Арендные платежи стали непосильными.

 

Актуальность данной темы обусловлена тем, что с 1 февраля 2010 года для некоторых арендаторов в несколько раз по сравнению с 2009 годом увеличены ставки арендной платы за нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности города Черкесска. В связи с указанным повышением в Управление Федеральной антимонопольной службы по КЧР поступили обращения, т.к. такое увеличение аренды «убивает» бизнес, т.е. делает его настолько неконкурентоспособным, что может привести к ликвидации многих предприятий, стабильно работавших до настоящего времени.

Так, для Республиканской детской стоматологической поликлиники аренда увеличилась  более чем в 6 раз, для предпринимателя, который арендует помещение у муниципалитета  под швейный цех – более чем в 4 раза.  И это с учетом того, что в прошлом году аренда для него  уже увеличивалась в 5 раз. Управление заинтересовало такое резкое  увеличение ставок арендной платы не только для республиканских лечебных учреждений, но и для субъектов малого и среднего предпринимательства. По данным заявлениям были возбуждены дела о нарушении антимонопольного законодательства. На заседаниях Комиссии Управления представители Мэрии пытались убедить нас в том, что как собственники муниципального имущества они могут  использовать его  с максимальной выгодой для бюджета г.Черкесска. Из их пояснений было установлено, что при расчетах они ориентируются на рыночную стоимость 1 кв.м. по г.Черкесску и для них не имеет значение для каких целей арендуется данное помещение. Лечебное ли это учреждение или помещение, которое арендует индивидуальный предприниматель ставка, была увеличена почти всем. Увеличение арендной ставки зависит от вида деятельности в данном помещении. Если помещение используется под швейный цех  (коэффициент типа деятельности -9,1), а если это помещение будет отдано в аренду  частному предприятию бытового обслуживания, коэффициент станет сразу  более чем в  2 раза меньше (4,0). А ведь речь идет не о специальных промышленных помещениях, а  в большинстве случаев о помещениях на первых этажах жилых домов. Но не всем был увеличен этот  коэффициент. Если в помещении расположена АТС, коэффициент равен 1,8 (в прошлом году  он был равен 3,9), для автосервисов  коэффициент снижен с 3,9  до  1,4. А вот если та же АТС расположена  в  помещениях  образовательных учреждений, то для неё установлен максимальный коэффициент – 12,0 (как для автомойки).

Много было сказано представителями Мэрии  об исключительной компетенции органа местного самоуправления в отношении установления оплаты за аренду нежилых помещений. Антимонопольное управление и не оспаривает исключительную компетенции Мэрии муниципального образования г.Черкесска. Арендную плату необходимо повышать, но в разумных пределах, а не в 4 раза и не в 6 раз. А для того, чтобы не было произвола, необходимо разработать и утвердить методику расчета ставок арендной платы. При правильной методике прозрачность процедуры будет соблюдена. Сегодня  методики нет, а расчеты ведутся, как пояснили представители Мэрии, на основе оценки стоимости аренды. Эта оценка комиссию не убедила. Исключительная компетенция органа местного самоуправления в данной ситуации ведет к произволу и к принятию необоснованных решений. Как может оплачивать республиканская детская стоматология, которая оказывает стоматологическую помощь детям не только республиканской столицы, но и всей республики,  арендную плату в размере, который  значительно превышает бюджет республиканской детской стоматологической поликлиники за 2010 год. Бюджет утвержден Законом  в  2009 году, а  «холодный душ» в виде дополнительного соглашения об увеличении ставок арендной платы на голову главного врача стоматологической поликлиники полился в январе 2010 года.

К сожалению, Дума г. Черкесска проголосовала за предложенный  Мэрией проект  без внесения каких - либо изменений. А ведь депутаты обязаны поддерживать и принимать решения в пользу  жителей Черкесска. И пополнение бюджета – не единственная задача Думы.  От данного решения страдают муниципальные учреждения, малый и средний бизнес, а в конечном итоге – жители города. Конечно, с развитием рыночных отношений в России значительно возрос оборот нежилых помещений. Нежилые помещения используются юридическими лицами и гражданами в разнообразных целях в качестве административных, складских, торговых, производственных помещений. Они пользуются стабильно высоким спросом, и сделки с ними занимают важное место в современном гражданском обороте. Но ведь речь идет не о фирмах, ресторанах, нотариальных и адвокатских конторах, а о республиканских муниципальных учреждениях, предприятиях, которые выпускают недорогую продукцию для социально слабо защищенных горожан. Завтра с такой арендой вырастут цены. Это закон рынка и никуда от него не денешься. Подобная ситуация складывается не только с республиканской детской стоматологией, но и с РГУЗ «Станция переливания крови»; ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по КЧР» и другие.

Хочется отметить, что в соответствии с Уставом муниципального образования г.Черкесска одним из вопросов местного значения - это организация оказания на территории г.Черкесска медицинской помощи в медицинских учреждениях, организация первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях, скорой медицинской помощи и т.д.    Но, как показывает практика, все обстоит совсем по-другому и не в пользу лечебных медицинских учреждений. А в Республиканскую детскую стоматологическую поликлинику уже поступила  претензия от Управления по имущественным и земельным отношениям мэрии г.Черкесска, в которой указано, что если арендная плата не будет в срок оплачена, договора аренды с этой поликлиникой будет расторгнут, её выселят из занимаемого помещения  и взыщут задолженность в судебном порядке. Получается, что, если средства из республиканского бюджета не поступят в местный бюджет за аренду нежилого помещения, детям республиканской столицы будет негде получать специализированную и квалифицированную стоматологическую помощь. И скорее всего, родителям придется вести своих детей в частные клиники, которые не всегда имеют хорошую репутацию и лицензию на предоставление стоматологической помощи детям.  Но местную власть сложившаяся ситуация, видимо, не беспокоит.

На сегодняшний день вопрос остается открытым. На заседании Комиссии 19 апреля  было решено выдать Думе предписание о нарушении антимонопольного законодательства, обязать  Думу муниципального образования г.Черкесска уменьшить ставки арендной платы за помещения, арендуемые детской стоматологией и довести их до экономически обоснованных размеров.

 

Специалист-эксперт отдела защиты

конкуренции и контроля органов власти

М.В.Дворядкина