О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения

Обзор

Анализ правоприменительной практики государственных и муниципальных  органов  за последние два года показал, что не влечет  применения взысканий , поскольку не образует  коррупционного проступка:

- ненадлежащее соблюдение запрета, неисполнение обязанности вследствие  непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств ( пожар, военные действия…) , которые объективно препятствуют  представлению сведений о доходах, расходах , об имуществе и обязательствах имущественного характера в установленный законодательством срок или   получению информации ( документов) , необходимых  для достоверного  и полного отражения данных сведений, соблюдению ограничения , запрета требования о предотвращении или урегулировании конфликта интересов;

 

- ошибочное ( неточное) указание  сведений в справке  о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера вследствие ошибок и неточностей , допущенных  госорганом   или иной организацией , выдавших   служащему документы  , на основании которых им заполнялась справка , а также иных  причин, когда неточность в представлении сведений возникла  по причинам, не зависящим от служащего.

         Согласно  положениям  федеральных законов, определяющих специфику  профессиональной   , служебной деятельности служащих,  за нарушение требований законодательства о противодействии коррупции применяются следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор , предупреждение о неполном служебном ( должностном) соответствии; увольнение с государственной  ( муниципальной) службы в связи с утратой  доверия.

         При определении конкретного вида взыскания , которое  подлежит применению, учитываются  следующие  установленные законодательством критерии:

-характер и тяжесть совершенного  нарушения;

-обстоятельства , при которых совершено нарушение;

- соблюдение служащим других запретов , исполнение других обязанностей , установленных в целях противодействия коррупции;

- предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания в виде увольнения  с государственной службы  в связи с утратой доверия могут применяться в следующих случаях:

- сокрытия доходов, имущества, источники происхождения которых служащий не мог пояснить или стоимость которых не соответствовала его доходам;

- значительного завышения служащим  общей суммы доходов, вкладов в банках и иных кредитных организациях, либо полученных кредитов с целью  финансового  обоснования сделок по приобретению земельных участков, объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг;

- сокрытия факта наличия  банковских счетов , движение денежных средств по которым в течение отчетного года не могло быть объяснено исходя из доходов служащего;

- сокрытия информации о фактах получения  доходов от продажи имущества по цене существенно выше рыночной;

- сокрытия информации о фактах получения кредитов на льготных условиях  от банков и иных кредитных организаций, в отношении которых служащий выполнял функции государственного управления.

         Кроме того, фиксировались  случаи, когда  руководителем   принимались решения об увольнении  служащего и в иных случаях, когда тяжесть  и обстоятельства  допущенного правонарушения  свидетельствовали об утрате доверия к служащему со стороны руководства.

         Взыскания в виде замечания  могут быть применены  к гражданским служащим в случаях малозначительности  совершенного им проступка  с обязательным рассмотрением  материалов  на заседании комиссии по соблюдению требований  к служебному поведению  и урегулированию конфликта интересов.

Практическая реализация положений законодательства  , касающегося привлечения  к ответственности за коррупционные правонарушения   свидетельствует  , что в качестве смягчающих рассматриваются следующие  обстоятельства:

-  совершение   нарушения законодательства  о противодействии коррупции впервые;

-  безукоризненное соблюдение  служащим в отчетном периоде  других ограничений, запретов, требований , исполнение обязанностей , установленных в целях противодействия коррупции;

- добровольное сообщение о совершенном  нарушении требований законодательства о  противодействии коррупции;

К отягчающим обстоятельствам  отнесены только следующие:

-  представление противоречивых и недостоверных объяснений, затрудняющих ход проверки;

- наличие неснятого дисциплинарного взыскания;

- нарушение требований законодательства о противодействии коррупции в рамках предыдущих декларационных кампаний.

 

 

 

Заместитель руководителя                               Г.П.Аврахова

 

                                                                           2 ноября  2018 г.