Итоги 2009 года

Управление Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике подвело итоги деятельности работы за 2009 год.

 

Наиболее серьезные нарушения допускаются при несоблюдении Федерального закона «О защите конкуренции». В 2009 году поступило 41 заявление по признакам нарушения антимонопольного законодательства, по результатам рассмотрения этих заявлений возбуждено 17 дел, по остальным заявлениям нарушений антимонопольного законодательства не выявлено. Возбуждались дела и по собственной инициативе  Управления, в результате за 2009 год рассмотрено 44 дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства и по 34 делам выданы предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. По 10 делам предписания не выдавались в связи с устранением нарушений и их последствий до принятия решения по делу, либо доказательством отсутствия нарушения. 

Типичные нарушения – злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке и действия органов власти, направленных на ограничение конкуренции.

Сотрудниками отдела защиты конкуренции и контроля органов власти УФАС по КЧР проанализировано 3942 акта органов власти на соответствие антимонольным нормам.  

Участились повторные нарушения органами власти. Установлен 21 повторный факт, принятых органами власти различных уровней актов и совершения ими действий (бездействия), ограничивающих конкуренцию.  

Повторные - это те нарушения, которые выявлены антимонопольным органом в течении трех трехлетнего периода наблюдения.

Выездные проверки органов власти проводились в Правительстве КЧР, и в 2-х администрациях муниципальных районов: Зеленчукском и Адыге-Хабльском. В администрациях муниципальных районов выявлены однотипные нарушения,  при определении арендной платы за использование земельных участков под отгонные пастбища и прочие сельскохозяйственные нужды и для установки технологического оборудования. К примеру, два предпринимателя в одном и  том же районе заключили договора аренды земельного участка с администрацией района для установки железобетонной опоры с оборудованием сотовой связи. Одному предпринимателю навязывалась оплата за аренду земельного участка в 4 раза больше, чем другому предпринимателю, тем самым администрация издав постановление и заключив договор с предпринимателем нарушило антимонопольное законодательство. 

Управлением рассмотрено 136 ходатайств о предоставлении государственной помощи (преференции): 1 ходатайство о предоставлении государственной помощи в сумме 766 000 рублей ЗАО «Пчелопром» на развитие производства, переработки, хранения  и реализации  продукции пчеловодства и 135 ходатайств на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках исполнения постановления Правительства РФ от 13.08.2009 г. № 287 «О предоставлении грантовой поддержки начинающим субъектам  малого и среднего предпринимательства на создание собственного бизнеса» на общую сумму  37 869 185 рублей.

Вынесено постановлений за нарушения антимонопольного законодательства  на общую сумму более 126 млн. рублей, из них уплачено и перечислено в федеральный бюджет более 67 млн. руб.

Следует отметить, что в 2009 году вступил в силу «второй антимонопольный пакет», т.е. внесены изменения в Федеральный закон  «О защите конкуренции», который поменялся практически на треть, внесены изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях, а также новая редакция 178 статьи Уголовного Кодекса РФ, предусматривающая уголовную ответственность за наиболее тяжкие нарушения антимонопольного законодательства.

Вновь принятые поправки и изменения в действующий закон расширяют деятельность антимонопольных органов, можно с уверенностью утверждать, что «второй антимонопольный пакет» вооружает антимонопольные органы более совершенным инструментом поддержания честных и справедливых правил конкурентной борьбы, защиты хозяйствующих субъектов от недобросовестных действий монополистов.

 

Главный специалист-эксперт

Отдела защиты конкуренции и контроля органов власти

 

З.У.Узденова