Российскому рекламному законодательству в 2010 году исполнилось 15 лет
18 июля 1995 года в нашей стране был принят первый закон «О рекламе» и сегодня в 2010 году российскому рекламному законодательству исполняется 15 лет.
С вступлением нашей страны на рельсы рыночных преобразований началось формирование предпринимательства . На рынке Российской Федерации появилось громадное количество хозяйствующих субъектов , начались складываться различные юридически неурегулированные отношения. В этот период у органов власти и возникла необходимость перевода их в правовую плоскость и, в частности, потребовалось создание актуальной нормативной базы в сфере рекламы.
Закон «О рекламе» в первой своей редакции впервые ввел само понятие «рекламы», общие и специальные требования к ней, ограничения , связанные с распространением рекламы.
Все помнят, как те же 90-е годы нас начали активно приглашать быть участниками финансовых пирамид и сулили баснословные прибыли. В этот же период в 1994 году был издан Указ Президента РФ «О защите потребителей от недобросовестной рекламы», который был направлен на регулирование рынка рекламы финансовых услуг.
А дальше –больше. К середине 90-х годов мы пережили эпоху настоящей рекламной революции и в новейшей России перед гражданами встал непростой вопрос: как найти качественный товар из множества рекламируемого товара? Надо отметить, что этот вопрос крайне актуален и в настоящее время.
В первой своей редакции закон «О рекламе» просуществовал 10 лет. За этот промежуток времени в стране произошли определенные изменения , на рынке появились новые продукты, которые начали активно внедряться в нашу повседневную жизнь , что и потребовало корректировки норм действующего рекламного закона.
Так в 2006 году был принят Закон «О рекламе» во второй редакции. В нем было сохранено многое от первой редакции закона, остались незыблемыми положения о запрете приводить в рекламе недостоверную информацию и др., но появилось и много новых норм, как например , реклама биологически активных и пищевых добавок , продуктов детского питания, реклама предоставлении финансовых услуг и другое.
В действующую редакцию закона в последующие 2008-2010 г.г. внесены поправки и дополнения и в таком виде закон сегодня регулирует отношения в сфере рекламы на территории нашей страны.
С момента выхода в свет первой редакции закона «О рекламе» и до настоящего времени антимонопольные органы России ( сегодня это ФАС России и её территориальные органы) определены органом исполнительной власти по контролю за соблюдением закона .
За 15 лет работниками антимонопольного органа проделана огромная работа в этом направлении.
Серьезной проблемой в процессе осуществления государственного контроля за соблюдением рекламного законодательства в последние годы выступает реклама лекарственных средств, пищевых и биологических добавок.
ФАС России неоднократно пресекались случаи рекламы товаров, сертифицированных как изделия бытового или косметического назначения , но которые в рекламе позиционировались как изделия медицинского назначения , обладающие лечебным эффектом.
Такая же ситуация происходит в случаях рекламирования пищевых добавок и биологически активных добавок (БАД) в качестве лекарственных средств. Учитывая, что пищевые и биологически активные добавки не проходят клинических испытаний и не зарегистрированы в качестве лекарственных средств, подобная реклама признается антимонопольным органом ненадлежащей.
До настоящего времени сохраняется и существенная проблема , связанная с ненадлежащей рекламой финансовых услуг.
Наиболее распространенными и узнаваемыми нарушениями в данной сфере явились нарушения , выразившиеся в отсутствии в рекламе всех условий , влияющих на сумму доходов или расходов получателя такой услуги , при указании в рекламе хотя бы одного из этих условий. В частности, это касается предоставления кредитов потребителям с указанием только процентной ставки по самому кредиту и умалчиванием о дополнительных платежах (за ведение счета, открытие кредитной линии и прочее-разное в каждом банке своё).
Последние изменения к действующей редакции закона вышли в 2010 году. Благодаря внесенным изменениям и дополнениям расширен перечень требований , направленных на защиту несовершеннолетних при производстве , размещении и распространении рекламы , а также установлены запреты и ограничения в целях защиты женского здоровья.
И в заключении немного статистики.
Только в истекшем 2009 году антимонопольные органы рассмотрели около 13,7 тыс. фактов , указывающих на нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, рассмотрели 2765 заявлений о несоответствии рекламы требованиям закона. Возбуждено 4480 дел по выявленным фактам нарушений. Кроме того, в рамках применения мер административной ответственности возбуждено 4764 дела, вынесено 4034 постановления о наложении штрафа на сумму 87 400 000 рублей и 24 постановления за неисполнения законных предписаний антимонопольных органов на сумму – 3 978 000 руб.
Перед антимонопольными органами России стоят непростые задачи в сфере осуществления функций государственного контроля в разных сферах, и в том числе в сфере контроля рекламного законодательства, предстоит значительный объем работ и работники ФАС России готовы к исполнению своих функций на самом высоком уровне.
Начальник отдела контроля размещения госзаказа и рекламы
Гринько Г.П.