Коммунальные платежи- в «окно» монополиста

С начала 2010 года в УФАС по КЧР  участились устные и письменные обращения  жителей г. Черкесска  на то, что прием платежей за услуги водо-тепло-электроснабжения  осуществляет только ООО «Сбытовая энергетическая компания»(ООО СЭК). С целью изучения вопроса о предоставлении потребителям г. Черкесска возможности  оплатить  за коммунальные услуги через иных хозяйствующие субъекты  были направлены запросы  в ООО СЭК, кредитные учреждения и УФПС КЧР.

По представленным материалам выясняется, что прямые договора с коммунальными предприятиями по приему платежей за их услуги заключены этими организациями (ОАО «Черкесские городские электрические сети», ОАО «Водоканал», РГУП «Тепловые сети») только с ООО СЭК. При этом ООО СЭК, ОАО «Черкесские городские электрические сети», ОАО «Водоканал» составляют одну группу лиц. Остальные учреждения принимают плату за коммунальные услуги по договорам с ООО СЭК и перечисляют собранные средства ООО СЭК, а не прямым поставщикам коммунальных услуг. По прямым договорам ООО СЭК за свои услуги получает вознаграждение в размере 3 % от общего сбора, а прочие учреждения по договору с ООО СЭК от 1,5 до 2 %.  Отсутствие прямых договоров с коммунальными предприятиями вынуждает их (конкурентов ООО СЭК) взыскивать с физических лиц также комиссионные сборы в соответствии с порядком предоставления финансовых услуг, что также вынуждает плательщиков коммунальных услуг отказываться от услуг этих организаций.

Данная ситуация создавалась целенаправленно вышеуказанной группой лиц с момента создания ООО СЭК в 2005 году. Целью создания данной организации было разделение сбыта и распределения в электроснабжающей отрасли в г.Черкесске в соответствие законодательством о реформировании электроэнергетики. В конечном итоге создана монопольная структура, которая смогла за несколько лет устранить конкуренцию в сфере услуг по приему платежей за коммунальные услуги.

Из анализа информации, представленной банками и Почтой, следует, что количество  физических лиц, оплативших услуги коммунальных предприятий в их кассы, по годам изменилось следующим образом:

 

                              год

наименование

банка

 

2004

 

2005

 

 

2006

 

 

2007

 

 

2008

 

 

2009

 

ОАО Сбербанк

 

21820

27120

 

4149

 

3348

 

3998

 

2754

 

ОАО Связь Банк        

 

29241

 

28709

 

25587

 

2006

 

346

 

2

 

ОАО АКБ Гелиос

 

300

 

900

 

1200

 

-

 

-

 

-

 

Почта России*

 

 

27979

3352

830

289

 

 

 

 

 

 

 

 

* только за услуги ЖКХ (техобслуживание жилого фонда)

Из таблицы следует:

- количество  оплативших за коммунальные услуги  в ОСБ 8585 Сбербанка России клиентов в 2009 году по сравнению с 2005 годом  уменьшилось почти в 10 раз (27120-2754);

- в АКБ «Гелиос»  в 2004 – 2006 годах  происходило увеличение количества клиентов, оплачивавших за услуги через открытые в этом банке счета (2004 г.- 300, 2005 г. – 900, 2006 г.-1200), однако в конце 2006 г. ООО СЭК расторгло с 01.01.2007 г. договор в связи с открытием своих пунктов  по приему платежей (исх. 474 от 22.11.2006 г.);

- ОАО АКБ «Связь Банк»  количество оплативших за коммунальные услуги  клиентов в 2009 году по сравнению с 2005 годом  уменьшилось в 14354 раза (28709-2).

ООО СЭК  внесено в ЕГРЮЛ 05.03.2005 г. за ОГРН 1050900918991  в связи с его созданием. Местонахождение Общества в соответствии с Уставом ( в редакции от 10.08.2009 г.) – г. Черкесск, ул. Международная, 109. Единственным  учредителем  Общества является  ОАО «Черкесские городские электрические сети». Общество имеет  9 зарегистрированных  видов деятельности по ОКВЭД, в т.ч. 74.84 (предоставление прочих услуг). Приказом УФАС по КЧР № 88 от 21.11.2008 г. Общество включено в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами имеет на рынке предоставления прочих услуг (прием платежей за коммунальные услуги от населения за передачу электроэнергии, распределение воды,  удаление и обработку сточных вод) в  географических границах г. Черкесска  долю в размере более 50 %. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции»  положение ООО СЭК на рынке  является доминирующим.

Общий объем сбора ООО СЭК  денежных средств от населения  за коммунальные услуги за 2009 год составил 631 300,5 тыс. руб., а общий объем доходов  ООО СЭК  по сбору денежных средств от населения  за коммунальные услуги за 2009 год составил 35 876,6 тыс. руб. (5,68 % от общего  объема сбора).

С начала своего создания ООО СЭК в составе группы лиц совершало действия, направленные на ограничение и устранение конкуренции в рассматриваемой сфере. Это и рассылка писем своим конкурентам о необходимости расторжения договоров, это и расторжение самых договоров, заключение договоров с худшими условиями и т.д. В 2008 году УФАС по КЧР возбуждало дело в отношении группы лиц по ст.11 за согласованные действия, направленные на создание препятствий для всех хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по приему платежей. Группа лиц тогда обжаловала предписание антимонопольного управления и к сожалению северокавказские арбитражные суды не нашли согласованности действий в очевидных документах, подписанных действующими лицами, и последовавших вслед за этим событиях.

С 2008 года ООО СЭК, развивая общую тенденцию, совершило действия, приведшие к практическому устранению конкуренции в данной сфере.

Оценив имеющиеся материалы и информацию, УФАС по КЧР определением от 01.03.2010 г.  возбуждено дело  в отношении ООО СЭК по признакам нарушения  части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в его действиях (бездействии), результатом которых являются или могут являться  недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

9 марта 2010 года состоялось первое заседание Комиссии УФАС по КЧР по данному делу, по результатам которого выявлена необходимость привлечения к участию в деле УФПС по КЧР и банковские организации и установления  обстоятельств их взаимодействия с ООО СЭК и коммунальными предприятиями.