Расчеты по показаниям общедомовых приборов учета воды в пределах административных границ г. Черкесска

В соответствии со ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме (МКД) обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме. 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, общедомовых счетчиков электрической энергии, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, иное инженерное оборудование, к числу которых относят и общедомовой (коллективный) прибор учета воды.

Коллективный (общедомовой) прибор учета – средство измерения, используемое для определения количества коммунального ресурса, поданного в МКД.           

Пунктом 5 статьи 13 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» до 01.07.2012 г. предусмотрена обязанность собственников помещений  установить  приборы учета, в том числе общедомовые (кроме счетчиков газа – до 01.01.2015 г.)

Статьей 15 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» №185-ФЗ от 21.07.2007 г. к видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов относятся, в том числе установка коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) (п. 6).

Капитальный ремонт многоквартирных домов должен обязательно включать в себя выполнение работ по установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов и узлов управления (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа). В МКД г. Черкесск, в которых производился капитальный ремонт по программе фонда содействия реформирования ЖКХ, установлены общедомовые приборы учета тепла и воды.

Порядок установления общедомового счетчика

Кроме того, Жилищный кодекс  РФ в статье 44 (Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме) предусматривает обязанность общего собрания собственников помещений принимать различные решения, касающиеся содержания общедомового имущества, в том числе. Статья 46 предусматривает, что решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме (не менее двух третей от общего числа голосов собственников помещений).

Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Как показывает практика, в г. Черкесске есть МКД, жители которых узнали о том, что у них в подвале установлен общедомовой счетчик, только когда производили оплату за коммунальные услуги через ООО «Расчетно-кассовый центр» (ООО «РКЦ»).

В целом важно отметить, что главной задачей в соответствии с законом об энергосбережении является как раз сбережение коммунальных ресурсов ПОСРЕДСТВОМ УСТАНОВКИ ПРИБОРОВ УЧЕТА. В этих целях и необходимо устанавливать счетчики внутриквартирные и общедомовые. Однако, в результате установки коллективных счетчиков воды в г. Черкесске, стоимость оплаты за воду для каждого собственника только возросла. К основным причинам увеличения стоимости платы за коммунальные ресурсы относятся:

1.  Проблемы  состояния внутридомовых сетей управляющих компаний.

2. Проблема учета соответствия количества зарегистрированных и количества реально проживающих в квартирах. 

3. Беспрецедентное положение дел с взаимосвязанностью агентов по приему платежей с ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями (УК) г. Черкесска. УК передала полномочия по начислению и расчету по общедомовым приборам учета. ООО «РКЦ», хотя данная обязанность принадлежит УК.  ООО «РКЦ» в свою очередь является агентом по приему платежей ресурсоснабжающей организации – ОАО «Водоканал» и агентом УК по приему платежей за  содержание и ремонт мест общего пользования

Таким образом, схема «ресурсоснабжающая организация –управляющая компания –агент» по сбору платежей работает в ущерб потребителям, вследствие чего ресурсы не сберегаются, как предусмотрено законодательством, а расходуются неэффективно (в т.ч. теряются из-за плохого содержания инженерных сетей), при этом платят за потери УК – потребители.

 

За что жителям МКД начисляют дополнительную плату по общедомовому прибору учета воды?

Какими же могут быть общедомовые нужды или, проще говоря, за что жителям МКД начисляют дополнительную плату по общедомовому прибору учета воды? Общедомовые нужды включают технологические промывки системы водоснабжения, сливы воды при ремонтах, работа насосов, лифтов, освещение подъездов и др.

Таким образом, если МКД не оборудован общедомовым прибором учета и граждане оплачивают по данным индивидуального счетчика, «утечка» является прямым убытком управляющей компании. В таком случае оплата за воду производится гражданами за личное поквартирное потребление. Управляющая компания должна в собственных интересах максимально быстро привести сети в надлежащее состояние. Как только граждане производят оплату по данным общедомового прибора, - уже не управляющая компания, а собственники оплачивают «утечку», а управляющая компания не только не старается ликвидировать ее, но с учетом резко выросшей стоимости водоснабжения видит прямой смысл в увеличении расхода воды граждан за счет отказа от ремонта водопровода. Таким образом, чем больше потери - тем выше прибыль управляющей компании и ресурсоснабжающей компании, которая так же в увеличенном размере реализует свой товар.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» (п.49) исполнитель (то есть управляющая компания) обязан:

е) при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.

Показания могут быть точными, если показания общего и всех квартирных водомеров зафиксированы одномоментно, и в литрах, а не в кубометрах, по которым мы и ведем оплату. Жители обычно фиксируют эти данные на своих счетчиках, округляя цифры. В итоге недоплачивают или переплачивают за десятки и сотни литров израсходованной воды. Эта разница компенсируется уже в следующем месяце. Кроме того, показания водомеров жители снимают и оплачивают в разные дни – кто-то первого числа каждого месяца, кто-то 15-го. А показания общего водомера снимаются строго в последний день месяца. Естественно, сумма показаний наших частных приборов учета будет отличаться от того, что будет показывать общий счетчик, установленный в подвале многоквартирного дома.

На данный момент в УФАС по КЧР рассмотрены дела, возбужденные в отношении трех управляющих компаний и ООО «РКЦ». 26.12.2011 г. приняты решения и вынесены предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства, которые исполнены сторонами (дополнительное оглашение, по которому ООО «РКЦ» производился расчет,  расторгнуто) в добровольном порядке.

Однако сначала  2012 г. в УФАС по КЧР продолжают поступать заявления от тех, кто уже ранее обращался с жалобами, и от тех, кто слышал о принятых УФАС по КЧР решениях. Согласно жалобам имеют место факты навязывания передачи финансовых средств по расчетам (за холодное водоснабжение по общедомовым счетчикам), произведенным ООО «РКЦ» до расторжения соглашения с управляющими компаниями. В таких случаях УФАС по КЧР рекомендует обращаться с частными исками в судебные органы для признания конкретных начислений незаконными.

Справка. ООО «РКЦ» является агентом  ресурсоснабжающей организации (ОАО «Водоканал») по договору № 392/10 от 01.09.2010 г. (сбор денежных средств за товар (водоснабжение и водоотведение); выдача квитанций об оплате за реализуемый товар),  и агентом ОАО «УКЖХ»  по договорам  № 396/10 от 25.08.2010 сбор платежей за содержание и ремонт мест общего пользования,  право производить расчеты по МКД, оборудованным коллективными счетчиками, № 397/10 от 25.08.2010  (ведение и учет потребителей). Принципалами одного агента в данном случае являются ресурсоснабжающая организация, которой в данной связке выгодно продавать больше ресурса (воды), и управляющая компания, доходы которой не взаимосвязаны напрямую с содержанием инженерных сетей МКД в исправном состоянии.

 

Чагарова Диана Алимурадовна - начальник отдела защиты конкуренции

и контроля органов власти УФАС по КЧР, кандидат экономических наук