Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению в Ногайском муниципальном районе КЧР

Общие положения

 

Анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведения проводится для исследования товарного рынка в границах Ногайского муниципального района.

Цель анализа -  оценка состояния конкурентной среды на рынке услуг по водоснабжению и водоотведению, определение хозяйствующих субъектов, имеющих на рассматриваемом рынке долю более 35 процентов и внесения их в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Основным источником данных о составе хозяйствующих субъектов, действующих на рынке, являются данные, представленные органом местного самоуправления – администрацией Ногайского муниципального района.

Основным источником информации для расчета объема товарного рынка, долей хозяйствующих субъектов являются данные, представленные хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по водоснабжению.

 

Временной интервал исследования

 

Временной интервал исследования рынка: 2009 и 2010 годы.

Анализ состояния конкуренции проводился на основе показателей, рассчитанных за 2009 г. и 2010 г. отдельно.

 

III. Продуктовые границы товарного рынка

 

В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее – Правила пользования системами), под водоснабжением понимают технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Под водоотведением понимают технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации.

Согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (далее - ОКВЭД) 029-2007,

услуга водоснабжения относится к разделу Е «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», подразделу ЕА «Производство, передача и распределение электроэнергии, газа, пара и воды», классу 41 «Сбор, очистка и распределение воды»;

услуга водоотведения относится к разделу О «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», подразделу ОА «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», классу 90 «Сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность», подклассу 90.01 «Сбор и обработка сточных вод».

В разделе «А» - «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» имеется код:

- 01.41.3 предоставление услуг по эксплуатации мелиоративных систем.  Эта группировка включает: оказание услуг по подаче воды водопользователям, сельхозтоваропроизводителям и сельскому населению.

Процесс водоснабжения включает следующие стадии: забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.

Процесс водоотведения включает в себя сбор и транспортировку сточных вод на очистные сооружения.

Деятельность по водоснабжению и водоотведению относится к регулируемым видам деятельности.

Указанная деятельность регулируется Федеральным законом от 30.12.2004    № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 г. № 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

Можно выделить две основные категории водопотребления:

- хозяйственно-питьевые нужды (питье, приготовление пищи, умывание, стирка, поддержание чистоты жилищ и т. д.);

- производственные нужды (расход предприятиями промышленности, транспорта, энергетики, сельского хозяйства и т. д.).

Основной характеристикой воды является ее качество. Так, к питьевой воде предъявляются требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Для доведения качества воды до требуемых норм используют водоподготовку.

По собираемым стокам канализация подразделяется на:

- хозяйственно-бытовую канализацию;

- дождевую канализацию;

- производственную канализацию.

Хозяйственно-бытовая канализация бывает централизованная и автономная.

Водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем. При этом услуга водоснабжения может оказываться без одновременного оказания услуги водоотведения. Изложенное позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.

Учитывая изложенное, в целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка будут являться услуга водоснабжения и услуга водоотведения.

 

IV. Географические границы товарного рынка

 

Географические границы товарного рынка – это территория, на которой покупатель (покупатели) приобретает или имеет экономическую возможность приобрести товар (услуги) и не имеет такой возможности за ее пределами.

Предварительно географические границы рынка определяются в административных границах Ногайского муниципального района.

В сфере коммунальных услуг географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей предоставления этих услуг, в частности: наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей); возможностей покупателей по доступу к инфраструктуре и её использованию (подключению к сетям).

Все многообразие встречающихся на практике систем водоснабжения классифици­руется по следующим основным признакам:

- по назначению: хозяйственно-питьевые; противопожарные; производственные; сельскохозяйственные;

- по характеру используемых природных источников: системы, получающие во­ду из поверхностных источников (реки, озера, водохранилища, моря, океаны); системы, забирающие воду из подземных источников (артезианские, грунтовые); системы сме­шанного питания (при использовании различных видов водоисточников);

- по способу доставки и распределения воды: централизованные; децентрализо­ванные; комбинированные.

В соответствии с Правилами пользования системами централизованная система коммунального водоснабжения представляет собой комплекс инженерных сооружений населенных пунктов для забора, подготовки, транспортировки и передачи абонентам питьевой воды.

Таким образом, для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями водопроводно-канализационного хозяйства потребителям в пределах расположения сетей водоснабжения и водоотведения. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к сетям инженерно-технического обеспечения которого он присоединен.  Присоединение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.

Учитывая изложенное, географическими границами рынка будут границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги водоснабжения и водоотведения.

 

V. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарных рынках

Покупатели. 

На исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы покупателей:

1. население и организации, потребляющее услуги водоснабжения и водоотведения для коммунально-бытовых нужд;

2. организации, использующие услуги водоснабжения и водоотведения для производственных нужд.

Продавцы.

В соответствии с методическими рекомендациями в состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.

Потребителями услуг водоснабжения и водоотведения являются население, промышленные предприятия и т.д., присоединённые к соответствующим инженерным сетям.

На данном рынке в 2009-2010 г.г. действовали следующие хозяйствующие субъекты:

- XXX;

- XXX

- XXX.

 

VI. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке

Оценка объема рынка водоснабжения осуществляется на основании объема питьевой воды, реализованной конечным потребителям, выраженного в м3.

Объем рынка водоснабжения определяется как сумма объемов питьевой воды, реализованной конечным потребителям хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоснабжения.

Оценка рынка водоотведения осуществляется на основании объема сточных вод, отведенного на очистные сооружения, выраженного  в м3.

Объем рынка водоотведения определяется как сумма объемов сточных вод, отведенных на очистные сооружения хозяйствующими субъектами, осуществляющими оказание услуг водоотведения.

Предприятия между собой не конкурируют, так как обслуживают население и организации в разных сельских поселениях Ногайского муниципального района.

Следует отметить, что в небольших населенных пунктах, как правило, централизованное водоснабжение отсутствует. Канализационные системы есть только в Эркин-Шахарском сельском поселении.  

Анализ рынков водоснабжения и водоотведения, показал, что он состоит из ряда локальных (местных) рынков. Географические границы каждого из этих рынков определяются территорией прохождения сетей водоснабжения и водоотведения, то есть экономической возможностью покупателей приобретать услуги именно на данной территории и отсутствием такой возможности за ее пределами.

Как правило, каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах территорий расположения инфраструктуры водоснабжения и водоотведения занимает доминирующее положение с долей равной 100%.

VII. Уровень концентрации товарного рынка

В силу отсутствия конкуренции на рынках водоснабжения и водоотведения индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI) на каждом из них = 10000. Рынки относятся к высококонцентрированному типу.

Коэффициент рыночной концентрации CR3 не рассчитывается по причине отсутствия на данном рынке конкурентов.

 

VIII. Барьеры входа на товарный рынок

 

1. Строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, что является экономическим ограничением и затрудняет хозяйствующим субъектам вход на исследуемый товарный рынок.

2. Объекты водоснабжения и водоотведения характеризуются высокой степенью износа, требуют крупных инвестиций.

3. Необходимость получения разрешений на пользование подземными водными объектами.

Осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению предполагает использование водных объектов. В соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными  водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.

4. Преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка.

Предусмотренная законодательством Российской Федерации процедура получения права пользования водными объектами не позволяет получить право пользования водными объектами в случае, если  заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, в том числе сведения о наличии на законном основании имущества, необходимого для оказания услуг.

Указанные барьеры входа на товарный рынок являются непреодолимыми, т.к. затраты на преодоление барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок экономически не оправдываются доходами (преимуществами), которые получит хозяйствующий субъект, собирающийся войти на данный товарный рынок.

 Административные ограничения, вводимые органами местного самоуправления, в частности, такие как предоставление льгот, отдельным хозяйствующим субъектам отсутствуют. 

IX. Оценка состояния конкурентной среды на товарном рынке

Низкая платежеспособность населения не способствует привлекательности рынка коммунальных услуг, в частности, водоснабжения и водоотведения, для входа новых хозяйствующих субъектов на рассматриваемый рынок.

Анализируемые рынки услуг водоснабжения и водоотведения в установленных географических границах относятся к  высококонцентрированным, с неразвитой конкуренцией. Как правило, каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах территорий расположения инфраструктуры занимает доминирующее положение с долей равной 100%.

По результатам проведенного анализа рынка, следует включить в Реестре, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», предприятия:

1. ФГУ «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» в лице  Адыге-Хабльского филиала (369330, Карачаево-Черкесская Республика, Адыге-Хабльский район, а. Адыге-Хабль, ул. Первомайская,  142)  по позиции предоставление услуг по эксплуатации мелиоративных систем  ОКВЭД 01.41.3 в границах Адиль-Халкского, Эркен-Юртского, Эркин-Халкского сельских поселений Ногайского  муниципального района.

2. ФГУ «Управление   мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Карачаево-Черкесской Республике» в лице  Хабезского филиала (369400, Карачаево-Черкесская республика, Хабезский район, а. Хабез, ул. Хабекова,  д. 157, корп. А) по позиции предоставление услуг по эксплуатации мелиоративных систем  (ОКВЭД 01.41.3), в границах Икон-Халкского сельского поселения  Ногайского муниципального района.

3.  Эркин-Шахарское муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (369341, КЧР, Ногайский район, п. Эркин-Шахар, ул. Советов, 7) по позициям:

 - услуги по распределению воды (ОКВЭД 41.00.2), в границах Эркин – Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального района;

- услуги по сбору и обработке сточных вод (ОКВЭД 90.01), в границах Эркин – Шахарского сельского поселения Ногайского муниципального района.

 

 

Начальник отдела защиты                                                          

конкуренции и контроля

органов власти

Д.А.Чагарова

 

 

 

Исполнитель: Главный специалист-эксперт

отдела защиты  конкуренции                                      

и контроля органов власти                                                

З.У. Узденова