Российскому рекламному законодательству в 2010 году исполнилось 15 лет

18 июля 1995 года  в нашей стране был принят  первый закон «О рекламе» и сегодня в 2010 году российскому  рекламному  законодательству исполняется 15 лет.

С вступлением нашей страны на рельсы рыночных преобразований началось формирование предпринимательства .  На рынке Российской Федерации  появилось громадное количество хозяйствующих субъектов  , начались складываться различные юридически неурегулированные отношения. В этот период у органов власти и возникла необходимость  перевода их в  правовую плоскость  и, в частности,  потребовалось создание  актуальной нормативной базы  в сфере рекламы. 

Закон «О рекламе» в первой своей редакции впервые ввел само понятие  «рекламы», общие и специальные требования к ней,  ограничения , связанные с распространением рекламы.

Все помнят, как те же 90-е годы нас начали  активно приглашать  быть участниками финансовых пирамид  и сулили баснословные прибыли. В этот же период  в 1994 году  был издан Указ Президента РФ «О защите  потребителей  от недобросовестной рекламы», который был направлен  на регулирование рынка  рекламы финансовых услуг.

А дальше –больше. К середине 90-х годов мы пережили  эпоху настоящей  рекламной революции  и в новейшей России  перед  гражданами  встал непростой вопрос: как найти качественный товар   из множества рекламируемого товара?  Надо отметить,  что этот вопрос  крайне актуален и в настоящее время.

В первой своей редакции закон «О рекламе» просуществовал 10 лет. За этот промежуток времени  в стране произошли определенные изменения , на рынке появились новые продукты, которые начали активно внедряться в нашу повседневную жизнь , что и потребовало корректировки норм действующего рекламного закона.

Так  в 2006 году был принят  Закон «О рекламе»  во второй редакции. В нем было сохранено многое от первой редакции закона,  остались незыблемыми   положения о запрете  приводить в рекламе недостоверную информацию и др., но появилось и много новых норм,  как например , реклама биологически активных  и пищевых добавок , продуктов детского питания, реклама  предоставлении финансовых услуг и другое.

В действующую редакцию закона в последующие  2008-2010 г.г.  внесены поправки и дополнения и в таком виде закон сегодня регулирует отношения в сфере рекламы на территории нашей страны.

С момента выхода в свет первой редакции закона «О рекламе»  и до настоящего времени антимонопольные органы России ( сегодня это ФАС России и её территориальные органы) определены органом исполнительной власти по контролю за соблюдением закона .

За 15 лет работниками антимонопольного органа проделана огромная работа в этом направлении.

Серьезной проблемой  в процессе осуществления государственного контроля  за соблюдением рекламного законодательства   в последние годы выступает реклама лекарственных средств, пищевых и биологических добавок.

ФАС России неоднократно пресекались случаи  рекламы товаров, сертифицированных как  изделия бытового или косметического назначения , но которые в рекламе позиционировались как изделия медицинского  назначения , обладающие лечебным эффектом. 

Такая же ситуация  происходит в случаях рекламирования пищевых добавок и биологически активных добавок (БАД) в качестве лекарственных средств. Учитывая,  что пищевые и биологически  активные добавки не проходят клинических испытаний  и не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, подобная реклама признается антимонопольным органом  ненадлежащей.

До настоящего времени сохраняется и существенная проблема , связанная с ненадлежащей рекламой  финансовых услуг.

Наиболее распространенными  и узнаваемыми  нарушениями в данной сфере явились нарушения , выразившиеся в отсутствии в рекламе всех условий , влияющих на сумму доходов или расходов получателя  такой услуги , при указании в рекламе хотя бы одного  из этих условий.  В частности, это касается предоставления кредитов потребителям  с указанием только процентной ставки по самому кредиту  и умалчиванием  о дополнительных платежах (за  ведение счета,  открытие кредитной линии и прочее-разное  в каждом банке своё).

Последние изменения к действующей редакции закона вышли в 2010 году. Благодаря внесенным изменениям  и дополнениям  расширен перечень требований , направленных на защиту несовершеннолетних при  производстве , размещении и распространении рекламы , а также установлены запреты и ограничения в целях  защиты женского здоровья.

И в заключении немного статистики.

Только в истекшем  2009 году антимонопольные органы  рассмотрели около 13,7 тыс. фактов , указывающих на нарушение законодательства  Российской Федерации о рекламе, рассмотрели 2765 заявлений  о несоответствии рекламы  требованиям закона.  Возбуждено 4480 дел по выявленным фактам нарушений. Кроме того, в рамках  применения мер административной ответственности возбуждено 4764 дела, вынесено 4034  постановления о наложении штрафа на сумму 87 400 000 рублей и 24 постановления за неисполнения законных предписаний  антимонопольных органов  на сумму – 3 978 000 руб.

Перед антимонопольными органами России стоят непростые задачи в сфере осуществления функций государственного контроля  в разных сферах, и в том числе в сфере контроля рекламного законодательства, предстоит значительный объем работ  и работники ФАС России готовы  к исполнению своих функций на самом высоком уровне.

 

Начальник отдела контроля размещения госзаказа и рекламы

Гринько Г.П.