• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Галина Гринько: Ситуация с размещением госзаказа меняется к лучшему

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Заместитель руководителя - начальник отдела контроля размещения заказа и рекламы Карачаево-Черкесского Управления Федеральной антимонопольной службы России Галина Гринько считает, что ситуация с размещением госзаказа принципиально меняется к лучшему. Об этом она заявила, выступая с докладом на заседании Общественно-консультативного совета при Карачаево-Черкесском УФАС России, прошедшем 19 августа на тему «Результаты реформирования системы  госзаказа  и предложения по совершенствованию законодательства».

«С 2005 года все закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд в стране  производятся в соответствии  с нормами, прописанными в Федеральном законе  № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд». С 2006 года ФАС России постановлением правительства определена органом, осуществляющим контроль за указанным законом на территории РФ. За время действия закона в него внесено огромное количество изменений, он постоянно совершенствуется, и надо отметить, что ситуация с размещением госзаказа принципиально меняется к лучшему», - сказала Галина Гринько.

По ее мнению, новый закон пришел на смену неэффективному  и коррупционному  ранее действовавшему  порядку проведения  процедур размещения заказа. Однако, как она считает, «нерешенным остается и ряд проблем,  вызывающих справедливую критику, для устранения которых президент и правительство страны поручили внести изменения в действующую редакцию закона».

«2011 год явился знаковым  в развитии реформирования системы госзаказа»

В докладе замруководителя Карачаево-Черкесского УФАС России упоминается, что с 1 января 2010 года  вступила с действие норма закона № 94-ФЗ, определяющая порядок проведения открытых аукционов в электронной форме.

 «2011 год явился знаковым  в развитии реформирования системы госзаказа.  Мы давно шли к тому, чтобы перевести все закупки для нужд государства на электронные торги.  И с 2011 года заказчики всех уровней обязаны размещать все заказы  на отобранных торговых площадках на едином сайте госзакупок – www. zakupki.gov.ru.  Новая система работы  потребовала и новых знаний  для участников торгов. Для регистрации на едином сайте  закупок необходимо получить ЭЦП, пройти аккредитацию на одной или нескольких площадках как заказчикам, так и участникам. Сегодня на площадках зарегистрировано более  200 000 участников», - констатировала Галина Гринько.

Она рассказала о внесении ряда изменений в закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд», направленных на повышение профессионализма заказчиков и качество конечного результата. 

«Изменениями в закон от апреля 2011 года была введена ст. 19.1, которой предусмотрена обязанность заказчика обосновывать начальную цену контрактов со ссылками на соответствующие сайты товаров, производителей, проведение расчетов.  Законопроект предоставляет заказчику право  устанавливать дополнительные требования к качеству закупаемой  продукции в части сроков и объема гарантийных обязательств. Также в законопроект включены нормы, направленные на  повышение эффективности закупок инновационной и технически сложной продукции, - поправки допускают установление для закупок такой продукции любых особенностей, но особый порядок  размещения должен утверждаться правительством», - пояснила замруководителя антимонопольного органа КЧР.

«Нужно предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа»

 

Затрагивая вопросы совершенствования законодательства в сфере госзаказа, Галина Гринько выразила необходимость повышения качества финансового обеспечения. Кроме этого, она сообщила о предложении ФАС России ввести обязанности публичной защиты заказчиком  своих бюджетных потребностей, что должно, по ее словам,  повысить общественный контроль  в данной сфере.

 «С целью мотивации заказчиков на получение экономии от госзаказа целесообразно рассмотреть вопрос об аккумулировании  на уровне Федерального казначейства  полученной  на торгах экономии в специальном Инновационном фонде, распределение которой происходило бы в конце года. Половину средств фонда нужно возвращать заказчику, получившему экономию бюджетных средств на покупку дополнительных  товаров, в том числе и на увеличение  его ФОП, что создаст мотивацию получать экономию на  торгах», - подчеркнула Гринько.

Она выразила необходимость «в рамках ужесточения ответственности для нарушителей ввести процедуру дисквалификации  должностных лиц заказчиков  при грубейших нарушениях и предусмотреть специальные составы уголовной ответственности для преднамеренных действий в сфере госзаказа, аналогично   ст. 178 УК». По ее мнению, для снижения возможностей по недобросовестному исполнению госконтрактов необходимо проводить включение в Реестр недобросовестных поставщиков сведений о физическом лице, осуществляющим управление  соответствующим юридическим лицом.

Замруководителя Карачаево-Черкесского УФАС России также считает крайне важным предложение обязать заказчика размещать госконтракт и  акты приемки-передачи по нему в реестре контрактов   на общедоступном сайте.

«Переход к системе электронных аукционов при проведении госзакупок приведет к исчезновению коррупции в сфере размещения госзаказа»

Особой строкой в докладе Галины Гринько проходит инициатива общественных организаций создания и проведения «рейтинга прозрачности»  - ежегодного национального рейтинга крупнейших закупщиков государственного сектора по уровню «прозрачночти» и эффективности закупочной деятельности. 

«Рейтинг прозрачности»  предложили  Национальная ассоциация  участников  электронной торговли и межрегиональное  общественное движение «Против коррупции», которое возникло при поддержке комиссии Государственной Думы Федерального собрания РФ по противодействию коррупции, ФАС России и Счетной палаты РФ.  Основная идея его создания  - внести ясность в проблему коррупции в системе госзаказа», - подчеркнула Гринько.

В заключение своего выступления замруководителя Карачаево-Черкесского УФАС России указала на то, что переход к системе электронных аукционов при проведении госзакупок во всех сферах деятельности  приведет к полному исчезновению коррупции в сфере размещения госзаказа на территории РФ. «Данная система работает таким образом, что до завершения аукциона  невозможно узнать, кто участвует в торгах. Это обеспечивает конкуренцию на торгах и исключает возможность коррупции», - заключила Галина Гринько.

Заседание Общественно-консультативного совета при Карачаево-Черкесском УФАС России на тему «Результаты реформирования системы  госзаказа  и предложения по совершенствованию законодательства» прошло в связи с широкой дискуссией на уровне федеральных органов исполнительной власти  об эффективности самой системы госзаказа и целесообразности ее кардинальных изменений. Проведение заседания на данную тему было рекомендовано руководством Общественно-консультативного совета при Федеральной антимонопольной службе России.

В заседании приняли участие члены совета, представители Управления Карачаево-Черкесской Республики по размещению государственных заказов, эксперты и журналисты. По итогам заседания его участниками были разработаны предложения по совершенствованию законодательства в области системы госзаказа.

Ася Капаева, пресс-служба Карачаево-Черкесского УФАС России