Злоупотребления монополиста при посредничестве между операторами связи

Доклад первого заместителя руководителя Карачаево-Черкесского УФАС России Каира Бабаева на Региональном семинаре - совещании территориальных органов Федеральной антимонопольной службы России по Северо-Кавказскому округу (24-25 апреля 2012)

 

Злоупотребления монополиста при посредничестве между операторами связи

 

Для обеспечения взаимодействия между операторами мобильной связи последние вынуждены обращаться к организациям, осуществляющим традиционную связь, с целью образования соединений непосредственно на объектах, обслуживающих   абонентов общедоступной связи. При этом традиционные организации связи обеспечивают на своих площадках соединение между оборудованием сторонних операторов. В большинстве субъектов Российской Федерации традиционные операторы связи являются монополистами при осуществлении такого рода услуги.

При изучении рынка оказания услуг по организации и предоставлению услуг соединений между оборудованием сторонних операторов в Карачаево – Черкесской республике  был проведен  анализ, целью которого было установление доминирующего положения компаний по предоставлению услуг связи, осуществляющих деятельность на территории КЧР.

В ходе проведения анализа выяснилось, что в рассматриваемый период услуги по организации и предоставлению услуг соединений между оборудованием сторонних операторов оказывало  ОАО «Южная телекоммуникационная компания» (далее  – ОАО «ЮТК») в лице Карачаево-Черкесского филиала. Количество пользователей соединительных линий между оборудованием сторонних операторов на технологических площадках ОАО «ЮТК» - 6, из них: филиал ОАО «Мобильные ТелеСистемы»; филиал ОАО «Арктел»; филиал ОАО «Вымпел-коммуникации»; ООО «ДМБ Телеком»; ОАО «Межрегионалый Транзит Телеком»; ЗАО «Мобиком-Кавказ».

По итогам проведенного анализа УФАС по КЧР определило, что ОАО «ЮТК» в лице  Карачаево-Черкесского филиала является основным поставщиком услуг по организации и предоставлению услуг соединений между оборудованием сторонних операторов и занимает доминирующее положение на исследуемом рынке. В связи с этим ОАО «ЮТК» в лице Карачаево-Черкесского филиала приказом от 28.04.2009 г. № 49 включено в региональный раздел Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более 35%.

При исследовании рынка данных услуг УФАС по КЧР выявило признаки необоснованного завышения тарифов на предоставление услуг соединения между оборудованием сторонних операторов. Для рассмотрения дела в ОАО «ЮТК» в лице Карачаево-Черкесского филиала был направлен запрос о предоставлении  документов и материалов для изучения ценообразования услуг соединения между оборудованием сторонних операторов (предоставления в пользование некоммутируемого транзитного соединения и организации некоммутируемого транзитного соединения, далее по тексту - НТС).

При изучении  представленных материалов выяснилось, что в целях формирования единого подхода к тарификации услуг, оказываемых филиалами,  ОАО «ЮТК» был издан приказ от 17.12.2008 г. № 00502-П «О внесении дополнений в Прейскурант «Тарифы на услуги, оказываемые ОАО «ЮТК» от 01.07.2008 г.»». В соответствии с п.11 настоящего приказа с 01.01.2009 г. ОАО «ЮТК» утвердило и ввело  в действие часть 1 Раздела 1 и часть 2 Раздела 7 Книги 06/08-04 «Тарифы на услуги, оказываемые Карачаево-Черкесским филиалом ОАО «ЮТК». Тарифы по организации некоммутируемого транзитного соединения на производственных площадях ОАО «ЮТК»  установлены в размере: за  организацию некоммутируемого транзитного соединения, за одно соединение в одном здании тариф -25 000 рублей, за предоставление в пользование НТС, за одно соединение в одном здании -  от 8000 до 10 000 рублей (медножильный), от 16 000 до 20 000 рублей (волоконно-оптический кабель или оптический патчкорд).

Тарифы были установлены на основании технологических карт. В  технологической карте организации НТС на производственных площадях ОАО «ЮТК» указаны операции, проводимые специалистами филиала ОАО «ЮТК» (трудозатраты), а именно: обработка заявки на организацию НТС и подготовка задания  на разработку технических условий; формирование пакета документов; разработка технических условий; комплекс монтажных работ по организации НТС; проведение комплекса  проверки электрических параметров образованных перемычек  для НТС и контроль качества соединения; формирование пакета документов по итогам работ. В технологической карте предоставления в пользование НТС указаны операции: ведение учета и анализа отказов НТС; информирование технического персонала сторонних операторов о техническом состоянии и отказах НТС; устранение повреждений и неисправностей НТС; расследование и анализ причин аварий и повреждений НТС; организация шлейфов, перемычек, установка аттенюаторов, удлинителей (по заявкам взаимодействующих технических специалистов сторонних операторов); текущее обслуживание НТС, очистка трасс прохождения кабеля (патчкорда) от грязи и пыли; замена неисправного кабеля (патчкорда) в случае его повреждения или неисправности; выполнение запросов сторонних операторов по проведению переключения НТС с одного на другой порт при их неисправности, замене порта или оборудования сторонних операторов; обеспечение контроля сохранности кабелей и патчкордов, задействованных в организации НТС при проведении работ в технологическом помещении; коррекция и ведение паспорта на физические цепи в течении эксплуатации НТС.  

Технологические карты подписаны заместителем технического директора  ОАО «ЮТК», имеют печать и, по утверждению представителей ОАО «ЮТК»  имеют статус распорядительного документа, на основании которого разработаны расчеты. Трудозатраты в соответствии с указанной технологической картой  на выполнение технологических процессов, связанных с организацией НТС, составляют 77 часов, а с предоставлением в пользование НТС -47 часов. На основании трудозатрат произведены расчеты стоимости организации НТС (единовременный платеж) и предоставления в пользование НТС (ежемесячный платеж). Расчеты стоимости  также подписаны заместителем генерального директора  ОАО «ЮТК» и  начальником службы тарифной политики, имеют печать.

Представитель ЗАО «Мобиком-Кавказ»  дал пояснения, что при предоставлении в пользование НТС из 47 часов работы ежемесячно выполняется объем работ, составляющий в сумме 5 часов трудозатрат. Остальные работы по предоставлению в пользование НТС осуществляются в случае повреждения или неисправности, которых в текущем году не было. Т.е. в технологическую карту  предоставления в пользование НТС (ежемесячный платеж) необоснованно  включены трудозатраты, которые ежемесячно не выполняются, т.к. нет  необходимости в их исполнении. В случае повреждения или неисправности оборудование или кабеля (пачкорда) проведение работ производится самостоятельно операторами или по дополнительному соглашению с филиалом ОАО «ЮТК». Основные работы выполняются при организации НТС, а в последующем технологические работы выполняются по мере необходимости при возникновении каких – либо повреждений, но аварии или повреждения происходят очень редко. Происходит повреждение или неисправность или не происходит филиал ОАО «ЮТК» обязывает операторов ежемесячно оплачивать за услуги. Из этого следует, что  тариф необоснованно завышен.

Это подтвердилось и полученной от ОАО «ЮТК» информацией: приказом от 30.06.2009 г. №00284-П «О внесении изменений в Прейскурант №09-02 «Тарифы на услуги, оказываемые ОАО «ЮТК»  (п.3) с 01.08.2009 г. утверждены и введены в действие для филиалов ОАО «ЮТК» часть 2 Раздела 07 «Тарифы на услуги, оказываемые операторами связи, услуги на присоединение и пропуску трафика». Представленные тарифы по организации некоммутируемого транзитного соединения на производственных площадях ОАО «ЮТК»  значительно меньше тарифов,  установленных с 01.01.2009 г., а именно: организация некоммутируемого транзитного соединения, за одно соединение в одном здании составляет 12 000 рублей вместо ранее действовавших 25 000 рублей. Изменился также тариф за предоставление в пользование НТС:  за одно соединение в одном здании он установлен в размере 8 000 рублей, независимо от типа использованного для соединения кабеля (медножильного кабеля, волоконно-оптического кабеля  или патчкорда) вместо действоваших ранее от 8 000 до 10 000 рублей для медножильных кабелей и от 16 000 до 20 000 рублей для волоконно-оптических кабелей или оптического патчкорда.

При рассмотрении вопроса об обоснованности изменения расчета тарифа от представителей  филиала ОАО «ЮТК» получено  пояснение, что уменьшение тарифа практически в два  раза произошло за счет исключения из расчета стоимости организации НТС и расчета стоимости предоставления в пользования НТС расходов на АУП в размере 18,38%,  рентабельности в размере 32,47% (документом, в соответствии с которым установлен процент рентабельности является отчет о прибылях и убытках за 2008 год, на основании которого по результатам деятельности ОАО «ЮТК» достигнут именно такой фактический уровень рентабельности, принимаемый в расчетах на 2009 год)., однако, исключение этих расходов и  рентабельности  не покрывают разницы в ценах на 01.01.2009 г. и 01.08.2009 г.

Комиссией УФАС по КЧР  установила, что при изменении стоимости услуг организации НТС и предоставления в пользование НТС трудозатраты, указанные в технологических картах при расчете остались на прежнем уровне.

Основываясь на материалы дела, Комиссия пришла к выводу, что имеются существенные нарушения  при расчетах стоимости предоставления в пользование НТС и  стоимости организации НТС: в расчет включены  операции, которые не выполняются. Тот факт,  что тарифы с 01.08.2009 г. уменьшены практически в 2 раза без изменения технологических карт,  свидетельствует о том, что установленные с 01.01.2009 года тарифы были завышены необоснованно. Выявление на Комиссии величины  фактически затрачиваемых трудозатрат на данные услуги свидетельствуют о сохранении в составах расчетов необоснованных позиций и необходимости их устранения.

Филиал ОАО «ЮТК» при выполнении вышеуказанных услуг установил монопольно высокие цены для хозяйствующих субъектов: филиала ОАО «Мобильные ТелеСистемы»; филиала ОАО «Арктел»; филиала ОАО «Вымпел-коммуникации»; ООО «ДМБ Телеком»; ОАО «Межрегионалый Транзит Телеком»; ЗАО «Мобиком-Кавказ». Операторы, не имея возможности произвести подключение на других площадях у других поставщиков, были вынуждены оплачивать установленный тариф за предоставление данных услуг филиалу ОАО «ЮТК».

Исследовав имеющиеся в деле материалы, Комиссия УФАС по КЧР пришла к выводу о том, что действия ОАО «ЮТК» в лице Карачаево-Черкесского филиала  нарушают  статью 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещаются действия занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которого являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или)  ущемление интересов других лиц, в том числе установление, поддержание монопольно высокой цены товара.

УФАС по КЧР предписало ОАО «ЮТК» установить тарифы на услуги организации некоммутируемого транзитного соединения и услуги предоставления в пользование некоммутируемого транзитного соединения на основании фактических затрат, осуществляемых филиалом ОАО «ЮТК». Предписание было обжаловано в Арбитражный суд КЧР, который оставил его в силе. ОАО «ЮТК» отменило предписание на апелляционной инстанции арбитражного судопроизводства. Однако кассационная инстанция отменила решение апелляционной инстанции и оставила в силе предписание УФАС по КЧР. Судебные разбирательства длились около двух лет. За злоупотребления с ОАО «ЮТК» в судебном порядке взыскано 240 тысяч рублей.

За период пока шли судебные разбирательства, выяснилось, что операторы мобильной связи начали строить взаимосвязи между собой на автономных независимых от ОАО «ЮТК» площадках. И стоимость таких соединений составляет многократно меньшую величину, чем на объектах электросвязи. Тем не менее все признают практичность создания некоммутируемых транзитных соединений на объектах традиционных операторов общедоступной связи.