Распоряжаться казной по закону
С 1 января 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 21 июля
Так сказано в законе. На практике Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской Республике сталкивается с различными нарушениями, в том числе, такими, которые ограничивают конкуренцию и как следствие приводят к ущемлению чьих-либо законных прав и не позволяют наиболее эффективно использовать бюджетные средства.
В ноябре 2006 года вступил в силу Федеральный закон "О защите конкуренции", в котором целая глава посвящена вопросам защиты конкуренции при проведении торгов на размещение государственных и муниципальных заказов. В частности, чтобы не допустить нарушение конкурентных прав участников торгов, запрещаются координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников, создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах. Кроме этого запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Вот с такими ограничениями и сталкивается наше Управление. И тем хозяйствующим субъектам, которые намерены принять участие в торгах (назовем их потенциальными участниками торгов), но не могут сдать заявку потому, что, например, на месте нет нужного специалиста, нужно знать и соблюдать некоторые правила. Эти выводы сделали специалисты нашего Управления в процессе рассмотрения некоторых дел, возбужденных по заявлениям потенциальных участников торгов, которые не смогли подать заявку. Создание препятствий для участия в торгах - это своеобразный сговор между заказчиком и «своим» участником торгов, которому нужно помочь заключить муниципальный контракт и получить за исполнение этого контракта бюджетные средства. Тем более, когда участник аукциона всего один, контракт заключается по максимальной цене, т.к. никакого состязания с целью снизить расходы бюджета не происходит. Единственный участник аукциона в этом случае имеет большую выгоду: получает заказ по максимальной цене. Доказать такой сговор без помощи самих участников торгов крайне сложно, а иногда и невозможно. Доказательства могут собрать только те, кому оказывались препятствия. Даже то, что потенциальный участник торгов перечислил обеспечение заявки, а эти суммы достигают размера сотен тысяч рублей, при обжаловании решения и предписания нашего Управления не является для суда безусловным доказательством того, что заявка на участие в торгах не была принята из-за препятствий, созданных заказчиком. Нужны более веские доказательства, о наличии которых должен позаботиться сам потенциальный участник торгов.
Например, в наше Управление обратился представитель предприятия с заявлением о том, что он не смог сдать заявку на участие в открытом аукционе по ремонту кровли нескольких многоэтажных домов города Черкесска, т.к. на пропускном пункте в здание мэрии города Черкесска его не пропустили: не было сотрудника в том кабинете, который указан в аукционной документации. Пропуск ему, естественно, не был выписан, доказательства того, что он был в мэрии для того, чтобы сдать заявку, отсутствовали. Как результат – в этом аукционе принял участие только один участник, муниципальный контракт заключен по максимальной цене.
К сожалению, это не первая жалоба на препятствия, с которыми сталкиваются в здании мэрии города Черкесска представители потенциальных участников торгов при сдаче заявок. То кого-то не пропустили, то не было на месте нужного специалиста. Выдаваемые нашим Управлением предписания обжалуются, а суд не принимает во внимание даже то обстоятельство, что пропуск был получен, представитель потенциального участника торгов вошел в здание мэрии. Суд требует доказательство того, что он был именно в указанном в документации кабинете, но у него заявку не приняли. Доказывать практически приходится то, что белое – это белое. Но такова позиция суда и от этого никуда не денешься. Приходится искать выход из этой ситуации. А он есть. Доказывать можно разными способами, в том числе, при помощи свидетельских показаний. Арбитражный процессуальный кодекс допускает в качестве доказательств использовать свидетельские показания, а также аудио и видеозапись. Сейчас практически у каждого работающего имеется сотовый телефон с функцией аудио или видеозаписи. Используйте их. Защищать свои интересы нужно всеми допустимыми законом способами, чтобы не быть вытесненным с рынка потому что недобросовестные чиновники вступают в сговор с вашими конкурентами.
В описанном выше деле доказательств не было, однако, при рассмотрении материалов Комиссией Управления установлено иное нарушение: в аукционной документации было указано, что окончание приема заявок производится в тот же день, когда производится вскрытие поступивших конвертов с заявками, вот только время окончания приема заявок было указано до 8:00 часов, а рабочий день у заказчика начинается с 8:00. А как можно сдать заявку до начала рабочего дня, если пропуск посетителей в здание начинается с 8:00? На этот вопрос есть только один ответ: никак.
По результатам рассмотрения данного дела Комиссией принято решение о выдаче предписания, а также решено направить заявление в суд о признании этих торгов и заключенного по их результатам муниципального контракта недействительными.
Начальник отдела защиты
конкуренции и контроля
Г.Р. Зименко