В Москве состоялся Всемирный рекламный конгресс

С 11 по 14 мая 2010 года в Москве проходил 42 Всемирный рекламный конгресс Международной рекламной ассоциации. Соорганизаторами рекламного конгресса являются  Правительство Российской Федерации и правительство г.Москвы , сопредседателями национального организационного комитета  - руководитель  Федеральной антимонопольной службы  России  - И.Ю.Артемьев и мэр г.Москвы – Ю. Лужков.

 

 

Реклама - один из главных элементов  развития конкуренции  в России, способ продвижения товаров на рынке, коммуникация производителя,  продавца с потребителем. Реклама – самый эффективный  способ конкуренции хозяйствующих субъектов и важнейшая составляющая перехода из монополистической  экономики к рыночной,  где есть реклама – там есть конкуренция . До середины 90-х годов  в России отсутствовало специальное правовое регулирование рекламы. Затем был принят Федеральный закон от 18.07.1995г. № 108-ФЗ «О рекламе», который проработал с незначительными изменениями вплоть до начала 2006 года, когда  в процессе совершенствования  правового регулирования рекламы  в марте 2006 года была принята новая редакция закона «О рекламе».

 

 

 

В вопросах регулирования рекламы ФАС России  сталкивается  с дуализмом выполняемых ею функций. Экономическая функция рекламы – реклама должна активно использоваться во всех отраслях экономики, так как способствует развитию конкуренции  и ограничение  использования рекламы отрицательно сказывается на конкуренции.  С экономической точки зрения  рекламы должно быть больше, поэтому в действующей редакции закона РФ «О рекламе»  формируются требования к рекламе , обеспечивающие единое экономическое пространство России и выстраивающее  единый российский рынок.  Именно поэтому в Российской Федерации принят федеральный закон «О рекламе»  и реклама не регулируется  на региональном или муниципальном уровне. Социальная функция рекламы – это обеспечение защиты несовершеннолетних и ограничение  стимулирования спроса на социально-неблагоприятные  товары , такие как алкоголь, табак и иные. Защита детей  при производстве и размещении рекламы - это запрещение показа несовершеннолетних  в опасных местах и ситуациях, запрещение формирования негативных правил поведения в обществе и семье, запрет формирования  корыстных черт характера, запрет дискредитации ребенка, не пользующегося товаром.

 

 

 

К реализации социальной функции государственного регулирования с полным правом отнесены  ограничения на рекламу отдельных товаров - реклама алкоголя и пива, реклама табака и табачных изделий, реклама медицинских услуг, реклама биологически активных добавок к пище , реклама оружия,  финансовых услуг,  игр и пари.

 

 

 

Отдельно хотелось бы остановиться на развитии саморегулирования рекламы.  ФАС России также занимается  неэтичной рекламой. По мнению ФАС РФ  это несвойственная  для государства функция  - следить за этичностью рекламы. В других странах мира  этим занимается само рекламное сообщество. Но в России саморегулирование развито  слабо. По мнению ФАС большинство запретов на рекламу  со временем может исчезнуть , когда само рекламное сообщество возьмёт  на себя функцию по защите потребителей от негативных последствий неэтичной рекламы. На сегодняшний день органами саморегулирования рекламы и профессиональными объединениями участников рекламного рынка разработаны такие важнейший документы, регламентирующие их деятельность как:  Международный рекламный кодекс, Этические кодексы профессиональных участников, Российский рекламный кодекс.  Развитие саморегулирования рекламы напрямую связано с уровнем экономического развития  отдельных отраслей экономики и, как было сказано выше,   в некоторых случаях государство выполняет  функции , которые ему не свойственны и должны выполняться органами саморегулирования. Система саморегулирования  в идеале должна дополнять систему государственного регулирования рекламы.

 

 

Все эти вопросы  являлись  предметом обсуждения  на 42 Всемирном рекламном конгрессе «Государственное регулирование рекламы в России».