого поставщика  есть данный товар.

Вместо единого общероссийского портала  предлагается создать  распределенную информационную систему , содержащую ссылки на разные сайты.

Рассмотрение жалоб по госзаказу на региональные и муниципальные власти  осуществлять только самими региональными и муниципальными властями. Все это не очень эффективно и весьма коррупционно. Альтернативный вариант о ФКС был предложен Антимонопольным ведомством России  ( ФАС России). В нем учтены все существующие проблемы и предложены пути их разрешения , в том числе  решающие основные проблемы госзаказа , в том числе задачи, поставленные Президентом страны  и Правительством по снижению уровня коррупции  и системной увязке  всех стадий закупок.

Да, действующий закон № 94-ФЗ «О размещении заказов …»  действительно требует  совершенствования , но в случае принятия Государственной Думой РФ закона о ФКС в варианте ,   предложенным Минэкономразвития,   мы получим потерю конкурентной среды и резкий всплеск  коррупции, так как можно будет  совершенно свободно  отсекать от контрактов по госзаказу  «не своих» предпринимателей.  Результат – контракты по завышенным ценам   с постоянно снижающимся качеством со «своими» компаниями.

В конце июня в первом чтении был принят законопроект , надеемся с учетом положений , предложенных Федеральной антимонопольной службой.

Впереди второе и третье чтение. Ждем выхода нового закона.

 

Гринько Галина Павловна - заместитель руководителя Карачаево-Черкесского Управления ФАС России – начальник отдела контроля госзаказов и рекламы (тел. 8782-25-48-75)