• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Аналитический отчет о результатах анализа рынка транспортировки и размещения отходов

 

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

о результатах  проведенного  анализа рынка

 

28 июня 2013 г.                                                                                г. Черкесск

 

I. Общие положения

В целях исполнения  функции  антимонопольного органа  по  осуществлению  государственного контроля за экономической концентрацией в рамках предоставленных пунктом 10 части 1  статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  и пунктом 4.3. «Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы», утвержденного приказом ФАС России от 26.01.2011 г. № 30, во исполнение  пункта 3.1. Плана работы  ФАС России по анализу  состояния конкуренции  на товарных рынках на 2013-2014 годы, утвержденного   приказом ФАС России от 19.12.2012 г. № 773/12, Карачаево-Черкесское УФАС России  проводит анализ  рынка услуг  по транспортировке и размещению  твердых коммунальных отходов.

            Настоящий аналитический отчет составлен  по результатам  проведенного анализа.

Целью проведения анализа является: оценка состояния конкурентной среды на  рынках услуг по транспортировке и размещению  твердых коммунальных отходов; положения хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на этих рынках на территории города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики; определения хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемых рынках долю более 35% и внесения их в «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов»; выявления барьеров   входа на рынок (выхода с рынка) и проблем, влияющих на  развитие конкуренции на рассматриваемых рынках,  а также для   предупреждения   и выявления нарушений  антимонопольного законодательства.

 

Источники исходной информации:

1. Реестр лицензий   на деятельность по  сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности, действовавших в период  с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г., предоставленный  Управлением  Росприроднадзора  по КЧР.

2. Сведения за 2012 год Управления  Росприроднадзора  по КЧР об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании   и размещении   отходов производства и потребления по форме 2-ТП (отходы), систематизированные  по видам отходов и классам опасности отходов  для  окружающей среды.

3. Сведения, полученные от  хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по транспортировке и размещению  твердых коммунальных отходов.

4. Иная информация,   предусмотренная пунктом 1.5.  Порядка проведения   анализа состояния конкуренции на товарном рынке.

 

 

            Нормативные документы:

1. Гражданский кодекс РФ.

2.  Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ.

3. Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ).

4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

5. Федеральный закон от 04.05.2011  N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов  деятельности».

6. Постановление Правительства РФ от 10.02.1997 N 155 «Об утверждении правил предоставления услуг  по вывозу твердых и жидких  бытовых отходов».

7. Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000 г. N 818 «О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов».

8Постановление Госстандарта России  от 06.11.2001 № 454-ст «О принятии  и введении  в действие ОКВЭД».

9. Приказ Ростехрегулирования  от 22.11.2007 № 329-ст «ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности».

10. Приказ Минприроды  России от 02.12.2002 № 786  «Об утверждении  федерального классификационного  каталога отходов» (далее – Приказ № 786).

11. Приказ ФАС РФ от  28.04.2010 № 220 «Об утверждении порядка проведения анализа  состояния конкуренции на товарном рынке».

12. Приказ ФАС России от 25.05.2012 N 345  «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией».

13. Национальный стандарт Российской Федерации «ГОСТ Р  53692-2009. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы  технологического  цикла отходов.» (далее - ГОСТ Р 53692-2009) (утвержден и введен в действие приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 № 1092-ст.

14. Иные нормативные    правовые акты, регламентирующие   отношения в сфере  услуг по транспортировке  и размещению твердых коммунальных отходов.

 

Основные понятия,  использованные при проведении данного анализа.

При проведении  анализа  применялись понятия, установленные в соответствии с  нормами  действующего законодательства:

- Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) - перечень образующихся в Российской Федерации отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на окружающую природную среду, в котором каждому  наименованию отходов  присвоен соответствующий   код.

Согласно Закону № 89-ФЗ:

отходы производства и потребления  - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства;

   -  обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов;

-   размещение отходов - хранение и захоронение отходов;

хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования;

- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;

- использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии;

- обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;

- объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое);

- паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе;

- вид отходов - совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

- сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов;

- транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;

- накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

Иные термины и определения применяются в понятии,  определенном действующим  законодательством.

 

II. Определение временного интервала исследования

товарного рынка

Настоящее исследование ограничивается изучением характеристик рынка услуг по транспортировке и размещению  твердых коммунальных (бытовых) отходов, которые сложились до  момента проведения исследования, следовательно, анализ  носит   ретроспективный характер.

Особенностью рынка услуг по транспортировке и размещению  твердых коммунальных (бытовых) отходов является то, что объем рынка зависит от  объема  образующихся отходов потребления, при  этом не подвержен значительным  колебаниям по временам года.

С целью исключения влияния  состава хозяйствующих субъектов, действовавших на данном товарном рынке, временной интервал исследования  установлен в пределах 1 года: с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 года включительно, т.к. период, охватывающий  полный год (все  времена года), достаточен, чтобы учитывать все  периодические колебания  рынка.

 

III. Определение продуктовых границ товарного рынка

Отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности. Класс опасности (токсичности) отходов – это  числовая характеристика отходов, определяющая вид и степень их опасности (токсичности):         

- I класс - чрезвычайно опасные отходы;

- II класс - высокоопасные отходы;

- III класс - умеренно опасные отходы;

- IV класс - малоопасные отходы;

- V класс - практически неопасные отходы.

К отходам потребления относят все образующиеся в результате потребления и/или эксплуатации готовой продукции виды отходов, включая твердые бытовые отходы, медицинские и биологические отходы, упаковочные отходы, а также отходы, образующиеся при функционировании культурно-бытовых, учебных учреждений, организаций и предприятий торговли и общественного питания и других предприятий и организаций общественного назначения; остатки веществ, материалов, предметов, изделий, частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства в результате физического или морального износа в процессах потребления и (или) эксплуатации, а также получившие несовместимые с их дальнейшим использованием повреждения в результате нештатных ситуаций.

В целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья осуществляется деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Как всякая  деятельность она подлежит  законодательному  регулированию.

Глава 39 ГК РФ устанавливает  нормы права, применяемые при  возмездном оказании услуг.  По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Правила главы 39 ГК РФ применимы к договорам оказания услуг по транспортировке и размещению  твердых коммунальных (бытовых) отходов (далее – отходы).

Исходя из вышеизложенного предварительно  продуктовые границы  рынка можно определить как    возмездное оказание услуг.

Определение товара при анализе товарного рынка может быть произведено на основе общероссийских классификаторов продукции и видов экономической деятельности.

ГОСТ Р 53692-2009 устанавливает девять этапов технологического цикла отходов (далее – ТЦО), подлежащих ликвидации:

   1-й этап - появление;

2-й этап - сбор и накопление;

3-й этап - идентификация;

4-й этап - сортировка (с обезвреживанием при необходимости);

5-й этап - паспортизация;

6-й этап - упаковка и маркировка;

7-й этап - транспортирование и складирование (размещение);

8-й этап - хранение;

9-й этап - избавление (путем утилизации и/или удаления отходов):

9.1. - утилизация обезвреженных (инертных) отходов;

9.2.- безопасное размещение отходов I - IV классов опасности на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение отходов I - IV классов опасности угрожает здоровью и жизни людей, может нанести непоправимый вред окружающей среде.

Объектами классификации в общероссийском классификаторе ОК 034-2007 (КПЕС 2002, принят и введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст) является продукция по видам экономической деятельности (ОКПД). Услуги по  сбору, транспортированию, обезвреживанию, размещению отходов включены в  Раздел О          «услуги коммунальные, социальные и персональные прочие»,  подраздел ОА      «услуги коммунальные, социальные и персональные прочие», группу  90 «услуги по удалению сточных вод и отходов, улучшению санитарного состояния и аналогичные услуги», подгруппу 90.02 «услуги по сбору и обработке прочих (твердых) отходов».

Объектами классификации в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).

В ОКВЭД  по  ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), принятым и введенным в действие без отмены действия ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1), установлен раздел О «предоставление    прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подраздел ОА   «предоставление  прочих  коммунальных,  социальных и персональных услуг», включающий группу 90 «сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность» и  подгруппу 90.02  «сбор и обработка прочих отходов». В соответствии с приложением А группировка 90.02     включает, в том числе, сбор отходов производства  и  потребления  в  мусорные баки, баки на колесах, контейнеры и т.п.; эксплуатацию мусорных полигонов; удаление  отходов   методом  сжигания   или   другими          способами; размещение  отходов   на    земле,   захоронение   или запахивание отходов.

В ОК 029-2001 (КДЕС Ред.1) также установлен раздел O «предоставление    прочих   коммунальных,   социальных   и персональных услуг», группа 90 «удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», группировка  90.00.2  "удаление и обработка твердых отходов», которая согласно приложению А включает, в том числе: сбор мусора, хлама, отбросов и отходов; сбор и удаление строительного мусора; уничтожение   отходов  методом  сжигания  или  другими способами (измельчение отходов, свалку отходов на земле          или в воде, захоронение или запахивание отходов); обработку  и  уничтожение  опасных  отходов,   включая очистку загрязненной почвы и не включает торговлю отходами и металлическим ломом.

Согласно указанным классификаторам можно определить самостоятельные   виды услуг по обращению с отходами, формирующие  анализируемый рынок. Это:

-  услуги по транспортировке;

- услуги   по обработке (включают   обезвреживание, размещение, хранение, захоронение, использование и уничтожение).

При проведении настоящего анализа  исследована  деятельность  хозяйствующих субъектов по всем этапам обращения с  твердыми коммунальными отходами по всем этапам обращения с  твердыми коммунальными отходами, образующимися как в процессе осуществления  производственной деятельности (технологические отходы производства), так и образующиеся в процессе  жизнедеятельности  человека. В рамках   настоящего анализа   из всего технологического цикла отходов рассматриваются  лишь услуги по транспортировке (7 этап)  и размещению  твердых коммунальных (бытовых) отходов (этап 9.2.).

Федеральным законом  от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения городского округа.

Необходимо учитывать, что сбор и накопление твердых коммунальных (бытовых) отходов приближены  к местам появления этих отходов. В соответствии   нормами Жилищного Кодекса РФ объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на земельном участке, на котором расположен данный дом, являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме. Услуги по сбору и накоплению отходов  относятся   к  услугам по содержанию мест общего пользования в многоквартирных домах.  Управляющие компании в рамках оказания  услуг по содержанию и ремонту  мест общего пользования  вправе  самостоятельно осуществлять  также и вывоз отходов. В  этом  случае  вывоз отходов   не является  самостоятельной  услугой  транспортировки отходов, т.к. является    составляющей  частью услуги по содержанию и ремонту  мест общего пользования  и  в рамках  настоящего анализа  не учитывается  по следующей причине.

Для  осуществления  деятельности  по транспортировке отходов   не требуется специального разрешения (лицензии). Транспортировка отходов   может осуществляться хозяйствующим  субъектом – собственником отходов, имеющим соответствующие  (специализированные) транспортные средства,  в том числе, управляющей организацией. В этом случае услуга по транспортировке отходов Товаром не является. Товаром услуга по транспортировке отходов  становится только тогда, когда имеется продажа, обмен или иное введение её в оборот как самостоятельной услуги.

Особенностью   данного вида услуг является  то, что услуги по транспортировке  и размещению, связанные с технологическим  циклом отходов, могут предоставляться как    одним  хозяйствующим субъектом (продавцом комплекса  услуг), так и несколькими  хозяйствующими субъектами (продавцами услуг отдельных этапов технологического цикла по обращению с отходами). Данные услуги находятся   в единой, взаимосвязанной, технологической зависимости  и представляют собой   неразрывную технологическую цепочку. Технологическая  зависимость проявляется в том, что  форма контейнеров и площадок  для сбора  отходов зависит от конструкции  машин  для их транспортировки и наоборот;  технология сбора (смешанный, раздельный…) и транспортировки  определяются технологией переработки отходов (осуществляется ли складирование и хранение вывезенных отходов и в дальнейшем их утилизация либо  захоронение) и т.п. 

Следует также учесть, что договоры  даже при оказании  услуг одним хозяйствующим субъектом   могут быть заключены   отдельно по каждому виду услуг.

При определении продуктовых границ  рынка необходимо выявить свойства товаров, определяющих выбор покупателя, а также товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара.

Согласно ГОСТ Р 53692-2009 твердые бытовые отходы (ТБО) - это отходы потребления, образующиеся у населения, в том числе при приготовлении пищи, уборке и ремонте жилых помещений, содержании придомовых территорий и мест общего пользования, содержании в жилых помещениях домашних животных и птиц, а также устаревшие, пришедшие в негодность предметы домашнего обихода.

Правилами  предоставления услуг  по вывозу твердых и жидких  бытовых отходов установлено  понятие твердые бытовые отходы – это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода и др.).

В ФККО в блоке «отходы коммунальные» отсутствует группа «твердые бытовые отходы», но   ведена   группа «твердые коммунальные отходы». Группа «твердые коммунальные отходы» содержит  гораздо большее количество подгрупп, а  понятие «твердые бытовые отходы» устарело, т.к.  не охватывает  все   источники образования отходов   в современной рыночной экономике. В ФККО  по коду 91000000 00 00 0 вид отходов определен  как «твердые коммунальные отходы». В эту же группу  входят отходы  по коду 91100000 00 00 0 «отходы из жилищ» и  по коду  91200000 00 00 0 «отходы потребления  на  производстве,  подобные коммунальным».

В связи  с вышеуказанным  в рамках проведения настоящего анализа     понятия «твердые бытовые отходы» и  «твердые коммунальные отходы»  приняты   за равнозначные, т.е. твердые бытовые отходы именуются  твердыми коммунальными  отходами. Исследуется  транспортировка и размещение  твердых коммунальных отходов  по коду ФККО 91000000 00 00 0.

Конечная цель  всего цикла   по обращению с отходами – это избавление от  образовавшихся отходов. Избавление от отходов  осуществляется путем   их утилизации  и (или) удаления. Собранные отходы от места  сбора  до места  избавления  должны  быть вывезены, т.к. избавление должно быть осуществлено  с учетом   соблюдения   экологических требований.

Для оказания услуг по транспортировке необходимо иметь специализированный транспорт, и  выбор покупателем исполнителя услуг по транспортировке определяется наличием у исполнителя  услуг транспорта, отвечающего  условиям собственника   отходов (емкости  для сбора отходов у собственника  отвечают   возможности спецтранспорта исполнителя  услуг производить  выгрузку отходов из этих емкостей), обеспечивающего безопасную  для окружающей среды транспортировку, отвечающего технологии полигона и т.п.

Удаление отходов  осуществляется   путем безопасного   размещения отходов  I-IV классов опасности  на соответствующих полигонах или уничтожение, если захоронение  таких отходов  угрожает жизни людей, может   нанести непоправимый вред  окружающей среде. Альтернативой    для услуги по размещению твердых коммунальных отходов может  быть  утилизация обезвреженных (инертных) отходов, либо  их уничтожение. Утилизация отходов - это  деятельность, связанная  с  повторным использованием отходов на этапах их технологического цикла  или их  преобразование во вторичные ресурсы. Уничтожение отходов I - IV классов опасности связано с целенаправленной технологической обработкой (в том числе сжиганием), приводящей к практически полному прекращению их существования. При проведении  анализа установлено, что на территории Карачаево-Черкесской Республики утилизация и уничтожение  отходов осуществляется  самими  предприятиями, у которых эти отходы  образуются. В этой  ситуации товар  в  понимании Закона о защите конкуренции отсутствует.

Утилизация  отходов   в виде захоронения   производится на полигонах, расположенных  на территории Карачаево-Черкесской Республики и переданных  в аренду  хозяйствующим субъектам, осуществляющим  захоронение отходов,  вывезенных   с территории муниципального образования  города Черкесска. Это полигоны, расположенные  на земельных участках, переданных  в долгосрочную аренду   ЧГ МУП «Спецавтохозяйство» и ООО «КЧРЭко».

Полигон  для размещения отходов  4-5 классов опасности  расположен на земельном участке мерой 100000кв.м. в Абазинском районе КЧР у с. Бавуко (примерно в 6 км. от  границы г. Черкесска    по направлению на  запад). Земельный участок  в 2010 году предоставлен  в аренду  ЧГ МУП «Спецавтохозяйство» сроком на 10 лет.

В рамках реализации  федеральной  целевой программы «Юг России (2008-2012 годы)», утвержденной постановлением  Правительства РФ от 14.01.2008 N 10 было  запланировано строительство мусороперерабатывающего комплекса с подготовкой инженерных и транспортных   коммуникаций. Мусороперерабатывающий комплекс   планировалось разместить на землях Усть-Джегутинского муниципального района в карьере глин Восточный ОАО «Недра» (примерно 10 км  на юг от границы г. Черкесска) и ввести  в эксплуатацию для  переработки  отходов  всех населенных пунктов  КЧР.  Это мероприятие Программы   до настоящего времени  не реализовано. На отведенном  для мусороперерабатывающего комплекса полигоне  накопление  и сортировка отходов не производится, полигон передан в субаренду  ООО «КЧРЭко», осуществляющему  на этом полигоне  захоронение отходов.  

Деятельность  и по  транспортировке, и по захоронению отходов  осуществляется   одними и теми же хозяйствующими субъектами и входят в одну группировку ОКВЭД.  

В итоге окончательно продуктовые границы рынка определены как услуги  по транспортировке   и размещению твердых  коммунальных (бытовых) отходов.

 

IV. Определение географических границ товарного рынка

Географические границы  рынка – это границы  территории, на которой  приобретатель (приобретатели)   приобретает или   имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести  товар и не имеет  такой  возможности  за её пределами.

Особенность услуги по  транспортировке и размещению твердых коммунальных отходов  состоит в том, что собственник  отходов заинтересован в  минимизации своих расходов  на избавление от них.  Для минимизации расходов  собственника отходов  полигон для захоронения отходов  должен находиться  как можно ближе от места образования (сбора) отходов.  В связи с  тем, что утилизацию отходов можно осуществлять только на соответствующих полигонах и при наличии лицензии, количество хозяйствующих субъектов  на данном рынке ограничено, следовательно, выбор  собственника отходов  также связан  с  минимизацией расходов   и  приоритет отдается   полигону, находящемуся  в  зоне доступности. При этом полигон для размещения отходов может находиться  не  в том  же  муниципальном образовании, что и хозяйствующий  субъект, оказывающий услугу по захоронению твердых коммунальных отходов, т.к.  место расположения полигона  должно отвечать  санитарным, экологическим и иным   требованиям, и в границах муниципального образования  соблюдение этих требований практически невозможно.  Учету для целей настоящего анализа подлежит место образования вывозимых (транспортируемых) отходов. Учитывая эти обстоятельства географические границы рынка услуг по транспортировке  и размещению твердых коммунальных отходов следует считать  местными (локальными).

В рамках проведения настоящего анализа  географическими границами рынка услуг по транспортировке  и размещению твердых коммунальных отходов приняты административные границы муниципального образования города  Черкесска.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих

на товарном рынке

Т.к. конечная цель  всего цикла   по обращению с отходами – это избавление от  них путем   утилизации  и(или) удаления, а удаление отходов  осуществляется   путем безопасного   размещения отходов  I-IV классов опасности  на соответствующих полигонах или уничтожение, статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" устанавливает, что на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности требуется лицензия.

Состав  хозяйствующих субъектов  на анализируемом рынке определен в соответствии с Реестром лицензий  на деятельность   по обезвреживанию и размещению   отходов  I-IV классов опасности, действовавших на территории Карачаево-Черкесской  Республики в анализируемом  временном интервале и информацией из  Государственного  реестра  объектов  размещения отходов     на территории Карачаево-Черкесской  Республики, путем опроса  хозяйствующих субъектов.

В состав хозяйствующих субъектов, оказывающих  услуги  по транспортировке   и размещению твердых  коммунальных  отходов,  включены хозяйствующие субъекты, осуществлявшие эту деятельность  в пределах определенного временного интервала исследования (с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно) и в пределах административных границ  муниципального образования города Черкесска.

Исходя из имеющейся в УФАС по КЧР информации  на товарном рынке сбора (приема) платежей физических лиц за коммунальные ресурсы и услуги в пределах административных границ муниципального образования города Черкесска и  временного интервала с 01.01.2012 по 31.12.2012 включительно действовали  хозяйствующие субъекты, указанные в приложении № 1. Несмотря на то, что  на  территории г. Черкесска осуществляли  деятельность  по транспортировке и утилизации отходов  ООО «Промэкология», ООО «Эколог», ООО «Карачаево-Черкесский  Вторчермет», индивидуальные предприниматели: <> ч,- эти  субъекты  не  включены в состав хозяйствующих субъектов  на рынке услуг транспортировки  и  захоронения  твердых коммунальных  отходов. ООО «Промэкология» осуществляло деятельность по утилизации производственных отходов  предприятий (ртутьсодержащие отходы, машинные масла и автомобильное топливо, кислота при очистке аккумуляторов и т.п. отходы производства). ООО «Эколог» осуществляло демеркуризацию ртутьсодержащих отходов предприятий.  ИП "Т... ". уничтожал медицинские отходы  медучреждений. ООО «Карачаево-Черкесский Вторчермет», индивидуальные предприниматели <> покупали у предприятий  лом черных и цветных металлов.

Представленные действующими на  данном товарном рынке хозяйствующими субъектами данные об объеме товарного рынка позволяют  подтвердить или опровергнуть гипотезу о доминирующем положении любого из них, а также установить влияние любого из них на состояние конкуренции.

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих

субъектов на рынке

Особенностью рынка услуг по транспортировке и размещению  твердых коммунальных (бытовых) отходов является то, что объем рынка в наибольшей степени зависит от  объема  образующихся отходов потребления. При  этом отходы потребления  образуются не только по  месту  проживания граждан, но и в процессе   их трудовой деятельности, т.е. на рабочих местах, при  посещении предприятий, оказывающих  социальные, бытовые, культурно-оздоровительных и иные аналогичные услуги. Раздельный  учет отходов, вывезенных и  размещенных  на полигонах,  отдельно  по  жилым  помещениям  и нежилым помещениям не ведется, т.к.  места  сбора  отходов, в частности,   в жилых зонах,   где расположены  предприятия торговли, общественного питания, бытового обслуживания и пр., являются  общими как для населения, так и  для   расположенных  в  местах сбора  отходов  этих предприятий.

Расчет общего объема товарного рынка за  период времени с 01.01.2012 г. по 31.12.2012 г. включительно в продуктовых  и географических границах рынка по транспортировке и размещению  твердых коммунальных отходов и расчет долей хозяйствующих субъектов на рынке осуществлен на основании  данных об объеме  продаж (объеме   оказанных возмездных услуг по транспортировке и размещению  твердых коммунальных отходов), полученных от действующих  на товарном рынке  хозяйствующих субъектов.

В связи с  тем, что услуги и по транспортировке, и по захоронению осуществляют одни и те же хозяйствующие субъекты, для выявления влияния колебаний доли каждого хозяйствующего субъекта  на его  положение на рынке каждого вида услуг,  расчет объема товарного рынка осуществлен  как  раздельно  по услугам  транспортировки и услугам размещения отходов, так и как  единой услуги, оказываемой  одним хозяйствующим  субъектом. При этом объем оказанной  единой услуги    определен путем сложения  объема  транспортировки и объема  захоронения отходов.

            Объем рынка по транспортировке и размещению  твердых коммунальных отходов определен как сумма объема услуг в стоимостном выражении всех хозяйствующих субъектов, осуществлявших деятельность на этом рынке  на территории г. Черкесска.

Результаты анализа объема  рынка и долей хозяйствующих субъектов приведены в приложениях  № 2, № 2А, № 2Б.

В связи  с незначительным колебанием  долей  хозяйствующих субъектов, исчисленных  по каждому виду услуг и по общей услуге в натуральном и стоимостном  выражении, не влияющей  на  признание хозяйствующего субъекта  доминирующим на  данном  рынке, фактическое положение хозяйствующих субъектов определено в соответствии с объемом оказанной  единой услуги    по   транспортировке  и    захоронению твердых  коммунальных отходов в натуральном выражении.

 

VII. Определение уровня концентрации товарного рынка

На  анализируемом товарном рынке  в анализируемый период осуществляли деятельность  2 хозяйствующих субъекта: ООО «Карачаево-Черкесская экология» и ЧГ МУП «Спецавтохозяйство»,  в связи с чем коэффициент рыночной концентрации  (CR), а также индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI)  на данном рынке не рассчитываются.

Исследуемый рынок относится к рынкам с недостаточно развитой конкуренцией, а потому высококонцентрированный.

 

             VIII. Определение барьеров входа на товарный рынок

Барьеров входа на данный товарный рынок не выявлено. В то же время, опрос  руководителей и специалистов  управляющих компаний  и хозяйствующих субъектов, имеющих лицензии на обращение с отходами, показал, что основной проблемой для входа на данный  рынок  является  экономическая.

Для  осуществления  деятельности по  транспортировке  отходов  необходим специализированный транспорт,  вид и тип которого соответствует оборудованию  для сбора мусора (контейнера или бункеры, мусоросборочные машины), размещению  площадок для сбора  отходов.

Для  осуществления  размещения отходов  необходим земельный участок  для  размещения полигона. Количество  пригодных для этой цели земельных участков  ограничено.  Обустройство полигона с учетом требований   экологического, санитарного, земельного законодательства также требует значительных  затрат.

Барьеров  в виде   лицензирования  деятельности на данном  рынке  не выявлено.

 

IX. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке

Рассматриваемый товарный рынок является высококонцентрированным,  относится  к рынку с неразвитой конкуренцией.

 

X. Выводы и предложения

Черкесское городское муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города» согласно приказу  № 33 от 07.08.2001 г. состоит в  «Реестре хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара  в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признании доминирующего положения хозяйствующих субъектов» по ОКВЭД 90.00.3 «уборка территории и аналогичная деятельность»  с долей  более 50 %.

Согласно настоящему анализу в отношении  Черкесского городского муниципального унитарного предприятия «Специализированное автохозяйство по уборке города» в Реестр должны быть  внесены изменения.

Черкесское городское муниципальное унитарное предприятие «Специализированное автохозяйство по уборке города» должно быть включено в Реестр в соответствии с  укрупненной классификацией  видов экономической деятельности  по Разделу О «предоставление    прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», ОКВЭД 90.02  «сбор и обработка прочих отходов» в  географических границах рынка «город Черкесск» с долей  > 65%.

 

Начальник отдела защиты                                                           Д.А.Чагарова

конкуренции и контроля

органов власти

 

Исполнитель: специалист-эксперт

отдела защиты  конкуренции                                      

и контроля органов власти                                                            Г.Р.Зименко