Распоряжаться казной по закону

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

С  1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который  регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

 

 

Так сказано в законе. На практике Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике сталкивается с различными нарушениями, в том числе, такими, которые ограничивают конкуренцию и как следствие приводят к ущемлению чьих-либо законных прав и не позволяют наиболее эффективно использовать бюджетные средства.

 

В ноябре 2006 года вступил в силу Федеральный закон "О защите конкуренции", в котором целая глава посвящена вопросам защиты конкуренции при проведении торгов на размещение государственных и муниципальных заказов. В частности, чтобы не допустить  нарушение конкурентных прав участников торгов, запрещаются координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах. Кроме этого запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.  

Вот с такими  ограничениями  и сталкивается наше Управление.  И тем хозяйствующим субъектам, которые намерены принять участие в торгах (назовем их потенциальными участниками торгов), но не могут  сдать заявку потому, что, например, на месте нет  нужного специалиста, нужно знать и соблюдать некоторые правила. Эти выводы сделали специалисты нашего Управления в процессе рассмотрения некоторых дел, возбужденных по заявлениям потенциальных участников торгов, которые не смогли подать заявку.  Создание препятствий для участия в торгах - это своеобразный сговор между  заказчиком и «своим» участником  торгов, которому нужно помочь заключить муниципальный контракт и   получить  за исполнение этого контракта бюджетные средства. Тем более, когда  участник аукциона  всего один, контракт заключается  по максимальной цене, т.к. никакого состязания  с целью снизить расходы бюджета  не происходит. Единственный участник аукциона в этом случае имеет большую выгоду: получает заказ по максимальной цене. Доказать такой сговор  без помощи самих участников  торгов  крайне сложно, а иногда и невозможно. Доказательства  могут собрать только те, кому оказывались препятствия. Даже то, что  потенциальный участник торгов  перечислил  обеспечение  заявки, а эти суммы достигают размера  сотен тысяч рублей, при обжаловании решения и предписания нашего Управления не является для суда безусловным  доказательством того, что   заявка  на участие в торгах  не была принята из-за препятствий, созданных заказчиком. Нужны более веские доказательства, о наличии которых должен позаботиться сам  потенциальный участник торгов.

 

 

Например, в наше Управление обратился представитель предприятия с заявлением о том, что он не смог сдать заявку на участие в открытом аукционе по ремонту кровли  нескольких многоэтажных домов города Черкесска, т.к. на пропускном пункте в здание мэрии города Черкесска  его не пропустили: не было сотрудника в том кабинете, который указан  в   аукционной документации. Пропуск ему, естественно, не был выписан, доказательства того, что он был в мэрии для того, чтобы сдать  заявку, отсутствовали.  Как результат – в этом аукционе принял участие только один участник, муниципальный контракт заключен по максимальной цене.

 

 

 

К сожалению, это не первая жалоба на  препятствия, с которыми сталкиваются в здании мэрии города Черкесска представители потенциальных участников торгов  при сдаче заявок. То кого-то не пропустили, то не было на месте нужного специалиста. Выдаваемые нашим Управлением предписания  обжалуются, а суд не принимает во внимание даже то обстоятельство, что пропуск  был получен,  представитель потенциального участника торгов  вошел в здание мэрии. Суд требует доказательство того, что он был именно в указанном в документации  кабинете, но у него заявку не приняли. Доказывать практически приходится то, что белое – это белое. Но такова позиция суда и от этого никуда не денешься. Приходится искать выход из этой ситуации. А он есть. Доказывать можно разными способами, в том числе, при помощи свидетельских показаний. Арбитражный процессуальный кодекс допускает в качестве доказательств использовать свидетельские показания, а также аудио и видеозапись. Сейчас практически у каждого работающего имеется  сотовый телефон  с функцией аудио или видеозаписи. Используйте их. Защищать свои интересы нужно всеми  допустимыми законом способами, чтобы не быть вытесненным с рынка  потому что  недобросовестные чиновники вступают в  сговор  с вашими конкурентами.

 

 

 

В описанном выше деле доказательств не было, однако, при рассмотрении материалов Комиссией Управления  установлено иное нарушение: в аукционной документации  было указано, что  окончание приема заявок  производится  в  тот же день, когда  производится вскрытие поступивших конвертов с заявками, вот только время окончания приема заявок было указано до 8:00 часов, а рабочий день у заказчика начинается с 8:00. А как можно сдать заявку до начала рабочего дня, если пропуск посетителей в здание начинается с 8:00? На этот вопрос  есть только один ответ: никак.

 

 

 

По результатам рассмотрения данного дела   Комиссией  принято решение  о выдаче предписания, а также решено  направить заявление в суд о признании  этих торгов и заключенного по их результатам муниципального контракта недействительными.

 

 

Начальник отдела защиты

конкуренции и контроля органов власти УФАС по КЧР

Г.Р. Зименко