• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Международные эксперты оценили деятельность ФАС России.

Независимое международное издание «Всемирный обзор конкуренции», проводя оценку деятельности мировых конкурентных ведомств , оценила деятельность ФАС России как «хорошо» , что ставит службу на одну ступень с такими  странами как Австрия, Бразилия Норвегия и Швейцария.

Рейтинг эффективности конкурентных ведомств  издания «Всемирный обзор по конкуренции» является  одним из наиболее авторитетных среди специалистов в этой сфере. Изданием разработаны определенные критерии и на основе их независимой оценки зарубежными  представителями юридической и деловой общественности формируется рейтинг эффективности.  Деятельность оценивается по 5-балльной шкале с разбивкой ведомств по количеству баллов  на группы. В настоящее время из более чем 100 конкурентных ведомств , существующих в мире , только 38 лучших были включены в рейтинг.  Изучение содержащихся в нем выводов  позволяет определить  сильные и слабые стороны  деятельности ведомства и наметить пути по совершенствованию конкурентного законодательства  и правоприменительной практики. Так в 2006году российской конкурентное ведомство разделило 36-38 места из 38 возможных.  В 2007 году  32-36 места, в 2008 году – 30-35 места , а в 2009 году 19-29 места.  Такому значительному росту за непродолжительное время, по мнению «Всемирного обзора по конкуренции» ,  способствовали значительные усилия ведомства  по повышению качества своей работы. Только за последние  3 года службой разработаны  новое конкурентное законодательство , принят второй антимонопольный пакет  , включающий поправки как в закон о защите конкуренции, так и в Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс.  Программа смягчения ответственности  была официально закреплена в КоАП РФ, одновременно была  установлена уголовная ответственность  за участие в картельных сговорах. Сегодня разработан  и подготовлен к принятию «третий антимонопольный пакет». Издание также отмечает, что показатели ФАС отражают не только работу центрального аппарата ,  но и работу территориальных управлений по всей стране , которые рассматривают локальные рынки  и проводят  множество  меньших по масштабу расследований. «ФАС России  продолжает уделять большое внимание  злоупотреблению доминирующим положением , фокусируясь на крупных субъектах естественных монополий  в таких отраслях промышленности как  нефтехимическая промышленность, природные ресурсы, телекоммуникации и энергетический сектор» - сообщает издание.  По этому направлению рассмотрено огромное количество – 10396. «Всемирный обзор конкуренции» также высоко оценивает международную деятельность ФАС России, которая способствует выведению российского конкурентного законодательства   на один уровень с лидирующими  юрисдикциями: в 2009 году служба провела международную конференцию  в г.Казани», активно действует  в рамках Межгосударственного Совета по антимонопольной политике  стран-членов СНГ . Не останавливаясь на достигнутом , 30  июня 2010 года  ФАС России и Посольство США  провели совместный семинар по конкурентной политике для американских юридических компаний и представителей  американских компаний , работающих на российских рынках.   8-9 июля 2010 года был проведен  семинар по вопросу  применения антимонопольного законодательства  с участием судей России и США, а также государственных и коммерческих организаций. В рамках работы этого семинара  было отмечено, что опыт американских коллег в области проведения конкурентной политики является неоценимым для ФАС России. На семинаре выступили начальник Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России М.Я. Евраев с информацией о ходе реформы госзаказа  в России  и примерами явных преимуществ  перехода на электронные торги перед открытыми аукционами, начальники правового управления и  управления по борьбе с картелями и другие. От американской стороны выступили федеральные судьи Сара Вэнс  и Дуглас Гинзбург. Особо С.Вэнс подчеркнула , что «суды опасаются сделать ошибочный вывод  о наличии противозаконного соглашения , так как это может повредить потребителям». По мнению Д.Гинзбурга,  «цель антимонопольного законодательства состоит в том, чтобы  повышать благосостояние потребителей, гарантируя наличие конкуренции».

По итогам проведенного семинара  был сделан вывод о том, что расширение сфер взаимовыгодного взаимодействия  с американскими коллегами в целях совершенствования практики  применения конкурентной  политики, обмена опытом , а также получения более объективной оценки о деятельности друг друга – очевидная необходимость. Российской антимонопольное ведомство сотрудничает с Федеральной Торговой Комиссией США и Департаментом Антитраста Министерства Юстиции США почти 20 лет со все возрастающей интенсивностью. Российско-американское  сотрудничество в этой сфере  определяют долгосрочные цели. Основная цель – активное взаимодействие , направленное на пресечение нарушений антимонопольного законодательства , имеющих трансграничный характер.

Подводя итог сказанному выше, хочется отметить мнение «Всемирного обзора конкуренции»  ,  что «общая результативность ФАС России увеличивается в соответствии с модернизацией законов. В то время как юристы говорят о существовании большого «поля деятельности» , очевидно, что Федеральная антимонопольная служба  идёт правильным путем и может достичь  ещё больших результатов  в ближайшие годы».

 

Начальник отдела контроля размещения госзаказа и рекламы 

Гринько Г.П.