Заочное интервью руководителя ФАС России И.Ю.Артемьева карачаево-черкесским СМИ

 

Заочное интервью руководителя ФАС России И.Ю.Артемьева карачаево-черкесским СМИ

 

Полина Семенченко, заместитель главного редактора газеты «День республики»:

 

По поручению Президента России Дмитрия Медведева от 10 апреля 2011 года в состав региональных структур по регулированию цен и тарифов введены представители ФАС России. Как вы считаете, после включения ваших сотрудников в эти комиссии, будут ли оправданы ожидания населения, недовольного высокими тарифами на коммунальные услуги?

 

Тарифное регулирование в сфере деятельности естественных монополий относится к компетенции Федеральной службы по тарифам  (ФСТ России).       Мы надеемся, что включение представителей нашей службы положительно скажется на работе региональных структур по регулированию  цен и тарифов, а главное, позволит обеспечить надлежащий контроль исполнения решений Правительства Российской Федерации по вопросам ценообразования на электроэнергию в регионах. 

У граждан, как и прежде, есть возможность, обращаться к нам с жалобами в случае обнаружения признаков нарушения антимонопольного законодательства со стороны монополистов.

 

Таулан Алиев, корреспондент региональной информационной газеты «Кавказ-Экспресс»

 

В силовых ведомствах РФ сейчас взят курс на ротацию кадров. В частности, Министр внутренних дел Рашид Нургалиев заявил, что на руководящих постах сотрудники МВД будут находиться 5 лет с последующей ротацией на другие должности. В ФАС России, как в центре, так и на территориях, руководители занимают должности как минимум 10-15 лет. Намечаете ли Вы решение кадровых вопросов посредством ротации?

 

Такая работа уже ведется. В нашей практике есть случаи, когда молодые специалисты из центрального аппарата ФАС уезжали в регионы, а руководители территориальных управлений назначались на руководящие должности в центральном аппарате.

 

Вопрос привлечения и сохранения в системе антимонопольных органов высокопрофессиональных, ответственных и эффективных людей – один из приоритетных вопросов нашей кадровой политики.

 

Сейчас более 30% руководителей наших территориальных органов (а у нас их всего 82 управления по всей стране) старше 50 лет. В ближайшие годы смена руководства, связанная с достижением  предельного возраста нахождения на госслужбе коснется четверти территориальных органов.

 

Безусловно, высвобождение должностей происходит у нас не только путем увольнения сотрудников, руководителей по причине достижения предельного возраста, но и по другим основаниям (например, по инициативе руководства или  по состоянию здоровья).

 

Отмечу, что мы формируем кадровый резерв. И считаем эту работу очень важной. При подготовке новых сотрудников, специалистов мы переходим от традиционного повышения квалификации к более гибкой, всесторонней системе обучения и подготовки кадрового резерва.

 

В частности,  обязательным станет индивидуальный годовой план каждого резервиста, составленный с учетом его управленческого и профессионального потенциала. В плане и проведение для них образовательных  программ, и участие в практических мероприятиях (участие в работе Коллегии ФАС, заседаниях Совета территориальных органов, комплексных проверках и т.д.).

 

Как правильно определить преимущественное положение торговых сетей на рынке?

 

Несмотря на небольшую занимаемую долю, торговые сети, действующие на рынке реализации и (или) поставки продукции, с учетом низкой концентрации этих рынков и дефицита торговых мест, получают возможность влиять на возникающие правоотношения и на конкуренцию.

 

Таким образом, преимущественное положение торговой сети не зависит от занимаемой ею доли на рынке. Вместе с тем, в целях урегулирования такой ситуации была принята норма, ограничивающая рост торговых сетей в границах муниципальных районов/городских округов (статья 14 закона о торговле).

 

Согласно этой норме закона, торговая сеть, доля которой превышает 25% объема всех реализованных продтоваров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для ведения торговой деятельности по любым основаниям.  В том числе и в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения. Сделка, совершенная с нарушением упомянутых требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе ФАС.

 

Доли торговых сетей рассчитываются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 305.

 

Ежегодно до 1 мая на своем официальном сайте Росстат публикует информацию об объемах всех продовольственных товаров реализованных в границах субъектов Российской Федерации и муниципальных районов/городских округов. Соответственно, имея объем реализации торговой сетью продовольственных товаров можно рассчитать долю этой торговой сети по формуле пропорции.

Контроль за соблюдением торговыми сетями положений статьи 14 закона о торговле наша служба и её территориальные органы проводят в рамках контроля за экономической концентрацией (при рассмотрении ходатайств и уведомлений).  Контроль проводится также и в рамках мониторинга реализации положений закона о торговле и проведения проверок торговых сетей.

 

Максим Кузнецов, корреспондент независимой общественно-политической газеты «Черкесск. Вчера, сегодня, завтра»

 

Мы часто видим жесточайшую социальную рекламу в основном в сети интернет. Почему в законе о рекламе нет никаких ограничений уровня жесткости для такой рекламы?

 

Требования к социальной рекламе содержатся в статье 10 закона о рекламе и ограничиваются запретом на упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах. За исключением случаев, когда такими лицами являются органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, муниципальные органы, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, спонсоры и социально ориентированные некоммерческие организации. А также физические лица, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации или нуждающиеся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи.

 

Необходимо отметить, что жесткость отражения проблемы в социальной рекламе, как правило, связана с остротой вопросов и болезненностью проблем, которые освещаются в такой социальной рекламе.

 

Кроме того, как показывает зарубежный опыт создания и распространения социальной рекламы, где реклама по борьбе с курением, или, скажем, наркоманией, шокирует потребителя натурализмом, жесткостью, порой даже жестокостью, социальная реклама, распространяемая на территории Российской Федерации, не изобилует жестокостью и, как правило, не выходит за привычные для нас рамки морали.

 

Вместе с тем, отсутствие в законе требований к содержанию социальной рекламы не означает, что социальная реклама не может нарушать иных законов Российской Федерации, в том числе, направленных на защиту прав детей, связанных с недопустимостью, к примеру, разжигания национальной розни.

 

В настоящее время, в связи с вступлением в силу с января 2012 года Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», планируется внесение ряда изменений в закон о рекламе. Изменения касаются допустимости отражения в рекламе и социальной рекламе сцен насилия и жестокости.

 

Корреспондент интернет-СМИ «Кавказский узел» Ася Капаева

Когда правительство решится на демонтаж вертикально интегрированных нефтяных компаний? Ведь даже неспециалисту понятно, что такая структура обеспечения страны нефтепродуктами опасна. Неужели интересы нефтяных олигархов выше интересов государства и общества? Чем отметилась ФАС в этом направлении?

 

Мы разработали законопроект «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в РФ», основная цель которого - стабильное и экономически эффективное удовлетворение внутреннего спроса на нефть и продукты ее переработки на основе создания и развития рынков с высоким уровнем конкуренции и справедливыми принципами организации торговли. Законопроект призван также стимулировать отрытую торговлю и развитие биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.

 

Для реализации целей законопроекта применяются три индекса рыночных цен: сопоставимых зарубежных рынков, биржевых и внебиржевых цен на нефть и основные нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, авиатопливо, мазут).

Установлен порядок обязательной регистрации на биржах продаж нефти и нефтепродуктов всеми хозяйствующими субъектами, осуществляющие свою деятельность на территории РФ.

 

Необходимо напомнить, в отношении  4 ВИНКов (Лукойл, Газпром нефть, Роснефть, ТНК-ВР) мы возбудили и рассматриваем две волны дел по признакам злоупотребления ими своим доминирующим положением. Суммарный размер штрафа, выплаченный в бюджет РФ этими  ВИНКами, составил более 15 млрд руб.

Важно, что решения и предписания ФАС России подтверждены постановлениями судов, в том числе Высшим арбитражным судом РФ. ВАС РФ в споре с крупнейшими вертикально-интегрированными нефтяными компаниями и подтвердил законность решений по фактам признания нами установления ВИНКами монопольных цен и дискриминации независимых трейдеров.

Нефтяные компании, согласно нашему предписанию, обязаны обеспечить на оптовом рынке бензинов автомобильных и оптовом рынке дизельного топлива  недопущение изъятия товара из обращения и/или сокращения поставок бензинов автомобильных и дизельного топлива (создания дефицита), приводящего к повышению цен.

 

Они должны обеспечить раскрытие информации, в том числе путем размещения на официальных сайтах в сети Интернет: о критериях, предъявляемых к лицам, которые имеют намерение заключить прямые контракты с  нефтеперерабатывающими заводами.  Другое наше требование к ним связано с необходимостью обеспечения реализация нефтепродуктов на внутренний рынок посредством торгов на товарной бирже и/или на электронной торговой площадке, отвечающим требованиям антимонопольного законодательства.

 

Отмечу, что в этом году мы возбудили «третью волну» дел в отношении трех ВИНКов (Лукойл, Роснефть и Газпром нефть) по признакам злоупотребления ими своим доминирующим положением. Решение по этим делам пока не принято.

 

Законодательством РФ запрещено совмещение сетевой и сбытовой
деятельности электрических компаний. На Северном Кавказе ОАО "МРСК" до настоящего периода сохраняет полномочия единоличной управляющей компании над всеми сетевиками и сбытом в СКФО. Будет ли ФАС принимать меры по устранению нарушений в этой сфере?

 

В рамках осуществления контроля за соблюдением требований Федерального закона № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период …»  антимонопольные органы вправе принимать решения о несоблюдении хозяйствующим субъектом запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в  электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.

 

По нашему мнению, механизмы реализации функций по контролю за соблюдением группами лиц и аффилированными лицами запрета на совмещение видов деятельности нуждаются в доработке.

 

В этой связи мы разработали проект закона, содержащего ряд предложений, эффективно реализующих вышеназванный контроль.

 

Законопроектом в частности предлагается ряд мер:

- уточнить формулировки видов деятельности в электроэнергетике, совмещение которых запрещено;

- предусмотреть ведение антимонопольным органом реестра лиц, имеющих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (далее – реестр).  В реестр должны включаться сведения об аффилированных с ними лицах. По нашему мнению, целесообразно включение в реестр сведений о лицах, обладающих правами на имущество, предназначенное для осуществления только естественно-монопольных видов деятельности, и аффилированных с ними лицах, поскольку информация об этих лицах более доступна.

 

К тому же существуют дополнительные возможности для проверки ее достоверности (информация может быть запрошена антимонопольным органом не только у хозяйствующих субъектов, но и органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование цен (тарифов). Сведения, включаемые в реестр, не будут дублировать данные, содержащиеся в Реестре субъектов естественных монополий, ведение которого возложено на ФСТ России. Дублирования не будет, поскольку в Реестр субъектов естественных монополий включаются сведения только о тех лицах, которые осуществляют виды деятельности, в отношении которых применяется государственное регулирование цен (тарифов). Порядок формирования и ведения реестра должен быть установлен Правительством Российской Федерации.

 

В законопроекте есть норма, уточняющая, что антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением запрета на совмещение конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности в электроэнергетике.

Законопроект предлагает ввести и регламентировать процедуры принудительной реализации имущества, в отношении которого арбитражным судом по иску антимонопольного органа принято решение о принудительной продаже такого имущества. При этом должно быть обеспечено соблюдение требований настоящей статьи лицами, которые в результате принудительной реализации имущества приобретают права на такое имущество. В этих целях обязательным условием участия в этом аукционе является наличие решения антимонопольного органа о согласовании приобретения соответствующим лицом продаваемого имущества, в случае, когда такие сделки подлежат согласованию в соответствии с антимонопольным законодательством.

 

В настоящее время наши территориальные органы проводят контрольные мероприятия по выявлению фактов несоблюдения хозяйствующими субъектами запрета на совмещение естественно – монопольных и конкурентных видов деятельности и принимают необходимые меры в пределах своих полномочий.

 

Минэкономразвития признало антимонопольную службу как самое  эффективное надзорное ведомство. ФАС России потратила в 2010 году на проведение контрольно-надзорных мероприятий 37,9 миллиона рублей, а принесла бюджету 1,9 миллиарда. Отражается ли это каким-нибудь образом на благосостоянии госслужащих ФАС? Хочется добавить в этой связи, что на Северном Кавказе работники прокуратуры получают зарплату в разы больше, нежели сотрудники антимонопольной службы. Почему такая ощутимая разница в оценке труда этих ведомств, по сути выполняющих в равной степени важные функции?

 

Этот вопрос не к нам. Заработная плата (денежное содержание) государственных служащих устанавливается Указом Президента Российской Федерации «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».

 

Борис Урусов, корреспондент ИА «Регнум»:

 

Правда ли, что ФАС России будет экономической прокуратурой? Если да, то когда это намечается?

 

Это не совсем так. У нас нет полномочий на проведение оперативно-розыскной деятельности. Но  в последнее время мы, действительно, активизировали свою деятельность по пресечению нарушений монополиями и органами власти конкурентного законодательства. Одним из приоритетов в нашей работе остается борьба с картелями. Только в прошлом году мы возбудили более 600 дел по признакам соглашений и согласованных действий, ограничивающих конкуренцию.

К сожалению, более половины всех дел мы по-прежнему возбуждаем в отношении органов власти всех уровней. Многим чиновникам это не нравится, что один орган власти проверяет другой орган власти. Но такие полномочия установлены в нашем законе.

 

Нарушителям грозят суровые наказания за нарушение антимонопольного законодательства – «оборотные» штрафы, уголовная ответственность за участие в картельном сговоре и дисквалификация для чиновников и топ-менеджеров компаний.

 

Мурат Гукемукхов, корреспондент радиостанции «Эхо Кавказа»:

На кого будут возложены функции по контролю за исполнением государственных и муниципальных контрактов?

 

Полагаю, что после того, как завершится работа всех ведомств, участвующих в выполнении поручения Президента РФ, данного в конце прошлого года, о создании федеральной контрактной системы будет определен и контролирующий орган за исполнением государственных и муниципальных контрактов.

 

Планируете ли Вы перевод ФАС в статус силовых структур? Каково Ваше мнение на этот счет?

 

Полномочий на ведение оперативно-розыскной деятельности у нас сейчас нет. И они нам не нужны. Мы должны научиться эффективно взаимодействовать с правоохранительными органами.

 

В целом я думаю, что у нас достаточно полномочий, прежде всего, экономических санкций.  Наша задача теперь научиться эффективно эти полномочия применять, наработать практику.

 

Кроме того, отмечу, что с принятием «второго антимонопольного пакета» введена уголовная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (178-я статья УК РФ). В прошлом году мы обнаружили и пресекли деятельность 5 национальных картелей. МВД по нашим материалам уже возбудили около 10 дел по всей стране по 178-й статьей Уголовного Кодекса.

 

Дина Куштова, корреспондент газеты «Черкесск хэку»:

 

Если рекламные щиты или большие растяжки размещены на многоэтажных домах, должны ли жильцы этих домов, получать ежемесячно деньги от рекламодателя?

 

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция.

 

Собственникам квартир в многоэтажном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома. Распоряжение общим имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

 

Поэтому при размещении рекламы на общем имуществе многоквартирного дома (независимо от места размещения такой рекламы) необходимо получить согласие собственников помещений многоквартирного дома. Такое согласие оформляется решением общего собрания собственников помещений либо представителя уполномоченного государственного или муниципального органа для многоквартирного дома.

 

Доходы от размещения такой рекламы поступают собственникам помещений и распределяются по их решению.

 

В городских супермаркетах и на рынке цена на гречневую крупу составляет за  1 кг.-110 руб. (!) Рост цен на гречневую крупу был вызван  неурожаем данной продукции в разных регионах страны. В связи с повышением закупочной цены  были ли вашим ведомством рассмотрены  дела отдельных компаний или  поставщиков?

 

Да, климатические условия прошлого года привели в значительной степени к возникновению дефицита некоторых видов продуктов питания, что в свою очередь сказалось на росте цен на них.

 

Кроме объективных причин роста цен существовали также и причины, связанные с желанием компаний, занимающих доминирующее положение на рынке, получить максимальную прибыль.

 

Мы ведем  мониторинг цен на основные продукты питания и в случае обнаружения признаков злоупотребления компаниями своим доминирующим положением на рынке возбуждаем антимонопольные дела.

 

Всего наши территориальные органы возбудили за год  более 825 дел о нарушении антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.  

Нарушения выявлены на рынке муки, хлеба, масла сливочного и подсолнечного, молока, яиц, крупы гречневой-ядрицы, соли, а также в отношении действий органов власти в 67 регионах России.

 

Размер штрафов, наложенных на нарушителей, составил около 80 млн.рублей.

 

Последняя версия Федерального закона о спиртосодержащей продукции предусматривает полный запрет с 1 января 2013 года  продажу пива в пластиковой  таре. Но в некоторых регионах этот запрет уже вступил в силу. Можно ли в нашей республике  заблаговременно ввести такие же требования,  не дожидаясь 2013 года?

 

Это незаконно. Ваше желание о введении заблаговременного запрета до принятия федерального закона будет расходиться с нормами антимонопольного законодательства. И если такие действия будут предприняты, мы будем вынуждены возбудить дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции.

 

Какие нарушения антимонопольного законодательства, в таких сферах, как здравоохранение, культура, оборона, торговля и др., преобладают больше всего? Многие  утверждают, что главными нарушителями антимонопольного законодательства являются государственные чиновники. Согласны  ли вы с подобной точкой зрения?

 

Сложно выделить какую-то одну сферу с большим или меньшим количеством нарушений. Нарушений достаточно практически на всех рынках, но соглашусь, что  основными нарушителями антимонопольного законодательства в России по-прежнему являются сами органы власти разных уровней. Более 50% дел ФАС и ее территориальные органы возбуждают в отношении чиновников. Количество дел в отношении незаконных действий и антиконкурентных актов органов власти неуклонно растет: с более чем 1 тысячи дел в 2005г до 6 тысяч в прошлом году. Мы ежедневно накладываем около 200 штрафов по всей стране на чиновников разного уровня за нарушение антимонопольного и рекламного законодательства, законодательства о размещении госзаказа.