«Борьба с коррупцией продолжается в реализации направлений Плана противодействия коррупции на 2014 -2015 годы».

Обзор

Научное осмысление  проблем противодействия коррупции  происходит постоянно, в то же время, когда  речь идет о коррупционных практиках , периодически возникает потребность определять приоритеты, осуществлять «заземление» научных изысканий. На это ориентирует  новый Национальный План противодействия коррупции на 2014-2015 г.г., утвержденный Указом Президента РФ  от 11 апреля 2014года № 226. В подпункте «е»  п.2 Национального плана  противодействия коррупции впервые определены направления теоретических  исследований , которые должны  проводиться  на основе  анализа законодательства  Российской Федерации о противодействии коррупции и практики его применения.

В настоящее время определены  следующие доминирующие тенденции развития российского антикоррупционного законодательства : наращивание специального антикоррупционного законодательства; усиление антикоррупционного сегмента  отраслевого законодательства ;  расширение использования антикоррупционных правовых средств отраслевой принадлежности.

Сегодня существует проблема конкуренции составов уголовных  преступлений  и административных правонарушений.  Примером может служить статья 19.28 КоАП РФ, принятая  по вопросу ответственности юридических лиц за коррупционные  правонарушения.  Состав данного административного правонарушения взаимосвязан с составами преступлений , предусмотренных  статьями Уголовного кодекса РФ. Это означает, что за совершение указанного деяния должностным лицом юридического лица должностное лицо подлежит уголовной ответственности, а юридическое лицо – административной ответственности.  При этом возникает конкуренция норм  УК РФ и КоАП РФ в части конфискации предмета преступления , предусмотренного ст. 204 УК РФ и административного правонарушения , предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ.  Какие нормы должны применяться , неясно. Но очевидно, что предмет противоправного деяния не может быть конфискован дважды. В настоящее время  насчитывается несколько десятков «пересечений» административной и уголовной ответственности , в которых задействованы статьи Особенной части КоАП РФ и которые создают ситуацию возможной определенной  конкуренции составов , методов уголовно-правового и административного воздействия.

Неопределенность оснований принятия решений  о принадлежности  явно антиобщественного деяния  к сфере уголовно-правовой или  административно-правовой юрисдикции  порождает ситуацию, когда соответствующая квалификация деяния  зависит лишь от должностного лица , что, в свою очередь, создает условия для злоупотреблений.

Есть предложения новой классификации   современных технологий противодействия коррупции, разделенных на три вида: системные, специальные и координационные , а также  отмечена необходимость развития технологии прогнозирования, планирования и управления коррупционными рисками , а также потребность в достижении большей корреляции технологий противодействия коррупции.

Недавно созданное  Управление Президента РФ по вопросам противодействия коррупции   отмечает, что  только 4-5% случаев  коррупции обнаруживается и расследуется, а по результатам социологических опросов  четверть наших граждан вообще не считают , что коррупция является  ненормальным, отклоняющим  явлением.  Сегодня законодательно закреплены антикоррупционные стандарты, определены категории лиц, на которых эти стандарты распространяются, установлены меры ответственности  за их невыполнение, также сформированы  организационные основы противодействия  коррупции. Основным организационным звеном выступают подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, которые созданы в каждом федеральном государственном органе, в ЦБ РФ , в фондах и государственных корпорациях.

Управление Президента РФ по вопросам коррупции наряду с координацией  деятельности  государственных органов  осуществляет контроль за декларированием имущественного положения  высших должностных лиц.  Кроме того , управление  может провести соответствующую проверку в отношении сведений , предоставляемых любыми  другими лицами ,  на которых распространены  антикоррупционные запреты и ограничения.

В новом Национальном плане противодействия коррупции  на 2014-2015 годы значительное внимание уделено совершенствованию организационных основ  реализации  антикоррупционных мер в субъектах РФ , в том числе в части взаимодействия  с институтами гражданского общества.

Отдельной строкой  стоит вопрос – спрос со стороны  бизнеса на коррупционные услуги.  В связи с этим государством ведется работа по  устранению избыточного давления  на субъекты предпринимательской деятельности. Актуальна разработка собственных национальных  стандартов для бизнеса. Опыт уже есть , примером может служить Антикоррупционная хартия российского бизнеса, разработанная российским деловым сообществом, призванная привлечь  внимание предпринимателей к этой проблеме.

 

Заместитель руководителя

Аврахова Г.П.